Пятница, 19 Апр 2024, 07:06
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю обществознания

«Гражданско-патриотическое воспитание в курсе преподавания истории и обществознания в средней школе»
«Гражданско-патриотическое воспитание в курсе преподавания истории и обществознания в средней школе» (школьный лекторий).
«Наше прошлое, наше культурное наследие нередко считают чем-то второстепенным, скучными археологическими черепками. В действительности история иногда подспудно движет народом и укрепляет его. Пусть неосознанно, но мы наследники великих традиций, генетически носим в себе влияние веками сложившегося национального характера. Юбилей 2012 года – это новая ступень к исторической высоте, оглядываясь с которой, лучше видишь настоящее и путь к будущему».
Действительно, 2012 год – год Юбилейный для России. Множество славных дат: 1150 лет – Российской государственности; 200 лет – Отечественной войны 1812 года; 70 лет – Сталинградской битвы; 770 лет – битвы на Чудском озере (Ледовое побоище), Александр Невский; 400 лет – народному ополчению К. Минина и Д. Пожарского изгнавшему поляков из Москвы; 865 лет – основания Москвы; 2012 год – объявлен годом Российской истории.
Огромный исторический материал дает возможность для действенного гражданско-патриотического воспитания школьников. Формы работы разнообразны, к ним активно привлекаются учащиеся: тематические экскурсии, выставки исторических документов, художественные выставки, создание проектов-презентаций, просмотр фильмов.
Курс истории и обществознания нацелен на историческое, политико-правовое, патриотическое воспитание учащихся.
Историческое воспитание предполагает знание основных событий Отечественной истории; представление о месте России в мировой истории, формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, области, города, в котором проживает учащийся, представление о связи своей семьи, рода с историей Отечества; формирование чувства гордости за свой род, семью, город.
Политико-правовое воспитание направлено на формирование у учащихся представлений о государственно-политическом устройстве России, государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащихся; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и мире; правовая компетентность.
Патриотическое воспитание имеет целью формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Одной из успешных форм просветительской деятельности является работа «Школьного лектория», действующего на базе школьного военно-исторического музея. Главным лицом лектория – является учитель, руководитель музея. Но и актив музея можно эффективно задействовать с тематическими выступлениями в младшей школе. Тематика лекций – занятий музея очень сочетается с военно-исторической темой 2012 года. Можно составить цикл лекции по темам. Можно составить цикл лекций по темам: «850 лет – столице Российского государства»; «Боевая Слава России. Юбилейные даты»; «1150 лет Российской государственности».
Темы объемные, интересные. Им можно посвятить «классные часы в школьном музеи», «уроки истории в школьном музеи», выступления на родительских собраниях. Результат будет удачным, если занятия будут проходить систематически, если полученные знания будут закреплены на практике (экскурсии, интеллектуальные игры, проект-презентация).
Тема: «1150 лет российской государственности»
Занятие №1
Конституция-основной закон государства. Развитие российского конституционализма в XX веке.
Занятие №2
Государственная символика России
Занятие №3
Государственные праздники Российской Федерации

На занятиях рекомендуется использовать DVD диски с записью документального фильма – трилогии «Государственные символы России» в качестве наглядного пособия при изучении данной темы (Комплект «Государственные символы России/Г.В. Вилинбахов, Г.В. Калашников, А.Н. Шендрих, - Спб.: специальная литература – М.:Гамма – Пресс, 2011. – 160с.; с приложением трах DVD дисков).

Тема: «Конституция - основной закон государства. Развитие российского конституционализма в XX века».
Цель занятия: на основе обществоведческих знаний о конституционном строе проследить процесс формирования российского конституционализма.

Основные понятия: конституция, государство, демократия, народный суверенитет, принцип разделения власти.

План изучения темы:
1.Понятие конституция – как основного закона государства.
2.Признаки конституционного строя.
3.История российского конституционализма.

Фронтовая беседа с целью выявления имеющихся знаний:
1.Что является основным законом государства?
2.Из курса истории Нового времени вспомнить примеры конституций западных государств (1787 – Конституция США, 1791 – первая в истории Франции Конституция).
3. Что означают понятия: конституционная монархия, самодержавие, принцип разделения власти?
4.Кто первым выдвинул идею разделения власти, как условия порядка в государстве?
Джон Локк (1632-1704) английский просветитель (четкое отделение исполнительной власти от законодательной власти, иначе будет нарушаться законодательство).
Монтескье (1689-1755) – французский просветитель (выделил еще судебную власть, власть должна быть строго разделена и независима друг от друга).

I. Понятие «конституция» - ( от лат. Constitution – устройство) – основный закон государства, в котором закреплены система политического, социально-экономического и общественного устройства страны; права и обязанности граждан; принципы образования и функционирования государственных органов, основы избирательной системы. Конституция – основа законодательства страны.
Кто разрабатывает и принимает конституцию?
Разрабатывает парламент, учредительное собрание, конституционный комитет или по поручению монарха, президента. Принимается – парламентом, референдумом или президентом, монархом.

II. Конституция является фундаментом государственной власти. Первая глава конституции посвящается основам конституционного строя, признаками которого являются:
-народный суверенитет
-разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
-нерушимость и неотчужденность общепризнанных прав и свобод человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства.
Конституция закрепляет государственный строй, права и свободы граждан, форму государственного устройства, систему внешних органов власти. Конституция обладает высшей юридической силой, отличается стабильностью, является базой для текущего законодательства.

III. Российский конституционализм исторически молод. Его становление связано с первой российской революцией 1905-1907 г. 17 октября 1905 года появляется манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Населению даруются гражданские свободы. 6 августа 1905 года опубликован Манифест об учреждении государственной Дума (до 1917 года работали четыре государственные думы). С самодержавием в России было покончено.
С января 1917 года – начинается новая эпоха в российской истории – период советской государственности. Политическая ситуация в стране менялась – соответственно принимались новые конституции. Менялись и концепции прав и свобод человека соответствующие ситуациям в истории. Конституция 1917-1930-х отличалась жестоко классовым подходом: представители «эксплуататорских классов» были лишены или сильно ограничены в правах. Конституция сер. 1930 – конец 1980-х – отличалась общегражданским подходом. Однако человек рассматривался как гражданин государства, член социалистического общества – а не личность сама по себе. Концепция 1980-х – 20 г. Провозглашает человека как высшую ценность; как личность – а потом субъект государственной жизни, права человека неотчуждаемы и даруются ему от рождения, а не даруются государством.
Политическое развитие России XX века представлено 5 конституциями.
Первая советская конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. В его основу положены принципы «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 1918 года. Конституция 1918 – закрепила диктатуру пролетариата в форме советской власти. По характеру была самой идеологизированной. Четко прослеживалось деление на «трудящихся» и «эксплуататорские классы».
Почему? (процесс формирования государства, шла гражданская война)
Конституция 1924 года – принята вторым Съездом Советов СССР – 31 декабря 1924 года. Она зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик, их суверенитет, право выхода из союзного государства. Разумеется, руководство партии большевиков не предполагало, что какая-либо из республик на деле воспользуется этим правом.
Конституция 1936 года принималась в условиях сформированного тоталитарного режима. В ней провозглашалась построение социализма в стране. Отменялись ранее существовавшие ограничения избирательных прав, провозглашались базовые демократические свободы. Подтверждалось сохранение всех прав союзных республик. Однако руководящая роль в обществе принадлежала Коммунистической партии (статья 126). Решающую роль в ней играло высшее руководство партии в лице И.В. Сталина, мнение которого было непререкаемым. Конституция 1936 года сразу стали называть «сталинской».
Конституция 1977 года («брежневская») отражала теорию развитого социалистического общества. В ней отражались международные обязательства СССР, вытекавшие из положений Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки 1975 г.). В то же время статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе, что означало ограничение демократических свобод.
Ныне действующая конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.
Статья 1 гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Статья 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Статья 3: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ».
Основной закон страны признает ценность работы. Он исходит из того, что люди вправе определять свою жизнь. Они – свободные граждане своей страны. Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Ей не может противоречить никакой закон или подзаконный акт.

Вопросы для обсуждения:
1.Почему общество не может обходиться без права?
2. Почему в течении XX века в России сменилось 5 конституций?
3.Что означает понятие «демократические свободы»? Как им пользоваться
4.Демократия – власть народа. Как народ может воспользоваться своей властью?

Использованная литература:
1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.
2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.
3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.
4.Конституция Российской Федерации.
5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.
Категория: Учителю обществознания | Добавил: Anica (02 Май 2012)
Просмотров: 913 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
07:06


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz