Воскресенье, 29 Янв 2023, 09:25
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Авторская программа факультативного курса "Христианские сюжеты и образы в русской литературе"
Программу факультативного курса прислала: Игнатенко Любовь Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №16, Белоглинский район, Краснодарский край

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 16 Белоглинского района"

Утверждено

Решение педсовета, протокол № 1

от "__" _________200_ года

Председатель педсовета

______________Л.П. Залитко

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

" ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

класс 10, 11

Учитель Игнатенко Любовь Ивановна

Эксперты:

(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

(специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.)

Пояснительная записка

Гуманизация образования - насущная потребность современной школы. Помочь её реализации призван факультативный курс "Христианские сюжеты и образы в русской литературе", который состоит из введения, трех разделов и заключения. Курс рассчитан на два года обучения (10-й - 11-й классы ; 68 часов) и может быть использован как в средних общеобразовательных школах, так и в классах с углубленным изучением литературы.

Цель факультатива - ознакомить школьников с величайшим памятником культуры - Библией; показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.

Введение посвящено Библии как памятнику культуры и литературы. Необходимо познакомить учащихся с текстом Библии (выборочно), широко привлекая для этого комментарии источников, философов, литературоведов, религиозных деятелей. Только после такого предварительного ознакомления школьники смогут осознанно подойти к разговору о христианских образах и сюжетах, их отражении в русской литературе.

Курс "Христианские сюжеты и образы в истории русской литературы" состоит из введения и трех разделов:

I - роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины XIX века;
II - христианские сюжеты и образы в истории русской литературы второй половины ?І? века;
ІІІ - переосмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе XX века .
Изучение происходит по темам, параллельно с программным курсом, однако это не означает, что данный факультатив дублирует одну из школьных программ по литературе: некоторые авторы в него не включены, так как их творчество не было связано с христианской образностью (Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев), другие авторы, произведения которых практически не изучаются в школе, анализируются (так, например, изучение творчества Б.К.Зайцева, В.В. Набокова ).Это позволит расширить литературный кругозор учащихся.

Предлагаемый факультативный курс дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 10-х - 11-х классах материал, углубить представление учащихся о литературе.

Основные формы, методы, приемы работы:

- лекция, рассказ, беседа, семинарские занятия, дискуссия, (с использованием интерактивной доски), написание творческих, исследовательских работ, просмотр эпизодов из фильмов.

Содержание программы 10 класс (34 часа)

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Библия как памятник культуры и литературы. Ветхий Завет. Новый Завет. Влияние христианства на развитие европейской культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.

РАЗДЕЛ I. РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ТЕМА 1. Обращение к христианским образам в творчестве поэтов допушкинской и пушкинской поры. (1час)

Концепция человеческого бытия с точки зрения христианской морали в стихотворении В. А. Жуковского "Человек".

ТЕМА 2. Христианские образы в творчестве А. С. Пушкина. (4 часа)

Отношение А. С. Пушкина к античному наследию, устному народному творчеству и христианской культуре. Библейская основа стихотворений "Пророк", "Отцы пустынники и жены непорочны… ". Христианские мотивы в "Пиковой даме" и "Станционном смотрителе".

ТЕМА 3. Своеобразие христианских мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова. (4 часа)

Христианский подтекст стихотворений "Ангел", "Ветка Палестины", "Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою…"). Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы "Демон".

ТЕМА 4. Многогранность христианской образности в творчестве Н.В. Гоголя. (3 часа)

Отражение в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" христианско-языческого двоеверия. Христианская модель мира как основа замысла "Мертвых душ".

РАЗДЕЛ II. ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX Века

ТЕМА 1. Два типа отношения к Богу в драме А.Н.Островского "Гроза". (3 часа)

Тема греха в "Грозе", ее решение в образах представителей "темного царства" и Катерины.

ТЕМА 2. Переплетение исторической и евангельской реальности в произведениях Н..А. Некрасова. (4 часа)

Христианский подтекст поэмы "Кому на Руси жить хорошо": функции образа Богоматери в раскрытии судьбы Матрены Тимофеевны; христианизированное изображение демократических идей в образах Савелия, Кудеяра, Гриши Добросклонова; роль "странников и богомольцев" в художественном мире поэмы.

ТЕМА 3. Христианская символика романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". (4 часа)

Христианская концепция романа. Душа Раскольникова - "поле битвы" Бога с дьяволом. Эволюция Раскольникова в сторону Сониной веры - путь к очищению героя. Значение евангельского сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа.

ТЕМА 4. Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". (5часов)

Логика развития истории в романе. Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Слияние "общей жизни" с "внутренним человеком" - доминанта христианского и эстетического идеала писателя. Значение образа Платона Каратаева.

ТЕМА 5. Христианский подтекст произведений А.П.Чехова. (3 часа)

Евангельская основа рассказа "Студент". Христианский подтекст рассказа "Ионыч". Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей.

Предлагаемые письменные работы:

1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Молитва": ("Я, матерь божия, ныне с молитвою…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н.Островского " Гроза".
3. "Любовь к людям у Достоевского - это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвовании" (И.Анненский). ( По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".)
4. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)

11 класс (34 часа)

РАЗДЕЛ ІІІ. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ СЮЖЕТОВ И ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ xx ВЕКА

ТЕМА 1. Христианские образы в художественной системе русского символизма. (2 часа)

Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В. С. Соловьёва. Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З. Н. Гиппиус.

ТЕМА 2. Ветхозаветные и новозаветные параллели в творчестве Л. Н. Андреева. (1 час)

Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов в "Иуде Искариоте".

ТЕМА 3. Роль христианского подтекста в раскрытии темы любви у А. И. Куприна. (4 часа)

"Песнь Песней" - сюжетная и стилевая основа повести "Суламифъ". Образы Соломона и Суламифи. Библейская лексика. "Гранатовый браслет" - "молитва" о любви.

ТЕМА 4. Христианские архетипы в произведениях М. Горького. (3 часа)

Христианский подтекст образов Ларры и Данко в рассказе "Старуха Изергиль". Христианские мотивы в образе Луки (пьеса "На дне").

ТЕМА 5. Специфика религиозных мотивов в поэзии И. А. Бунина. (2 часа)

Христианские мифы в стихотворениях "Из Апокалипсиса", "День гнева", "Сын человеческий".

ТЕМА 6. Христианские образы в поэзии Н. С. Гумилёва. (1 час)

Особенности образов Христа, своеобразие библейского мотива рая в поэзии Н. С. Гумилёва ("Ворота Рая", "Две розы", "Рай" ).

ТЕМА 7. Евангельская символика поэмы А. А. Блока "Двенадцать". (3 часа)

Символика цвета, названия, композиции. Образы апостолов-красногвардейцев. Образ Христа.

ТЕМА 8. Переосмысление христианских идей в поэзии В. В. Маяковского. (2 часа)

Соотношение человека и бога в поэме "Человек", стихотворении "Послушайте!". Христианская модель мира в стихотворении "Адище города".

ТЕМА 9. Христианское мироощущение в поэзии В. Ф. Ходасевича. (2 часа)

Евангельские параллели в стихотворениях "Слёзы Рахили", "Путём зерна". Поэтические размышления В. Ф. Ходасевича о Боге и о душе в контексте христианского миропонимания.

ТЕМА 10. "Народное христианство" новокрестьянских поэтов. (3 часа)

Уникальность христианской модели мира в творчестве Н. А. Клюева. Образ православной Руси в "Пришествии", "Преображении" С. А. Есенина.

ТЕМА 11. "Евангелие от Булгакова". Философская линия в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". (4 часа)

Роль библейского сюжета в произведении. "Ершалаимские" главы романа. Нравственно-мировоззренческое влияние образа Иешуа на героев произведения. Образ Понтия Пилата. Смысл спора между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Образ Воланда и его место в художественной системе романа.

ТЕМА 12. Христианские образы в лирической системе М.И.Цветаевой. (1 час)

Тема греховности в поэзии М.И.Цветаевой. Значение образа Магдалины для самораскрытия лирической героини.Своеобразие образа Георгия -Победоносца в трактовке М.И.Цветаевой ("Георгий-Победоносец")

ТЕМА 13. Обращение к русской православной культуре в творчестве Б.К.Зайцева. (2 часа)

Образ русского подвижника в книге "Преподобный Сергий Радонежский". Святой Сергий Радонежский - нравственный идеал писателя.

ТЕМА 14. Многообразие христианских мотивов в поэзии В.В.Набокова. (1 час)

Христианский контекст в изображении России ( "Видение", "Молитва").

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3 часа)

Христианские образы в мировой культуре. Иисус Христос. Богоматерь. Иуда. Библейские и евангельские образы в музыке, живописи, скульптуре и кино XX века.

Предлагаемые письменные работы:

1. " Гранатовый браслет" - "молитва" о любви. (По произведению А.И. Куприна " Гранатовый браслет".)
2. Христианские мотивы в поэме А.А.Блока "Двенадцать".
3.
а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М.А.Булгакова " Мастер и Маргарита".)
б) Разговор Пилата с Афранием .( Анализ эпизода из главы 25, части 2 романа М.А.Булгакова.) ( По выбору учащихся)
Литература

1. Арденс Н.Н. (Н.Апостолов). Творческий путь Л.Н.Толстого.-Москва,1962.
2. Аринина Л.М. Борис Зайцев и его драматургическое наследие. Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева.- Калуга,1998.
3. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. Пособие для учителя. - Ленинград,1979 .
4. Беседы о живописи в школе.- Москва,1966.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами. - Издание "Новая Жизнь" Кэмпус Крусэйд фор Крайст Интернэшнл,1991.
6. Бодрова Н.А. Творчество А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой в школьном изучении. - Самара,1994.
7. Буслакова Т.Н.Как анализировать лирическое произведение.-Москва,2005.
8. Волынский Л. Лицо времени. Книга о русских художниках.-Москва,1982.
9. Галажинская О.В. "Свет Сониной души". - Литература в школе.№5, 2003.
10. Горбунова Е.В. "Станционный смотритель" А.С. Пушкина. - Литература в школе. №5, 2003. Литература в школе. №2,2004.
11. Захаров В.Н. Художественно - философский мир Есенина. - Литература в школе. № 2. 2004.
12. Иванов Н.Н. "Человек все может…лишь бы захотел" Пьеса А.М. Горького "На дне". -Литература в школе. №7, 2003.
13. Калашникова Г.А. "Благослови… на путь и правды и любви…". Урок внеклассного чтения по стихотворению И.Бунина "Ангел". - Литература в школе. №12, 2006.
14. Карпович Н.В. Размышления о поэме А.А. Блока "Двенадцать". - Литература в школе. №8, 2000.
15. Конспекты уроков для учителя литературы: 5-11 классы: А.М.Горький, И.С..Шмелев, Б.К.Зайцев: Пособие для учителя.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
16. Конспекты уроков для учителя литературы: 6-10 классы: Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой: Пособие для учителя. - М.:Гуман..изд.центр ВЛАДОС,2002.
17. Капустин Н.В. Рассказ А.П. Чехова "Ионыч": ночь на кладбище. - Литература в школе.№7,2004.
18. Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей.-Москва,1978.
19. Лебедев Ю.В. О финале "Грозы" А.Н. Островского. - Литература в школе. №5, 2005.
20. Любомудров А.М. Книга Б.Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский".-Русская литература.СПб.,1991.№3.
21. Макдауэлл Д.Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства. -SGP, Чикаго.
22. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". - Литература в школе. №12, 2005.
23. МашинскийС. "Мертвые души" Гоголя. Изд. 2-е, дополненное. М,1978.
24. Поэтический мир Марины Цветаевой. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. -М.:Изд-во МГУ,2001.
25. Путешествие к Чехову. Повести. Рассказы. Пьеса. Размышления о писателе. - Москва,1996.
26. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина.-Москва,1981.
27. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса: Пер. с фр.- М.: Политиздат,1881.
28. Романичева Е. Работа с эпизодом на уроках повторения. - Литература. №21. 1998.
29. Соловей Т.Г. "Я мечтою ловил уходящие тени…". - Уроки литературы/ приложение к журналу "Литература в школе". №12. 2006.
30. Тарасов А. Какую правду проповедовал Толстой? - Литература в школе.№3, 2003.
31. Тарасов Б.Н. "Лучший человек…" О положительном герое в творчестве Достоевского. - Литература в школе. №5. 2001.
32. Ханов В.А.Драма М.Горького "На дне": идейные истоки, проблема пути. - Литература в школе.1996.№4.
33. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1995.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (04 Апр 2012)
Просмотров: 1522 | Теги: курса, программа, Авторская, литературе, образы, сюжеты, христианские, русской, факультативного | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
29 Янв 2023
09:25


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz