Пятница, 19 Апр 2024, 17:21
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Познавательный урок по литературе на тему: "За гранями самоцветов…"
Разработку урока по русской литературе предоставила: Зинина Татьяна Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы гимназии №5 в городе Домодедово, МО.
email: zininate@mail.ru

Гранат, жемчуг, опал, бирюза, коралл…Драгоценных и полудрагоценных камней природа создала огромное количество на счастье или на беду человека. Многие из них обладают магической и целебной силой, которая и притягивает человека. А в результате, хотим мы этого или не хотим, возникает некая таинственная связь между человеком и камнем, в которую мы либо верим, либо не верим.

Мир камней полон загадок, как полна непостижимых тайн и загадок русская душа. Своеобразным символом души, её разгадкой в произведениях русской литературы стали самоцветы. Писатели XIX века часто обращались к полудрагоценным камням в своих поэмах, рассказах и романах. Это и А.И.Куприн (рассказы «Гранатовый браслет», «Суламифь», повесть «Олеся»), и Н.С.Лесков (рассказ «Жемчужное ожерелье»), и И.С.Тургенев (роман «Отцы и дети»), и Н.А.Некрасов (поэмы «Мороз, Красный нос», «Коробейники»). «…За гранями самоцветов, словно случайно, мимоходом брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл», - писала И.В.Грачёва. Попытаемся и мы прикоснуться и разгадать тайны самоцветов, символика которых в русском искусстве использовалась наравне с «языком цветов».

«Жемчужное ожерелье» - знаменитый рассказ Н.С.Лескова, в основу которого положены удивительные свойства чудесного камня.

Жемчуг – символ духовной чистоты, слёз, предвестник грядущих бед. Герои рассказа Лескова уверены в том, что этот камень знаменует и предвещает беду. Сюжет прост: богач Васильев под Новый год «…сделал дочери престранный и, как потом я понял, совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье… Жемчуг крупный, окатистый и чрезвычайно живой. Притом ожерелье сделано в старом вкусе «…» назади начато небольшим, но самым скатным кафинским зерном, а потом все крупней и крупнее бурмицкое, и, наконец, что далее книзу, то пошли как бобы, и в самой середине три черные перла поражающей величины и самого лучшего блеска…» Подарок произвёл большое впечатление на гостей, но заставил плакать Машеньку и вызвал негодование жены. Верить или не верить в силу этого камня? Выбор остаётся за нами. Лесков же просто попытался доказать, что фальшивый жемчуг не имеет никакой силы, ведь в финале рассказа Маша благополучно выходит замуж, а ожерелье, подаренное отцом, оказывается поддельным и, следовательно, не имеет никакой магической силы.

Настоящим предвестником слёз и беды стал жемчуг в «Слове о полку Игореве». Автор рассказывает о князе Изяславе, которого покинули братья в трудную минуту: «Не было тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье». В итоге Изяслав погибает, самоотверженно защищая свою землю от врагов. Также в «Слове…» киевский князь Святослав поведал приближённым вещий сон, полный недобрых предзнаменований: он видит сыплющийся на него крупный «великий жемчуг». В этой сцене жемчуг является символом слёз, предвестием грядущих ненастий.

В поэме «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасов, создавая образ овдовевшей Дарьи, уподобляет её слезинки жемчугу: «Иная с ресницы сорвётся/ И на снег с размаху падёт - / До самой земли доберётся,/ Глубокую ямку прожжёт;/ Другую на дерево кинет,/ На плашку, - и, смотришь, она/ Жемчужиной крупной застынет -/ Бела и кругла и плотна».

Не менее удивительна по своей красоте бирюза. Она символ счастья, любовный амулет, талисман от насильственной смерти. «Бирюзой меня решил он/ Чистой одарить,/ Чтобы счастье/ От дурного глаза защитить»,- писал Алишер Навои. В поэме Некрасова «Коробейники» Катерина тоже берёт лишь «бирюзовый перстенёк» из короба Ивана. Почему именно его? Почему же ярким самоцветам Катерина предпочла скромную и недорогую бирюзу? Оказывается, всё очень просто: «бирюзовый перстенёк» - это не только показатель целомудренной и бескорыстной любви крестьянки, но и свидетельство того, что Катерине перстенёк с бирюзой дорог как знак её обручения с Иваном, как залог его верности. В простонародье бирюза – излюбленный талисман, любовный амулет. В книге «Каменная сказка» В.Мезенцев рассказывает о широко известном поверье: «Если один из возлюбленных дарит другому бирюзу, а потом чувства его остывают, то бирюза потускнеет». Свидетельством тому стали строки поэта Саади: «И блекнет бирюза влюблённых,/Когда проходит их любовь».

По народным поверьям, бирюза – это и оберег, охраняющий человека от опасностей и от случайной гибели. Но этим талисманом либо забыл, либо не пожелал воспользоваться во время дуэли А.С. Пушкин, которому ранее Нащокин подарил золотое колечко с бирюзовыми камешками. Смертельно раненный Пушкин подарил его впоследствии Данзасу со словами: «Это – талисман от насильственной смерти».

Многие известные писатели и художники считали своим талисманом опал – камень одиночества, символ разрушительных иллюзий и обманутых надежд. Этот самоцвет часто своим владельцам ничего, кроме слёз, не приносил, опал очень ревнив, способен приворожить человека к себе. Так ли это? «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом»,- читаем в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Важная деталь портрета – «одинокий крупный опал», который подчёркивает аристократизм и утончённую изысканность вкусов Павла Петровича. Опаловые запонки? Почему? Наверное, невольно здесь писатель намекает на душевное состояние героя, любовная история которого завершилась так печально. А также в средние века считали, что «опал рождает злобные подозрения, сеет раздоры…» Тогда понятно, почему Павел Петрович с первой минуты знакомства с Базаровым возненавидел его. По-видимому, это роковое воздействие опала, который усилил агрессию своего хозяина и посеял вражду между героями, окончившуюся дуэлью.

Гранат – полная противоположность опалу, символ страстных любовных чар. В рассказе И.А.Куприна «Суламифь» царь Соломон дарит своей возлюбленной драгоценности и одновременно рассказывает о их свойствах. Описание граната здесь – одно из лучших в русской литературе, а описанию камней автор посвящает целую главу. Талант А.И. Куприна делает этот чудесный самоцвет настолько живым и даже одушевленным, что начинаешь верить в легенду: «Вот анфранкс… Погляди, он красен, как кровь, как вечерняя заря, как распустившийся цвет граната, как густое вино из виноградников… Это камень любви, гнева и крови… Носящий его приобретает власть над людьми…»

В «Гранатовом браслете» Куприн вновь использует символику этого камня. «… Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет «…». Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов…» Что здесь символизирует гранат? Куприн упоминает в рассказе поверье о магических свойствах унаследованных или подаренных, а вовсе не купленных камней. Не случайно в письме к Вере Желтков пишет, что посылает ей не купленное им украшение, а камни, издавна ставшие в их роду семейной реликвией. И особой силой обладает самый маленький камешек – редкостный зеленый гранат: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти». Едва «только браслет очутился в руках Веры, ее начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные камни гранатов, она подумала: «Точно кровь!». А когда ее муж вернулся от Желткова, Вера вдруг отталкивает его: «Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя». Маленький зеленый гранат выполнил свое назначение, наделив Веру даром предвидения. А от другого его свойства – оберегать мужчин от насильственной смерти – Желтков отказался сам.

Не менее знамениты и кораллы – камни, ограждающие человека от злых чар духов. Именно его встречаем на страницах рассказа И.А.Куприна «Олеся». Наделённая необычайными способностями Олеся, по мнению односельчан, девушка-ведьма. Спасаясь от расправы, она покидает родные места. Но рассказ автор заканчивает яркой деталью. «Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты. Как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви». Почему именно бусы оставляет героиня возлюбленному? Скорее всего, бусы Олесе достались по наследству, ведь и ее бабушка Мануйлиха, и мать слыли гадалками и занимались целительством. Здесь кораллы - это не только памятный подарок любимому, но и символ безнадежной покорности судьбе, от которой героиня не может спастись.

Драгоценные камни – это не просто редко встречающиеся минералы, рожденные в недрах земли, но и таинственные и непостижимые символы, способные влиять на наши чувства, вызывая удивление, восхищение, радость, вдохновение, спокойствие… Мы постоянно ощущаем связь с ними, как ощущали ее Куприн, Бунин, Лесков… С самоцветами нам хочется поделиться самым сокровенным, от них мы желаем получить поддержку и совет, а за гранями самоцветов, оказывается, скрывается глубокий смысл.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (04 Апр 2012)
Просмотров: 1085 | Теги: Урок, литературе, по, познавательный, На, гранями, самоцветов…, тему:, за | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
17:21


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz