Авторская программа факультативного курса "Христианские сюжеты и образы в русской литературе"
Программу факультативного курса прислала: Игнатенко Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №16, Белоглинский район, Краснодарский край
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 16 Белоглинского района"
Утверждено
Решение педсовета, протокол № 1
от "__" _________200_ года
Председатель педсовета
______________Л.П. Залитко
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
" ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
класс 10, 11
Учитель Игнатенко Любовь Ивановна
Эксперты:
(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)
Пояснительная записка
Гуманизация образования - насущная потребность современной школы. Помочь её реализации призван факультативный курс "Христианские сюжеты и образы в русской литературе", который состоит из введения, трех разделов и заключения. Курс рассчитан на два года обучения (10-й - 11-й классы ; 68 часов) и может быть использован как в средних общеобразовательных школах, так и в классах с углубленным изучением литературы.
Цель факультатива - ознакомить школьников с величайшим памятником культуры - Библией; показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.
Введение посвящено Библии как памятнику культуры и литературы. Необходимо познакомить учащихся с текстом Библии (выборочно), широко привлекая для этого комментарии источников, философов, литературоведов, религиозных деятелей. Только после такого предварительного ознакомления школьники смогут осознанно подойти к разговору о христианских образах и сюжетах, их отражении в русской литературе.
Курс "Христианские сюжеты и образы в истории русской литературы" состоит из введения и трех разделов:
I - роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины XIX века; II - христианские сюжеты и образы в истории русской литературы второй половины ?І? века; ІІІ - переосмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе XX века . Изучение происходит по темам, параллельно с программным курсом, однако это не означает, что данный факультатив дублирует одну из школьных программ по литературе: некоторые авторы в него не включены, так как их творчество не было связано с христианской образностью (Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев), другие авторы, произведения которых практически не изучаются в школе, анализируются (так, например, изучение творчества Б.К.Зайцева, В.В. Набокова ).Это позволит расширить литературный кругозор учащихся.
Предлагаемый факультативный курс дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 10-х - 11-х классах материал, углубить представление учащихся о литературе.
Основные формы, методы, приемы работы:
- лекция, рассказ, беседа, семинарские занятия, дискуссия, (с использованием интерактивной доски), написание творческих, исследовательских работ, просмотр эпизодов из фильмов.
Содержание программы 10 класс (34 часа)
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Библия как памятник культуры и литературы. Ветхий Завет. Новый Завет. Влияние христианства на развитие европейской культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.
РАЗДЕЛ I. РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ТЕМА 1. Обращение к христианским образам в творчестве поэтов допушкинской и пушкинской поры. (1час)
Концепция человеческого бытия с точки зрения христианской морали в стихотворении В. А. Жуковского "Человек".
ТЕМА 2. Христианские образы в творчестве А. С. Пушкина. (4 часа)
Отношение А. С. Пушкина к античному наследию, устному народному творчеству и христианской культуре. Библейская основа стихотворений "Пророк", "Отцы пустынники и жены непорочны… ". Христианские мотивы в "Пиковой даме" и "Станционном смотрителе".
ТЕМА 3. Своеобразие христианских мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова. (4 часа)
Христианский подтекст стихотворений "Ангел", "Ветка Палестины", "Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою…"). Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы "Демон".
ТЕМА 4. Многогранность христианской образности в творчестве Н.В. Гоголя. (3 часа)
Отражение в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" христианско-языческого двоеверия. Христианская модель мира как основа замысла "Мертвых душ".
РАЗДЕЛ II. ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX Века
ТЕМА 1. Два типа отношения к Богу в драме А.Н.Островского "Гроза". (3 часа)
Тема греха в "Грозе", ее решение в образах представителей "темного царства" и Катерины.
ТЕМА 2. Переплетение исторической и евангельской реальности в произведениях Н..А. Некрасова. (4 часа)
Христианский подтекст поэмы "Кому на Руси жить хорошо": функции образа Богоматери в раскрытии судьбы Матрены Тимофеевны; христианизированное изображение демократических идей в образах Савелия, Кудеяра, Гриши Добросклонова; роль "странников и богомольцев" в художественном мире поэмы.
ТЕМА 3. Христианская символика романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". (4 часа)
Христианская концепция романа. Душа Раскольникова - "поле битвы" Бога с дьяволом. Эволюция Раскольникова в сторону Сониной веры - путь к очищению героя. Значение евангельского сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа.
ТЕМА 4. Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". (5часов)
Логика развития истории в романе. Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Слияние "общей жизни" с "внутренним человеком" - доминанта христианского и эстетического идеала писателя. Значение образа Платона Каратаева.
ТЕМА 5. Христианский подтекст произведений А.П.Чехова. (3 часа)
Евангельская основа рассказа "Студент". Христианский подтекст рассказа "Ионыч". Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей.
Предлагаемые письменные работы:
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Молитва": ("Я, матерь божия, ныне с молитвою…"). (Восприятие, истолкование, оценка.) 2. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н.Островского " Гроза". 3. "Любовь к людям у Достоевского - это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвовании" (И.Анненский). ( По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".) 4. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
11 класс (34 часа)
РАЗДЕЛ ІІІ. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ СЮЖЕТОВ И ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ xx ВЕКА
ТЕМА 1. Христианские образы в художественной системе русского символизма. (2 часа)
Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В. С. Соловьёва. Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З. Н. Гиппиус.
ТЕМА 2. Ветхозаветные и новозаветные параллели в творчестве Л. Н. Андреева. (1 час)
Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов в "Иуде Искариоте".
ТЕМА 3. Роль христианского подтекста в раскрытии темы любви у А. И. Куприна. (4 часа)
"Песнь Песней" - сюжетная и стилевая основа повести "Суламифъ". Образы Соломона и Суламифи. Библейская лексика. "Гранатовый браслет" - "молитва" о любви.
ТЕМА 4. Христианские архетипы в произведениях М. Горького. (3 часа)
Христианский подтекст образов Ларры и Данко в рассказе "Старуха Изергиль". Христианские мотивы в образе Луки (пьеса "На дне").
ТЕМА 5. Специфика религиозных мотивов в поэзии И. А. Бунина. (2 часа)
Христианские мифы в стихотворениях "Из Апокалипсиса", "День гнева", "Сын человеческий".
ТЕМА 6. Христианские образы в поэзии Н. С. Гумилёва. (1 час)
Особенности образов Христа, своеобразие библейского мотива рая в поэзии Н. С. Гумилёва ("Ворота Рая", "Две розы", "Рай" ).
ТЕМА 7. Евангельская символика поэмы А. А. Блока "Двенадцать". (3 часа)
Символика цвета, названия, композиции. Образы апостолов-красногвардейцев. Образ Христа.
ТЕМА 8. Переосмысление христианских идей в поэзии В. В. Маяковского. (2 часа)
Соотношение человека и бога в поэме "Человек", стихотворении "Послушайте!". Христианская модель мира в стихотворении "Адище города".
ТЕМА 9. Христианское мироощущение в поэзии В. Ф. Ходасевича. (2 часа)
Евангельские параллели в стихотворениях "Слёзы Рахили", "Путём зерна". Поэтические размышления В. Ф. Ходасевича о Боге и о душе в контексте христианского миропонимания.
Уникальность христианской модели мира в творчестве Н. А. Клюева. Образ православной Руси в "Пришествии", "Преображении" С. А. Есенина.
ТЕМА 11. "Евангелие от Булгакова". Философская линия в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". (4 часа)
Роль библейского сюжета в произведении. "Ершалаимские" главы романа. Нравственно-мировоззренческое влияние образа Иешуа на героев произведения. Образ Понтия Пилата. Смысл спора между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Образ Воланда и его место в художественной системе романа.
ТЕМА 12. Христианские образы в лирической системе М.И.Цветаевой. (1 час)
Тема греховности в поэзии М.И.Цветаевой. Значение образа Магдалины для самораскрытия лирической героини.Своеобразие образа Георгия -Победоносца в трактовке М.И.Цветаевой ("Георгий-Победоносец")
ТЕМА 13. Обращение к русской православной культуре в творчестве Б.К.Зайцева. (2 часа)
Образ русского подвижника в книге "Преподобный Сергий Радонежский". Святой Сергий Радонежский - нравственный идеал писателя.
ТЕМА 14. Многообразие христианских мотивов в поэзии В.В.Набокова. (1 час)
Христианский контекст в изображении России ( "Видение", "Молитва").
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3 часа)
Христианские образы в мировой культуре. Иисус Христос. Богоматерь. Иуда. Библейские и евангельские образы в музыке, живописи, скульптуре и кино XX века.
Предлагаемые письменные работы:
1. " Гранатовый браслет" - "молитва" о любви. (По произведению А.И. Куприна " Гранатовый браслет".) 2. Христианские мотивы в поэме А.А.Блока "Двенадцать". 3. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М.А.Булгакова " Мастер и Маргарита".) б) Разговор Пилата с Афранием .( Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М.А.Булгакова.) ( По выбору учащихся) Литература
1. Арденс Н.Н. (Н.Апостолов). Творческий путь Л.Н.Толстого.-Москва,1962. 2. Аринина Л.М. Борис Зайцев и его драматургическое наследие. Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева.- Калуга,1998. 3. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. Пособие для учителя. - Ленинград,1979 . 4. Беседы о живописи в школе.- Москва,1966. 5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами. - Издание "Новая Жизнь" Кэмпус Крусэйд фор Крайст Интернэшнл,1991. 6. Бодрова Н.А. Творчество А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой в школьном изучении. - Самара,1994. 7. Буслакова Т.Н.Как анализировать лирическое произведение.-Москва,2005. 8. Волынский Л. Лицо времени. Книга о русских художниках.-Москва,1982. 9. Галажинская О.В. "Свет Сониной души". - Литература в школе.№5, 2003. 10. Горбунова Е.В. "Станционный смотритель" А.С. Пушкина. - Литература в школе. №5, 2003. Литература в школе. №2,2004. 11. Захаров В.Н. Художественно - философский мир Есенина. - Литература в школе. № 2. 2004. 12. Иванов Н.Н. "Человек все может…лишь бы захотел" Пьеса А.М. Горького "На дне". -Литература в школе. №7, 2003. 13. Калашникова Г.А. "Благослови… на путь и правды и любви…". Урок внеклассного чтения по стихотворению И.Бунина "Ангел". - Литература в школе. №12, 2006. 14. Карпович Н.В. Размышления о поэме А.А. Блока "Двенадцать". - Литература в школе. №8, 2000. 15. Конспекты уроков для учителя литературы: 5-11 классы: А.М.Горький, И.С..Шмелев, Б.К.Зайцев: Пособие для учителя.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002. 16. Конспекты уроков для учителя литературы: 6-10 классы: Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой: Пособие для учителя. - М.:Гуман..изд.центр ВЛАДОС,2002. 17. Капустин Н.В. Рассказ А.П. Чехова "Ионыч": ночь на кладбище. - Литература в школе.№7,2004. 18. Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей.-Москва,1978. 19. Лебедев Ю.В. О финале "Грозы" А.Н. Островского. - Литература в школе. №5, 2005. 20. Любомудров А.М. Книга Б.Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский".-Русская литература.СПб.,1991.№3. 21. Макдауэлл Д.Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства. -SGP, Чикаго. 22. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". - Литература в школе. №12, 2005. 23. МашинскийС. "Мертвые души" Гоголя. Изд. 2-е, дополненное. М,1978. 24. Поэтический мир Марины Цветаевой. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. -М.:Изд-во МГУ,2001. 25. Путешествие к Чехову. Повести. Рассказы. Пьеса. Размышления о писателе. - Москва,1996. 26. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина.-Москва,1981. 27. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса: Пер. с фр.- М.: Политиздат,1881. 28. Романичева Е. Работа с эпизодом на уроках повторения. - Литература. №21. 1998. 29. Соловей Т.Г. "Я мечтою ловил уходящие тени…". - Уроки литературы/ приложение к журналу "Литература в школе". №12. 2006. 30. Тарасов А. Какую правду проповедовал Толстой? - Литература в школе.№3, 2003. 31. Тарасов Б.Н. "Лучший человек…" О положительном герое в творчестве Достоевского. - Литература в школе. №5. 2001. 32. Ханов В.А.Драма М.Горького "На дне": идейные истоки, проблема пути. - Литература в школе.1996.№4. 33. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1995.