Суббота, 29 Янв 2022, 06:55
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю обществознания

Конспект к уроку обществознания "Политическая идеология и политическая деятельность".
Тема урока: «Политическая идеология и политическая деятельность»

Цели урока:
- образовательная: сформировать у учащихся представление о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, консерватизме, социализме – их принципах, проблемах, значении в жизни общества.
Подвести учащихся к выводу о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества.
Основные понятия темы: идеология, либерализм, консерватизм, социализм, правовое государство, рыночная экономика, гражданское общество.

- развивающая: продолжить работу над формированием у учащихся следующих компетентностей: находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных; представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать в группах, анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основе изученного; аргументировано высказывать собственную точку зрения на поставленную проблему.

- воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.

Оборудование урока:
1. Компьютер, проектор, экран.
2. Компьютерные презентации по теме урока.
3. Кроссворд по теме урока.
4. Конспекты лекций для учащихся.

Этапы урока:
I. Оргмомент, вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки.
II. Актуализация знаний учащихся (разгадывание кроссворда по теме урока).
III. Сообщение учащимся целей и задач урока.
IV. Работа по теме урока:
1. лекция учителя «Политическая идеология» (компьютерная презентация);
2. выступления учащихся по секциям (представление компьютерных презентаций):
- либерализм;
- консерватизм;
- социализм;
3. вопросы к выступающим, обсуждение темы.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.

Тип урока – комбинированный.
Форма урока: мини-конференция.

Ход урока
I. Орг. момент, создание позитивного психологического настроя учащихся.
Я рада вас видеть. Надеюсь, наше общение на уроке будет продуктивным и взаимно приятным.
Поскольку мы работаем в группах, и все мы – партнеры, я прошу вас отвечать не вставая.

II. Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Мы продолжаем изучать раздел «Политическая жизнь общества» курса «Политика и право». На этом уроке мы рассмотрим очень важную проблему, которая, во многом, определяет развитие политики.
Мы сейчас разгадаем кроссворд, в колонке по вертикали которого зашифровано ключевое слово нашей сегодняшней темы, и повторим уже изученный материал.
- разгадывание кроссворда
Вы быстро и правильно справились с заданием, определив ключевое понятие сегодняшнего урока – Идеология.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, почему вопросы идеологии так актуальны, особенно в наши дни?

Дети говорят: идеология формирует мировоззрение личности и общества в целом, воспитывает гражданские качества, определяет отношение к жизни. Поэтому она очень важна.

III. Да, поэтому тема нашего урока – «Политическая идеология и политическая деятельность». Она отражена в ваших конспектах (первый слайд презентации «Идеология»).

Мы должны будем:
• выяснить сущность понятия «идеология»,
• изучить структуру и функции идеологии,
• основные идейные направления современности: либерализм, консерватизм, социализм – их принципы, проблемы, значение в жизни общества.
• сделать вывод о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества.

Наш урок пройдет в форме мини-конференции. Вы, работая в группах, уже проанализировали материалы по основным идеологическим течениям современного общества, оформив результаты своих исследований в виде компьютерных презентаций.
Сейчас после моего вступительного доклада каждая из 3-х секций нашей мини-конференции получит возможность выступить, представив результаты своих исследований.
Во время выступлений докладчиков я попрошу оппонентов внимательно слушать и готовить вопросы каждой группе выступающих.

Итак, начинаем работу.
IV. 1. Лекция учителя «Политическая идеология и политическая деятельность» - представление презентации.
Вывод: Современное общество не может существовать без идеологии.
Почему? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

2. Теперь я предоставляю слово секции «Либерализм».
(напоминаю – внимательно слушайте и готовьте вопросы выступающим)
- представление презентации;
3. Слово «консерваторам».
- представление презентации;
4. Слово сторонникам социалистического учения.
- представление презентации.

5. Итак, мы рассмотрели все представленные политические учения. Я думаю, у вас возникли вопросы к участникам каждой секции по содержанию их докладов. Давайте их обсудим.
- вопросы к выступающим, обсуждение.
1. (Консерваторам) Консерватизм, по сути, есть возвращение к старым традициям и укладу жизни. А присутствует ли тогда в этой идеологии само понятие прогресса?
2. (Социалистам) Сегодня в нашей стране идеология демократического либерализма, а социализм предполагает совершенно противоположные принципы устройства власти и общества. Какие способы перехода страны к идеологии социализма вы видите?
3. (Социалистам) В нашей стране уже была одна попытка построить социализм. Однако попытка не удалась, а у большинства населения страны сложилось отрицательное отношение к социализму. Как вы хотите изменить мнение населения в вашу пользу?
4. (Либералам) Одно из противоречий либерализма – определение пределов вмешательства государства в жизнь граждан, особенно в кризисные моменты. Каковы, по вашему мнению, эти самые пределы?

5. (Либералам) Как вы думаете, в современной России соотношение индивидуальной свободы и общественной морали достаточно уравновешено для существования либерализма, или общество еще не готово к переменам?
6. (Либералам) В чем, на ваш взгляд, заключаются преимущества ваших идей по сравнению с другими идеологиями?
7. (Консерваторам) Скажите пожалуйста, почему в парламенте РФ нет партии, представляющей идеологию консерватизма?
8. (Консерваторам) Как вы думаете, можно ли считать признание социального и экономического неравенства отрицательным и регрессивным признаком консервативной идеологии?
9. (Социалистам) Как вы считаете, приемлема ли политика, направленная на осуществление утопии в обществе и в связи с этим возможны ли столь масштабные социальные эксперименты?
10. (Социалистам) Как вы думаете, является ли экономическая модель социализма более перспективной и прогрессивной, чем либеральная экономика?
11. (Всем) как вам кажется, реализация каких политических идей предполагает наиболее последовательное и прогрессивное развитие современного общества? Какая идеология наиболее полно отвечает критериям общественного прогресса?

- ответы представителей.

6. Общий итог.
Итак, на сегодняшнем уроке мы
• выяснили сущность понятия «идеология»,
• изучили структуру и функции идеологии,
• основные идейные направления современности: либерализм, консерватизм, социализм – их принципы, проблемы, значение в жизни общества.
• сделали вывод о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества.

А теперь в заключение урока (последний слайд презентации «Социализм») я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразу: «Я думаю, что в современной России существует…………идеология, потому что…»

Ребята, на сегодняшнем уроке вам был предложен высокий уровень сложности материала.
Как вы считаете, насколько успешно вы справились со своими задачами исследователей? (дети говорят)
Обращаюсь к уч-ся: Каких оценок вы заслуживаете за работу на уроке?

Да, я согласна с мнением... Все вы заслуживаете высоких оценок.

На дом вы получаете творческое задание: написать мини-эссе на тему «Нужна ли России национальная идея?»

Большое всем спасибо за работу на уроке!



Лекция: «Идеология»
Идеология – система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.

 Автор термина – французский философ XIX века А. Дестют де Траси.
 Так он назвал учение об идеях, позволяющих установить твердые основы для политической жизни.

Структурные компоненты идеологии:
Теоретический - основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенной общественной группы, нации или государства, определяющие направления политического развития.

Программно-политический - Идеи преобразуются в конкретные программы, лозунги и требования, политическое руководство принимает определенные политические решения
Актуализированный - Осознанные гражданами конкретные политические цели реализуются с помощью конкретных методов и действий

Связь идеологии с политикой:
С одной стороны, идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества,

Но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения.
Функции идеологии:
 Ориентационная
Идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки.
 Мобилизационная
Предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизирует членов общества на воплощение их в жизнь
 Интегративная
Она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей
 Амортизационная (смягчающая)
Объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных или организационных возможностей общества и граждан
 Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса

Лекция: «Консерватизм»
Консерватизм – система идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям
Главные принципы:
• отказ от революции;
• неприятие любых утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества.
Основоположники современного консерватизма - американские политологи Д. Ален и С. Хантингтон.
Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко – не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).
Основные идеи классического консерватизма:
 Невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;
 Любое поспешное и радикальное изменение общественного порядка неразумно;
 Незыблемость устоявшегося социального порядка;
 Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка – семьи, религии и частной собственности;
 Допущение только постепенного, ненасильственного изменения общественной жизни.
Современный консерватизм признал многие ценности нашего времени:
• Рыночную экономику;
• Свободную конкуренцию;
• Индивидуальные права и свободы;
• Правовое равенство граждан.
Но при этом сохранил твердую приверженность своим принципам
Принципы консерватизма:
 Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и моральных устоев общества;
 Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям;
 Признание юридического, но неприятие экономического и социального равенств;
 Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства.
Основные разновидности и направления современного консерватизма:
 Национал-консерватизм;
 Либеральный консерватизм;
 Технократический консерватизм;
 Религиозный консерватизм.

Многие политические силы и сегодня отстаивают идеи консерватизма

Лекция: «Либерализм»
Либерализм – первое в истории оформившееся идеологическое учение.
Его идейная основа – политическая философия Дж. Локка , Т. Гоббса и А. Смита.
 Либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии.
Основные экономические принципы либеральной идеологии:
• Свободная конкуренция
• Рынок
• Частное предпринимательство
Основные политические принципы либерализма:
 Верховенство закона;
 Правовое равенство всех граждан;
 Договорная природа государства с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества;
 Политический плюрализм;
 Терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям;
 Веротерпимость.
Проблемы и противоречия либерализма:
 Как определить пределы возможного вмешательства государства в частную жизнь граждан (особенно в кризисные периоды)?
 Как совмещать демократию и индивидуальную свободу?
 Противоречие между экономической свободой и социальным неравенством;
 Соотношение индивидуальной свободы и общественной морали, патриотизма, общечеловеческих прав и свобод личности.
Проблема: Являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной» почве затруднено?
Идеология неолиберализма:
 Попытка соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства – гаранта соблюдения прав и законов, поддержания общественного порядка;
 Признание необходимости достижения консенсуса в отношениях между
управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества;
 Стремление совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов;
 Признание необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни, без чего невозможна демократия;
 Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.
Большинство современных ведущих стран предпочитают идеи либерализма

Лекция: «Социализм»
Для учений социалистического толка характерно отрицание:
 института частной собственности;
 материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов;
 хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как условие динамичного развития экономики и обеспечения материального благосостояния человека и общества.
Сторонники этой идеологии предложили:
 Нетрудовое уравнительное перераспределение доходов;
 Административное регулирование социальных и экономических процессов;
 Государство определяет и закрепляет нормы и принципы социальной справедливости («от каждого по способностям – каждому по труду»
или «каждому по потребностям»).
Наиболее радикальными версиями социализма являются марксизм и коммунизм
Недостатки учения Маркса:
 Игнорирование естественного неравенства людей как условия динамичного развития, а также объективного хода общественного развития;
 Монизм – стремление преодолеть многообразие во всех сферах общественной жизни;
 Признание общественного самоуправления как идеала общественного устройства;
 Ставка на принуждение и моральные (идеологические) стимулы при игнорировании материальных потребностей и реальных интересов людей в экономической и политической жизни.
Разновидности коммунизма:
Марксизм-ленинизм
 Победоносная пролетарская революция
 Установление диктатуры пролетариата
 Идея о партии «нового типа» (у Маркса – нет) – жестко централизованной и дисциплинированной организации Сталинизм
 Отказ от идеи «мировой революции»
 Ставка на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране»
 Учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму
В начале ХХ века «классический марксизм» был пересмотрен -- социал-демократия
Основные принципы:
 Отказ от идеи абсолютного обнищания пролетариата при капитализме;
 Социализм – не конечная цель, а постоянный процесс возрастания благосостояния, свободы в общественной жизни;
 Построение социализма мирным эволюционным путем при опоре на государство и демократические институты;
 Отказ от идеи классовой борьбы как главном факторе общественного развития.
Основоположники – немецкие марксисты Э. Бернштейн и К. Каутский
Эти идеи – основа «демократического социализма» - идеологии современных европейских социалистов и социал-демократов
1. Ориентация на защиту трудящихся;
2. Реформизм – отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на реформы;
3. Социальная солидарность всех слоев и групп общества;
4. Народовластие и развитие общественного самоуправления.
Вывод:
• Социализм – самая «молодая» идеология;
• Имеет много разновидностей; • Неоднократно пересматривался;
• Его принципы успешно реализуются во многих странах современного мира
Категория: Учителю обществознания | Добавил: Anica (01 Мар 2012)
Просмотров: 4767 | Теги: политическая, конспект, уроку, деятельность., идеология, обществознания | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
29 Янв 2022
06:55


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz