Вторник, 30 Ноя 2021, 01:01
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51552


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Разработка урока на тему: Человек на планете людей (по сказке для взрослых «Маленький принц»)
Тема: Человек на планете людей (по сказке для взрослых «Маленький принц»).

Цель:
1. Ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
2. Работа по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
3. Развитие читательского интереса учащихся.
4. Уяснение общности гуманистических тенденций в жизни и литературе.

Ход урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя - Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся от-ветственность за всё, что происходит в мире.
Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан де Сент-Экзюпери в самолетах - 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.
Он говорил:
- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.
Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил «Я из моего детства», люди понимали, что этим он объясняет — и самому себе, и всем, кого любит, — почему разумным советам он так часто предпочитает решения, на взгляд многих, почти безрассудные.
Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.
«Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь...» - писал он.
В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:
«Говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».
Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.
- Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал, - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.
- Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?
- Кто еще решился бы летать так низко в этих горах? - ответил Гийоме.
Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», - успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.
Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».
Как близка была ему мудрость этих слов.
Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».
Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.
Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.
- В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Сент-Экзюпери дружил, - рассказывает биограф писателя Марсель Мито.
- В чем дело? - спросил Антуан, склоняясь над малышкой.
Вместо плачущей девочки ответила мать:
- Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?
- Право, не знаю, мадам! - с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что девочка тотчас же перестала плакать.
На следующий день он пришел на ферму с маленьким зонтиком.
Может быть, ему вспомнилось и встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал:
«Маленькая девочка в слезах. Эту девочку нужно утешить. Только тогда в мире порядок».
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942 г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.
Иногда его подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.
Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.
Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.
Учитель: Итак, Маленький принц. Отсюда он прилетел? Где и при каких обстоятельствах встречался с ним автор?
Ученик: Маленький принц прилетел с маленькой планеты – астероида Б-612. Автор потерпел аварию в пустыне, здесь он и встречался с золотоволосым мальчиком, который просит его нарисовать барашка.
Учитель: Как маленький принц жил на своей планете?
Ученик: Он твердо усвоил правило: «встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету». Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.
Учитель: По словарю вы уточняли значение слова «баобаб». Что это такое?
Ученик: Это большое тропическое растение с очень толстым стволом и сильной корневой системой.
Учитель: Почему же автор говорит нам: «Дети, берегитесь баобабов!» Чем же они опасны?
Ученик: Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него уже не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья. Рассказ этот метафоричен. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.
Учитель: Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка?
Ученик: На его планете растет Роза, которую он взрастил, взлелеял, берег, и он боится, что барашек может её съесть.
Учитель: Почему он этого боится?
Ученик: Потому что Маленький принц любит Розу. Это был лишь красивый и капризный цветок.
Учитель: Давайте найдем в тексте то место, где появляется Роза. Как описывает её автор?
Ученик: (гл. 8, отрывок, акцентируя внимание на глаголах)
- прихорашивалась, подбирала краски, хотела показаться в блеске своей красоты, лепестки раскрылись.

Диалог Розы и Маленького принца читаем по ролям.

Учитель: Почему же Маленький принц улетает от нее?
Ученик: Он любил Розу, но она ничем не выказывала своей симпатии к нему. Он обиделся и решил улететь.
Учитель: Каждый герой сказки дарит нам свою мудрость. Чему учит нас здесь золотоволосый мальчик?
Ученик читает: «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать!»
Учитель: А в чем мудрость Розы? Чему она учит нас?
Ученик: Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, она ни в чем не упрекнула Маленького принца, гордо указав на четыре шипа, которыми вооружила ее природа, потому что не хотела признаться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно любимому.
Прощание их проникнуто грустью и нежностью: «И ни слова упрека», «Откуда эта тихая нежность?»

Прощание с Розой читается по ролям (гл. IХ)

Учитель: Что же, по-вашему, подарила Роза на прощание Маленькому принцу?
Ученик: Наверное, самое прекрасное, что может подарить любимая — потребность в тебе, в твоей защите, слова «ты мне нужен», если они не сказаны. Улетев, Маленький принц помнит о Розе, страдает от того, что нет ее рядом, вот и намордник просит нарисовать, заботясь о цветке, даже вдали от него.
Учитель: Где побывал Маленький принц? Чем поучительны его встречи?
Ученик: Посещение короля. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».
Посещение честолюбца. Честолюбие – жажда известности стремление к почетному положению - хорошо в разумных пределах.
«Тщеславные люди глухи по всему, кроме похвал».
Посещение пьяницы. Пьяница пьет от того, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно.
Посещение делового человека. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
Посещение фонарщика. Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка. И в счастье спасения, в мерцании этого далекого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или простого близкого человека маяком – в этом, наверное, счастье человека. Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,
на море тишь да гладь...
Может быть, это стыдно –
так безнадежно ждать?
Напрасный огонь лучится,
виден издалека...
Я не могу отлучиться
с забытого маяка.
Я не могу отлучиться
ни на единый час -
вдруг что-нибудь случится с тобой...
А огонь погас!

Учитель: И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?
Ученик: Он увидел целое поле роз, совсем таких же, как та, которую он оставил на своей планете. «А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. Он лег на траву и заплакал».
Учитель: Потом Маленький принц встречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет.

Чтение по ролям гл. ХХI

Какой секрет открыл Лис, какую мудрость дарит он нам?

Ученик: Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили и ты тоже должен приручить. Но помни: ты всегда в ответе за того, кого приручил.
Ученик: Маленький принц понял, что его Роза - совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за ее в ответе.
Ученик: Лис сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.
Учитель: Потом – поиск воды, долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота», из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу».
Как вы это понимаете?
Ученик: Все в жизни непростое – роза, звезды, смех... только нужно это видеть сердцем.
Учитель: Как вы понимаете слово – приручить?
Ученик: Надо не только давать живому существу вволю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к нему, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье; не просто давать то, что необходимо для жизни – это может всякий, - а приручить - это всегда требует таланта, и не обычного, а самого редкого - таланта сердца.
Учитель: Какая мудрость открывается нам писателем?
Ученики:
1. Прекрасно, когда человек умеет приручить и быть за это в ответе.
2. Зорко одно лишь сердце.
3. Мне пришли на память стихи Сильвы Капутикян, которые подтверждают эту мудрость:

Да, я сказала «уходи»,
Но почему ты не остался?
Сказала я: «Прощай, не жди»,
Но как же ты со мной расстался?
Моим словам наперекор
Глаза мне застилали слезы...
Зачем доверился словам?
Зачем глазам не доверял?

Учитель: И еще одну мудрость открывает нам писатель. Маленький принц и летчик идут на поиск воды. Какими красками и звуками наполнен этот поиск.
Вслушайтесь, всмотритесь в эти строки, помните – зорко одно лишь сердце (краткий анализ отрывка)

Обобщение. «... У каждого человека - свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других - это просто маленькие огоньки», - так говорил Маленький принц, а писатель Антуан де Сент-Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили.

На дом: сочинение-миниатюра «Что я хотел бы сказать Маленькому принцу».
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (18 Июн 2012)
Просмотров: 1785 | Теги: планете, разработка, людей, сказке, на, (По, человек, тему:, урока | Рейтинг: 1.3/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
30 Ноя 2021
01:01


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz