Разработка урока по обществоведению по теме: "Как достичь успеха и благополучия"
"Как достичь успеха и благополучия"
" Человеку , у которого нет любимого труда , никакие сокровища не принесут радости ." В. А. Сухомлинский . Цель урока: выработать у учащихся рыночную ментальность , познакомиться с рынком труда в целом ,расширить знания о занятиях населения в регионах , востребованных специальностях в России . Саратовской области , сформировать представления о рыночных профессиональных стандартах , узнать как можно больше о профессиях ,развивать у учащихся ценностные ориентации в соответствии общечеловеческими , помочь осознать необходимость самопродвижения , как основы ,на рынке труда , помочь учащимся в осуществлении свободного . основанного на оценке своих способностей и притязаний , выбора профессиональной деятельности и учебного заведения для дальнейшей профессиональной подготовки , сформировать отношение к выбранной профессии , как к средству самореализации и социально значимой деятельности , помочь самоопределиться в выборе своей профессии ,помочь сделать правильный и безошибочный выбор .
Способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках, учить аналтзировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы.
Развивать волю , самостоятельность ,умение владеть собой ,умения жизненного целеполагания , обретение учащимися ценностно-смыслового единства в жизни .
Прививать учащимся чувства чести и достоинства, гражданственности .уважения к правам и свободам человека.
Оборудование: материалы СМИ ,иллюстрации, схемы, рекламные проспекты ВУЗов, проект.
Тип и структура урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Анкета для старшеклассника :
Уважаемый старшеклассники ! Вы вступаете в период жизни, когда необходимо принимать решение - выбирать свою будущую профессию .Волнуются все -родители , учителя и ,конечно же, Вы . Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит самостоятельно, так как это Ваша жизнь .Мы предлагаем анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений , которые Вы испытываете при выборе профессии. Желаем успеха!
1.Какую профессию(или профессии) Вы для себя выбрали? 2.Что привлекает Вас в выбранной профессии(отметить не более 3 позиций) -социальная престижность, зарплата, возможность иметь свободное время, возможность развить свои способности (назовите), интеллектуальный характер профессии, возможность командовать другими, творческий характер профессии, возможность приносить людям пользу, возможность общения с людьми, сложность профессии, иное(наэовите). 3.Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу, по Вашему мнению? (сформулируйте, пожалуйста) 4.Назовите учебное заведение, в котором Вы собираетесь продолжить образование? (назовите) 5.Какие экзамены Вам предстоит сдавать? (перечислите) 6.Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ?(-изучаете индивидуальные особенности своей личности, интересуетесь требованиями к выбранной профессии ,изучаете свои личные затруднения и их причины, знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема, читаете справочники для поступающих в ВУЗы , Сузы, начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы (перечислите какие предметы), добавьте что-то свое, выберите из предложенного перечня, определите главное. 7.Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о своей будущей профессии ?(родители, родственники. учителя. друзья. телевидение. газеты. журналы. иное (что) 8.Что рекомендуют родители? Папа-? Мама-? Проанализировав анкеты, часто становится ясно, что учащиеся не видят "обратной стороны медали", не знают и не задумываются над тем, какую пользу принесут обществу. С ними об этом не говорят, а если и говорят, то чаще всего поверхностно, беседа строится в виде монолога взрослого, умудренного житейским опытом человека-родителя, учителя и т.д.
Решение проблемы:
1.Необходимо проводить встречи, дискуссии, организовывать деловые игры. помогающие проникнуть в тайны профессии, помогающие выяснить- что ученик знает о себе, готов ли он к адекватной самооценке. осознанию своих затруднений. саморазвитию? 2.Чем школа, школьные психологи могут помочь? 3.Есть ли у них "программа действий"- план . предусматривающий решение проблем? 4.Каков уровень подготовки к поступлению в ВУЗы по тем предметам . которые они будут сдавать? 5.Какова роль школы в организации помощи своим питомцам? 6. В состоянии школа помочь? 7.Насколько тесно школа связана с региональными . городскими службами занятости7 8. Имеется ли информация о востребованных в районе. городе профессиях? 9.Имеют ли родители такого рода информацию от школы? 10. С какими ВУЗами школа сотрудничает? ЗАДАНИЯ:
Выберите 5 самых главных ,на Ваш взгляд. черт и качеств характера. которые Вы цените больше всего в людях. расположите в порядке уменьшения значимости.
-справедливость, честность. доброта.заботливость, чуткость. вежливость. умение доводить начатое дело до конца. твердость. настойчивость. упорство, умение сотрудничать, умение планировать свою работу. чувствительность, уравновешенность, способность сочувствовать другому. приветливость. сообразительность. начитанность, образованность. любознательность, остроумие. (иное-назовите)
Добиться поставленной цели , осуществить свою мечту могут только люди с сильным характером. Но даже если у человека сильный характер и он хочет осуществить свою мечту ,для этого нужно приложить огромные усилия. Порой от "хочу" до "могу" проходит длинный и трудный путь. его можно представить в виде лестницы:
5. хочу и все получается 4.хочу и иногда получается 3 .хочу делать и учусь делать 2.хочу делать.но пока не получается 1 .я хочу что-то делать УСПЕХ.
Успех- положительный результат какого-либо дела , достижения в чем-нибудь .
Благополучие- высокий уровень материального обеспечения .
1.Что именно значит для вас успех ? -хорошо оплачиваемая работа . -найти клад , -поездка за границу . -покупка иномарки . -интересная работа , -получение наследства . -богатая невеста (жених) . -повышение по службе . -большой выигрыш . 2.Что именно значит для вас благополучие ? -власть . -деньги . -карьера . -семейное счастье . -наследство . -многодетность . -путешествия . -выигрыш . -много друзей . -любовь . Что повышает твои шансы на рынке труда?
Чем выше уровень профессионального образования , тем быстрее человек находит работу .У того . кто имеет несколько специальностей . шансы трудоустроиться еще больше возрастают . Используй любую возможность получить дополнительные навыки : машинописи , работы на компьютере , в Интернете . кройки и шитья , вождения автомобиля , массажа . ремонта бытовой техники , знания иностранного языка и т. д.
-стремись к профессионализму , повышай свой образовательный уровень , -убедись . что выбираемая тобой профессия пользуется спросом и ты сможешь выдержать конкуренцию на рынке труда , -максимально проявляй преимущества своего возраста , которые больше всего ценят работодатели : -готовность обучаться . -мобильность . гибкость . -оптимизм , -целеустремленность . -интерес к современной технике и новым технологиям , здоровье . Стратегия выбора профессии :
Проанализируй три основных фактора . чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие .
Первый фактор " ХОЧУ"
Пытался ли ты оценить свои интересы и склонности ? Представляешь ли . чем хотел бы заниматься каждый трудовой день ? Какие профессии тебе нравятся ?
Второй фактор "МОГУ" .
Знаешь ли ты о своих способностях и умениях ? Пытался ли ты применить их к выбираемой профессии ? Знаешь ли ты , какие требования выбираемая профессия может предъявлять тебе ?
Третий фактор "НАДО"
Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии ? Знаешь ли ты , где можно получить интересующую тебя специальность ?
-обозначь несколько альтернативных вариантов профессионального выбора (список профессий) -оцени достоинства и недостатки каждого варианта , -исследуй шансы собственной успешности в каждом выборе , просчитай последствия каждого варианта . -будь активен и любознателен . задавай вопросы всем . кто может рассказать тебе о профессиях и профессиональном выборе (родителям . учителям . школьному психологу ) КАТЕГОРИИ ТРУДА:
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА
Предмет труда-живые организмы , биологические . микробиологические процессы .
Примеры профессий :
-агроном . -зоотехник , -ветврач , -фермер . -эколог , -специалист по природоиспользованию , -геолог , -ландшафтный дизайнер . Виды деятельности в которых представлены элементы труда :лабораторные работы по биологии , работа на пришкольном участке . в живом уголке , работа в юннатских кружках ,в саду , уход за животными .
ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
Предмет труда :художественные образы . их части , элементы .свойства .
Примеры профессий :
-художник , -музыкант . -композитор . -актер . Виды деятельности . в которых представлены элементы труда : разбор художественных особенностей произведений литературы . искусства . пение . рисование . оформление класса . занятия художественной самодеятельностью в кружках . студиях .
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК .
Предмет труда : люди , группы . коллективы .
Примеры профессий :
-коммерсант . -медсестра . -преподаватель . -врач . -психолог . -адвокат . Виды деятельности в которых представлены элементы труда : разбор характеристик литературных героев . поведения окружающих , выполнение шефской и воспитательной работы .участие в коллективных мероприятиях .
ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА.
Предмет труда : технические системы ,вещественные предметы .материалы . энергия .
Примеры профессий :
-инженер-технолог . -электрик . -токарь , -монтажник , -радиотехник , -водитель . Виды деятельности . в которых представлены элементы труда :лабораторные , практические работы по физике . химии . работа в технических кружках ,техническое моделирование .ремонт бытовой техники .
- ЧЕЛОВЕК ЗНАК.
Предмет труда : условные знаки , цифры . коды . естественные или искусственные языки , формулы .
Примеры профессий :
-наборщик . -корректор . -переводчик . -программист . -бухгалтер . -ученый-теоретик . Виды деятельности . в которых представлены элементы труда : выполнение письменных работ по предметам ,чтение . ведение записей . наблюдений .систематизация сведений ,перевод текстов , выполнение чертежей . вычислений .схем
Успех реален , если знаешь ,что хочешь .Если на большинство вопросов будут даны положительные ответы , то можно утверждать . что перед нами профессионал своего дела .
Вопросы таковы :
-я точно знаю , как применить мои таланты в новой профессии , -мнения профессионалов убеждают меня в том . что эта профессия для меня , -у меня уже есть большая часть необходимых знаний и навыков , осталось изучить некоторое детали . -чем больше я читаю об этой профессии в Интернете , тем больще она мне нравится . -у меня есть связи , которые помогут мне наладить контакты с интересующими меня фирмами , -можно сказать . что я изучил эту профессию мзнутри по статьям и интервью с профессионалами в специализированных журналах . -моя семья меня поддерживает , или , по крайней мере , не препятствует моим планам -друзья . которые знают мои сильные и слабые стороны - одобряют мое решение -я взвесил все за и против и все равно хочу попробовать поменять сферу деятельности. -образ жизни , связанный с новой работой . меня абсолютно устраивает Успешным , конечно же ,может считаться работающий человек , а отнюдь не безработный. Сделать вывод о том , насколько востребованной на рынке труда будет полученная вами профессия можно .если изучить список специальностей . в которых нуждается Саратовская область :
-механизатор широкого профиля , -водитель . -фрезеровщик , -сборщик ПК. -литейщик , -строитель . -гальванщик , -термист . -фельдшер . -регулировщик сложной специальной техники . -мастер по компьютерам . -инженер отопительных систем . Предпринимательство .
В современной цивилизованной экономике люди, не соблюдающие этики и морали предпринимательства, исключаются из круга бизнесменов, отторгаются бизнесом , лишаются возможности участвовать в нем. Многим предстоит пройти большую школу воспитания, чтобы усвоить правила и нормы цивилизованного, культурного, честного предпринимательства . Основными общепрофессиональными умениями и навыками являются :
-самомотивация . -конструктивные идеалы , -социальная ответственность , -готовность служить клиенту , -умение убеждать , -умение контролировать . -организационные способности . -умение ставить и решать проблемы . -умение экономить средства , -владение навыками делового сотрудничества . -умение вести деловые переговоры . -владение иностранными языками , -законопослушность . -отменное владение компьютером Куда пойти учиться , чтобы через 5 лет не пришлось менять престижный диплом на действительно хорошо оплачиваемую работу ?
10 профессий прошлого десятилетия :
-программист , -модельер . -концертный директор , -инструктор по шейпингу , -флорист . -крупье , -веб-дизайнер , -брокер . -дистрибьютер , -пластический хирург 10 профессий будущего десятилетия :
-специалист по информационным технологиям . -эколог . -хед-хантер . -биотехнолог , -ландшафтный дизайнер . -психоаналитик , -логистик . -аудитор , -телепродюсер . -имиджмейкер . Где работать мне тогда ?
в процессе поиска работы работнику приходится проходить собеседование у работодателя .К собеседованию нужно тщательно готовиться , здесь нет мелочей , важно все :и одежда . и прическа ,и манера поведения .С собой нужно иметь паспорт . трудовую книжку , диплом . иногда - характеристику с предыдущего места работы . На вопросы работодателя нужно отвечать спокойно . обстоятельно , только не нужно сразу говорить о размере вознаграждения и совсем не нужно о том , что вы будете здесь работать временно , чтобы затем открыть собственное дело . В процессе поиска работы большое значение имеет правильно составленное резюме .
Резюме- краткое изложение или вывод сути обсуждаемой темы или проблемы . книги или статьи, краткое заключение , обобщение .Как правильно составить резюме : ФИО . возраст , домашний адрес . телефон . цель - поиск работы( указать какой ) , образование . трудовая биография , профессиональные знания и навыки , семейное положение . личные качества ,основной иностранный язык , владение ПК , заработная плата от..
Перечень перспективных работ на российском рынке труда
-административный менеджер , -офицер-охранник , офицер-милиционер . служащий по наблюдению за освобожденными из тюрьмы . -инспектор по налогам . -сборщик ПК , -дизайнер электронных плат . -мастер по компьютерам . -программист . -системный аналитик . -системный консультант . -архитектор . -мастер по очистке зданий . -координатор по строительству , -строитель-эколог . -инженер отопительных систем . -менеджер по рекламе . -менеджер по организации конференций . -экономист . -менеджер по недвижимости , -менеджер по франчайзингу . Таким образом , выбор очень велик . осталось выбрать и не ошибиться . В 2005 году принята Концепция развития персонала на производстве в Саратовской области .Анализ потребности предприятий области в кадрах показал , что наибольший спрос существует на специалистов с начальным и средним профессиональным образованием - 38.6% и 39,8% соответственно от общей потребности в кадрах . которая по прогнозам на период 2005-2008гг составляет 61600 специалистов . В разрезе отраслей потребность в кадрах остается высокой в промышленности (34,3%) , здравоохранении (13,2%) , сельском хозяйстве (12,4%) ,строительстве (9,2%) . жилищно-коммунальном хозяйстве (5%) . Устойчивый спрос на рабочую силу сохранится в торговле и общественном питании .
Рефлексия:
1.Что вы узнали нового, полезного для себя на этом уроке? 2.Какие выводы вы для себя сделали? 3.Вы считаете, что сведения, полученные сегодня, вам помогут сделать правильный выбор?