Четверг, 28 Мар 2024, 12:34
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"
История создания «Мастера и Маргариты»

Замысел романа возник ещё в 1928 году. Тогда он задумывался как «роман о дьяволе» (первоначальные названия: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом») Было несколько вариантов и редакций, часть из которых он уничтожил, некоторые опубликованы в недавно вышедшей книге «Великий Канцлер». Начало работы совпадает с очень сложным периодом жизни писателя. Пьесы его запрещаются, творчество в целом воспринимается как враждебное новому строю. Он (Булгаков) характеризуется как «необуржуазный писатель». Первые редакции романа были написаны в 1928 – 29 годах и сожжены автором, сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав. В 1930 – 31 г. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное психическое и физическое переутомление мешают ему. В письме к Сталину от 30.05.1931 г. Булгаков объяснял своё состояние. Он говорил о своём праве как писателя думать и видеть по – своему. (Зачитать – Дрофа, стр. 69)

Осенью 1932 г. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу. Сначала Маргарита, затем Мастер. Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской. В 1933 – 34 г. без всякой надежды увидеть свой роман напечатанным Булгаков интенсивно работает над рукописью. После 8 лет работы над романом автор подготовил шестую полную черновую редакцию. Переработка текста продолжалась и в дальнейшем. В 1937 году структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита». Правка романа с небольшими перерывами шла до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст. После смерти Булгакова смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его, и была его первым редактором. Впервые роман был опубликован в 1966 – 67 гг. в журнале «Москва» В этом же году он вышел в Париже полностью и вскоре был переведён на основные европейские языки. На родине писателя полный текст романа появился лишь в 1973 году. Судьба романа, созданного Мастером, - это в какой - то мере и судьба романа Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать к неутомимому поиску истины. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества.

Сюжет и композиция, жанр романа

Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман – миф, философский роман, роман – мистерия (средневековая драма на библейские темы) и т.п. Автор «Булгаковской энциклопедии» Б. В. Соколов отмечает, что в нём «соединились весьма оригинально едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис пишет, что форма книги – завещания Булгакова, как и её содержание, делают её уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции». Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову. Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи), облечённые в своеобразную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает:»Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределённость жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего 4 (2,16,25,26)

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности. Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно – временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой П.Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.

Тема судьбы и личной ответственности в романе

Судьба у Булгакова – цепь взаимосвязанных обстоятельств (смерть Берлиоза, встреча мастера с Маргаритой, зависимость жизни Иешуа от римского наместника). Человек смертен, поэтому он не должен преувеличивать своих возможностей планировать жизнь. Однако в каждом случае сюжет выстраивается автором так, что от самого персонажа хотя бы отчасти, по каким законам развивается его жизнь. Более того, автор настойчиво «облегчает» любимым героям возможность повернуть свою личную участь в благоприятную, с точки зрения героя, сторону. Нужно лишь отказаться от того или иного нравственного принципа. Стоит Иешуа покривить душой, на что ему едва ли не прямым текстом намекает Пилат, - и жизнь его будет спасена. Стоит Мастеру начать писать так же , как все, т. е. подлаживаться под господствующие нормы, - и он окажется в Массолите. Трижды подвергается испытаниям Маргарита: когда Воланд спрашивает, нет ли у неё «какой – нибудь отравляющей душу печали»; когда она отказывается от убийства пусть даже ненавистного критика Латунского и когда, наконец, просит за Фриду, вместо того, чтобы попросить за себя и Мастера. В ряде случаев Булгаков даёт возможность персонажам изменить свою жизнь. И если одни используют предоставленный им шанс, то другие так и остаются поклонниками мамоны (в христианских церковных текстах – злой дух, идол, олицетворяющий сребролюбие и стяжательство). В частности, в 6 главе перед поэтом Рюхиным, осознавшим ничтожность своего таланта, открывается тот же путь к изменению его судьбы, который выбрал Иван Бездомный. Однако вместо этого он лишь продолжает завидовать Пушкину.

Образ Маргариты и тема творчества в романе

Примером следствия нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. Это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Этим автор подчёркивает неповторимость Маргариты, её чувства, доходящего до полного самопожертвования. (Она во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом, т.е. губит свою душу). Любовь к Мастеру сочетается в героине с ненавистью к его гонителям, но даже ненависть не в состоянии подавить в ней милосердия. Так, разгромив квартиру Латунского и перепугав взрослых обитателей писательского дома, она успокаивает заплакавшего ребёнка. С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера в доме закройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится ещё уютнее после появления здесь Маргариты – музы Мастера. Так входит в роман важнейшая для писателя тема творчества. Булгаков и здесь решает проблему соотношения временного и вечного:он убеждён, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума, обеспечивают произведению незыблемую ценность, такую же , какой наделены музыка Гуно, Баха и др. Музыкальные ассоциации с творчеством этих и некоторых других композиторов составляют фон романа, что тоже характерно для всего творчества писателя. Мастеру противостоит равнодушная толпа, начиная от литературных генералов Михаила Александровича Берлиоза, поэтами Павлановым, Богохульским, Шпичкиным, Бузняк, чьи фамилии говорят сами за себя. Эти бездари травят мастера, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища – романа. Литературоведы сходятся во мнении об автобиографичности образа мастера. Достаточно обратиться к письмам Булгакова и воспоминаниям о нём, чтобы увидеть и чисто внешнее сходство автора и героя (от фигуры до шапочки – ермолки), и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то же время перед нами широкое обобщение. Судьба мастера – участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (15 Фев 2013)
Просмотров: 971 | Теги: маргарита, Михаил, Мастер, Булгаков., Афанасьевич | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
28 Мар 2024
12:34


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz