Воскресенье, 29 Янв 2023, 09:15
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы
Разработку урока литературы предоставила: Зинина Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка литературы гимназии №5 в городе Домодедово, МО.
email: zininate@mail.ru

«Каждый цвет уже намек,- Ты поймешь мои признанья; Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья», - писал А.А. Фет в стихотворении «Язык цветов». Что может более располагать к мечтанию, что может перенести в волшебный мир грез, как не букет цветов. Цветы - радость, выражение наших чувств, влечений сердца и поисков разума, «цветы – остатки рая на земле».

Кроме символики цвета, каждый конкретный цветок несет в себе определенный символ. Так белая гвоздика говорит о доверии, а красная - о горячих чувствах. Желтая роза «сомневается» в искренности любви, красная - тайно «признается» в пылких чувствах. Если учесть эти особенности и в русской культуре, то случайные, казалось бы, детали известных произведений русской классики вдруг начинают приобретать новый, особенный смысл. Исследуя символику цветов, постараемся выяснить, что означает в произведениях ряда писателей цветок, проанализировать исторические факты, связанные с цветами и жизнью писателей.

Роза - царица цветов. Ей поклонялись, ее любили и воспевали с незапамятных времен. У Иоганна Вольфганга Гете есть стихотворение «Дикая роза», в котором он сравнивает розу с неприступной и в то же время опасной девушкой. Мальчик, который пытается сорвать прекрасную розу, страдает от ее острых шипов: « Он сорвал, забывши страх, Розу в чистом поле. Кровь алела на шипах. Но она – увы и ах! – Не спаслась от боли». Так страдают многие люди, которых пленяет красота. Поэтому Гейне показал через поступок мальчика, что и человек, пленивший кого-то красотой, сам страдает от этого. Стихотворение Гейне воскрешает воспоминания о встрече с постаревшей кузиной Терезой, героиней цикла «Опять на родине» из «Книги песен». В этом стихотворении роза - символ утраты молодости и искусства: «Генрих, вспомни! Генрих, верь!» От восхода до заката. И беда лишь в том теперь, Что невеста бородата».

Не только в стихах, но и в прозе писатели описывали розу. Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет внимание розе: «…Однажды, часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз…». Базаров с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, что докторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу из срезанного ею букета. «Какую вам, красную или белую?» - спросила Фенечка. «Красную и не слишком большую», - ответил Базаров». Тургенев оставляет на волю читателя делать различные предположения… Возможно, Базаров способен все-таки нравиться женщинам, а может, ему хочется чьего-то сочувствия и сострадания, и его слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», - были далеко не шуточными. Получается, что Базаров с помощью розы иносказательно просил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Словно в противовес другим писателям роза у Тургенева - символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы, которая не дает нам выйти из мира огорчения.

Символом красоты и любви в «Персидских мотивах» у Сергея Есенина является образ розы: «Красной розой поцелуи веют, Лепестками тая на губах…», «Розы, как светильники, горят И опять мне о далеком крае Свежестью упругой говорят», «Тихо розы бегут по полям…».

В Веймаре повсюду можно встретить фиалки. Народ называет их фиалками Гёте, потому что великий поэт питал к этому цветку столь страстную любовь, что никогда не выходил на прогулку, не захватив с собой его семян, которые потом рассеивал по пути всюду, где только мог. И теперь, хотя давно уже нет поэта, каждую весну окрестности Веймара превращаются в роскошный ковер из фиалок. В своем стихотворении «Фиалка» он описывает ее как скромный, невзрачный цветок: «Росла, невзрачна и скромна…». Гете сравнивает фиалку с простым, добрым человеком, которому не нужно золотых гор и превосходства над другими. Совсем по-другому символизируют фиалку японские писатели: «Кто он, безвестный? На меже заглохшего поля Собирает фиалки. Как сильно, должно быть, печаль Сердце его омрачила». Фиалка растет на заглохшем поле, как тусклая надежда, а может, даже скорбь, она символ печали, боли, горести.

Хризантема - это национальный цветок, любимица Японии. Часто её называют «кику», что означает «солнце». Есть и стихотворения, в которых японцы описывают хризантему: «Осенью поздней Ни один не сравнится цветок С белою хризантемой. Ты ей место свое уступи, Сторонись ее, утренний иней!» Они сравнивают ее с какой-то опасной стихией. Хризантема не похожа на другие цветы, она отличается от них своей загадочностью. Вот что написал неизвестный автор: «Видели всё на свете Мои глаза – и вернулись К вам, белые хризантемы». Это хокку подтверждает, что нет ничего прекраснее хризантемы-солнца.

В Древней Греции была игра, которую называли игра в любовь. В нее играли, используя цветки мака, а сам цветок называли любовным шпионом. В России цветы мака не имеют особого значения, но церковные купола часто носят название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину называлась даже в народе «Москва - золотые маковки». Стихотворение «Маки» - портрет земной и небесной души Иннокентия Анненского. Здесь и восхищение миром, и сострадание ко всему живущему, обреченному на старение, смерть. Короткое цветение и увядание маков – время всей человеческой жизни: «Все маки пятнами – как жадное бессилье, Как губы, полные соблазна и отрав, Как алых бабочек развернутые крылья… И маки сохлые, как головы старух, Осенены с небес сияющим потиром». Анненский показал, как коротка и недолговечна наша жизнь, и что мы должны беречь каждое мгновение и каждую секунду нашего счастья.

Самым ярким украшением севера является василёк. Трудно обойти молчанием прелестную басню Крылова «Василёк», в которой этот цветок сыграл историческую роль. Басня, как известно, посвящена императрице Марии Федоровне (матери императора Александра I) и начинается так: « В глуши расцветший василек/ Вдруг захирел, завял до половины/ И, голову склоняя на стебелек,/ Уныло ждал кончины...». Рассказывают, что, когда в 1823 году с Крыловым сделался сильный апоплексический удар, императрица Мария Федоровна, питавшая к нашему знаменитому баснописцу большое расположение, прислала ему букет цветов и переселила его для поправления здоровья к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он скорее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова, а когда он поправился, то первой написанной им после тяжелой болезни басней была «Василек», в которой он, выражая свою благодарность, под солнцем изобразил императрицу, а себя - в виде василька, простого дикого цветка, который недостоин того, как это высказывает в басне жук, чтобы солнышко его пригрело. Но тем не менее восклицает он с восторгом в заключение: «Солнышко взошло, природу осветило, По царству флорину рассыпало лучи И бедный василек, завянувший в ночи, Небесным взором оживило». Василёк у многих писателей является символом скромности и спокойствия. Крылов показал различия между людьми, как это являлось между ним и царицей. Букет из васильков будто бы и подал Крылову мысль написать басню «Василек» и изобразить себя под именем этого скромного полевого цветочка.

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Но если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (04 Апр 2012)
Просмотров: 1054 | Теги: цветов, литературы, зарубежной, символика, произведениях, русской | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
29 Янв 2023
09:15


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz