Воскресенье, 29 Янв 2023, 08:30
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Расширение лингвистического и культурологического кругозора во внеклассной работе с учащимися
Разработку внеклассного мероприятия предоставила: Зинина Татьяна Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы гимназии №5 в городе Домодедово, МО.
email: zininate@mail.ru

Чтобы воспринимать культурные
ценности во всей их полноте,
необходимо знать их происхождение,
процесс их созидания и исторического
изменения, заложенную в них
культурную память.
Д.С. Лихачев

Именно память помогает человечеству
преодолевать время, она накапливает то,
что называется культурой.
Д.С. Лихачев

Лингвистическая компетенция… Что это за понятие? Как и с помощью чего сформировать его у учащихся? Где взять необходимый материал?

В общем виде компетенция – это объём знаний в какой-нибудь конкретной области. В лингвистике – это знание языка. Сам термин компетенция в лингвистику был введён американским учёным Ноамом Хомским в 1965 году для расширения круга лингвистических знаний. В Программе по русскому языку читаем: «Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка». Следовательно, лингвистическая компетенция – это область лингвистических знаний, которая включает в себя элементы науки о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Знание учащимися научной терминологии, а также представление об этапах развития отечественной русистики, о виднейших ученых, которые совершили открытия в законах русского языка, его нормах и функциях – это, с современной точки зрения, не что иное, как лингвистическая компетенция.

Существует три пути формирования лингвистической компетенции: информационный, дискуссионный и творческий. Информационный путь позволяет учителю передать новую информацию с помощью чтения учебно-познавательных материалов о языковедах и научных открытиях, пересказа прочитанного, сообщений, свободных диктантов, изложений, бесед, лекций… Дискуссионный путь формирует личную позицию, собственную точку зрения по обсуждаемому, спорному вопросу. Творческий путь позволяет осмыслить вклад лингвистов в науку, оценить труды и открытия языковедов через сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное интервью.

Любой из названных путей включает различные этапы работы с новой информацией:

1) этап ознакомления (здесь сообщаются сведения по истории лингвистической науки и о научном вкладе русистов),
2) этап усвоения, который позволяет запомнить, осмыслить, осознать новую научно-популярную информацию,
3) этап интерпретации полученных сведений (основан на творческой переработке и самостоятельной оценке учениками спорных вопросов истории русистики).

Прекрасная возможность изучить этапы развития отечественной русистики, узнать имена трудолюбивых и талантливых исследователей, замечательных людей, которые посвятили жизнь служению науке, - это не только уроки русского языка, но и внеклассная работа по предмету. Внеклассная работа по русскому языку имеет своё содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы. Привить любовь к великому русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания – главная цель, которую решает учитель-предметник.

«Основная цель внеклассной работы, - писала А.Д. Дейкина, - «всколыхнуть детские души», эмоционально воздействовать через её содержание и тональность на школьников…». Этому помогают инсценировки, лингвистические викторины, тематические классные кроссворды и другие виды творческих заданий, которые может предложить учитель. Лингвистическая викторина, учебный кроссворд и приём вымышленного интервью, использованный в инсценировке, строятся на тематически близких вопросах и ответах. Такие формы работы пробуждают в школьниках любознательность и помогают, по мнению С.Шаповала, «распространить опыт, накопленный в науке, на более широкую, чем ученые, аудиторию». Так, например, в 5 – 7 классах можно провести накануне Дня славянской письменности и культуры (24 мая) или к Международному Дню грамотности (сентябрь) тематический классный час, посвященный изобретению алфавита великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием «История нашей азбуки». Заранее подготовить костюмы для участников инсценировки (длинные платья-хитоны для «Кирилла», «Мефодия» и «Приезжего человека», шапку-треуголку и мундир для «Военного», будёновку и шинель для «Красноармейца»), оформить стенды с книгами, посвященными жизни славянских просветителей, ксерокопиями портретов Кирилла и Мефодия, другими познавательными материалами. В 7 – 9 классах полезно поговорить о творческом союзе А.С. Пушкина и В.И. Даля, «О лингвистах и лингвистичекой науке XX века». Эти темы будут не только доступны, но и полезны, и интересны учащимся. А знакомство с историей создания В.И. Далем «Толкового словаря живого великорусского языка», рассказ о составителе словаря и о значении творческого союза А.С. Пушкина и В.И. Даля также расширит лингвистическую эрудицию учащихся.

Биографии и научные труды таких выдающихся личностей в русской лингвистике, как М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, В.И. Даля, Ф.И. Буслаева, А.А. Шахматова, Д.Н. Ушакова, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова, В.В. Виноградова, С.И. Ожегова, должны быть знакомы учащимся. Рассказать о деятельности виднейших русистов можно и при повторении, изучая общие сведения о языке, и во время проведения внеклассных мероприятий (в связи с юбилеями, знаменательными датами в истории русской лингвистической науки). Эти сведения обогащают знаниями по истории лингвистической науки, о языковедах и их научном вкладе, расширяют эрудицию учащихся и воспитывают нравственность. Данная работа позволит также сформировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, даст представление о языке как системе в целом, при этом учащиеся смогут лучше овладеть практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность.

Предлагаем примерную тематику внеклассных мероприятий и дискуссий:

«Жизнь М.В. Ломоносова – замечательная страница российской истории»
«Великий ученый-лексикограф В.И. Даль и его «Толковый словарь…»
«Увлечением или главным делом было для В.И. Даля составление «Толкового словаря»?»
«Выдающийся лингвист А.А. Шахматов с раннего детства изучал французский, английский, немецкий, латинский и другие языки. Помогает ли осознать богатство родного языка и влияет ли на выбор будущей профессии «многоязычие»?»
«Сколько частей речи в современном русском языке: 10, 14 или 15»
«С.И. Ожегов – знаменитый лексикограф XX века. Его работа над «Словарём русского языка»
«К какому толковому словарю вы обращаетесь чаще? Чем, по-вашему, объясняется долговечность толковых словарей: достаточным объёмом словника, высокой информативностью, научной достоверностью, стилистической определённостью?»
«А.М. Пешковский – исследователь русского синтаксиса»,
«Лингвист-полиглот Е.Д. Поливанов»…

Результаты анкетного опроса показали, что учащиеся не имеют достаточного представления о научном вкладе русистов. Чаще всего из известных языковедов учащиеся называют М.В. Ломоносова и В.И. Даля, реже – С.И. Ожегова, свыше 70 % учащихся не знают фамилии составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» и автора «Российской грамматики».

Таким образом, повторение и закрепление знаний школьников об истории лингвистической науки и о её представителях – виднейших русистах XIX - XX века формирует у учащихся лингвистическую компетенцию. А повышение лингвистической компетенции, формирование у школьников целостного взгляда на историю лингвистической науки способствует развитию мотивации к русскому языку как учебному предмету, стимулированию творческой поисковой деятельности учащихся, а также имеет воспитательное значение. (Ведь в последнее время обесценилась идея воспитания любви к русскому языку и уважения к научным и культурным достижениям России.)

Современный ученик нуждается в духовно-нравственном ориентире. Личность ученого, первооткрывателя, исследователя, человека с необычной, яркой судьбой и богатым внутренним миром, отражающим особенности российского менталитета, которому свойственны правдоискательство, утонченный ум, высокая духовность и чувство справедливости, может стать неким идеалом, достойным примером, повысить интерес к русскому языку, побудить к развитию языковой личности.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (04 Апр 2012)
Просмотров: 1020 | Теги: работе, во, кругозора, расширение, лингвистического, внеклассной, культурологического, учащимися | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
29 Янв 2023
08:30


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz