Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования. Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ. - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. - подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Особенностью программы является
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» предлагается для учащихся 10-11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ЕГЭ. Курс рассчитан на 120 часов при проведении 2 аудиторных занятий в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю, по 60 часов в каждом учебном году и составляет 120 часов за 2 года.
Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» и Тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» для учащихся 10-11 классов (120 часов). Программа утверждена на заседании педсовета школы (Протокол №1 от 11.09.2008 г.).
Формы занятий: Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются: ● речевая деятельность; ● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ. Приёмы организации деятельности: Интерактивные- ● лекция ● дискуссии ● мини-сочинение Активные- ● семинар ● практическая работа Возможны следующие виды деятельности учащихся: -анализ источников; -написание эссе; -решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМ ЕГЭ).
Форма подведения итогов:
-пробный экзамен по обществознания (по КИМ ЕГЭ).
Содержание изучаемого курса
10 класс (60 часов).
Тема 1. Основы философии. 5 часов. Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов. Тема 3. Основы культурологи. 5 часов. Тема 4. Основы социологии. 10 часов. Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 24 час. Резервное время учителя. 4 часа.
11 класс (60 часов).
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов. Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов. Тема 7. Право. 9 часов. Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа. Итоговое занятие. 1 час.
Учебно-тематический план
№ п/п Название темы занятия. Количество часов Дата проведен. Примечания 10 класс. Тема 1. Основы философии. 5 часов. 1 Философия, её разделы и роль в обществе. 1 2 История философии 1 3 Основные проблемы философии. 1 4-5 Решение тренировочных заданий. 2
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов. 6 Формационный и цивилизационный подходы к истории. 1 7-8 Древние цивилизации. 2 9 Цивилизации эпохи средневековья. 1 10 Современные цивилизации. 1 11 Глобальные проблемы современности. 1 12-13 Решение тренировочных заданий. 2
Тема 3. Основы культурологи. 5 часов. 14 Основы теории культуры. 1 15 Компоненты культуры. 1 16 Компоненты духовной жизни общества. 1 17-18 Решение тренировочных заданий. 2
Тема 4. Основы социологии. 10 часов. 19 Предмет и методы социологии. 1 20 Социальная структура. Стратификация общества. 1 21 Понятие и теории личности. 1 22-23 Нации и межнациональные отношения. 2 24 Масса и массовое сознание. 1 25 Социальный конфликт. 1 26 27 28 Решение тренировочных заданий. 3
Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 24 час. 29-34 Решение заданий части А. 6 35-39 Решение заданий части В. 5 40--49 Решение заданий части С. 10 50-56 Правила написания эссе по обществознанию. 7 57-60 Резервное время учителя. 4
11 класс. Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 13 часов. 1 Экономика. 1 2-3 Основные экономические системы и законы их функционирования. 2 4-5 Факторы современного производства. 2 6-7 Переходная экономика. 2 8-9 Деньги. Инфляция. 2 10-11 Государство и экономика. Налоги и налогообложение. 2 12 Рынок труда. Доходы населения. 1 13 Решение тренировочных заданий. 1
Тема 6. Основы политологии. Государство. 17 часов. 14 Политическое устройство общества. 1 15-16 Государство, его признаки и функции. 2 17-18 Форма государства. 2 19-20 Механизм (аппарат) государства. 2 21-22 Система разделения властей. 2 23-24 Демократия, её формы и признаки. 2 25-26 Институты прямой демократии. 2 27-28 Власть и политика. Политические партии. 2 29 Политика и общественное сознание. 1 30 Решение тренировочных заданий. 1
Тема 7. Право. 9 часов. 31 Теория права. 1 32 Основы конституционного права. 1 33-34 Основы правового положения человека и гражданина. 2 35-36 Основы гражданского, семейного и трудового права. 2 37-38 Основы уголовного, административного и муниципального права. 2 39 Решение тренировочных заданий. 1 Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часа.
40-41 Решение заданий части А. 2 42-46 Решение заданий части В. 5 47-56 Решение заданий части С. 10 57-59 Правила написания эссе по обществознанию. 3 60 Итоговое занятие. 1
Уровень подготовки учащихся
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: ● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; ● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; ● исследование реальных связей и зависимостей; ● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного); ● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; ● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); ● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; ● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); ● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; ● владение навыками редактирования текста; ● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; ● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»); ● формулирование полученных результатов; ● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать; ● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; ● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Предполагаемые результаты: Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся : - В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут: работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; анализ современных общественных явлений и событий; аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Список литературы:
Основная литература: 1. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2005г. 2. А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2005 г. 3. И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007г. 4. Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2006, 2007 гг.
Дополнительная литература:
1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г. 2. П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.