План-конспект урока по теме «Дисперсные системы» 11 класс,
ТЕМА: ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ.
ЦЕЛЬ: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества. Показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные.
Задачи: 1. образовательная: изучить дисперсные системы, их классификацию. Рассмотреть на конкретных примерах суспензии, эмульсии, коллоидные растворы. 2. развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, описывать наблюдения. Значение дисперсных систем в жизни природы и человека 3. воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания
Оборудование и реактивы: химические стаканы, мел, глина, вода, масло подсолнечное, нефть, молоко, Na2 Si 3, HCl, крахмальный клейстер, желатин, сахар
Ход урока:
1. Организационная часть 2. Изучение нового материала 2.1. Понятие о дисперсных системах 2.2. Классификация дисперсных систем 2.3. Грубодисперсные системы (эмульсии, суспензии) 2.4. Коллоидные растворы (золи, гели, пасты) 2.5. Тонкодисперсные системы (истинные растворы) 2.6. Значение коллоидных систем в жизни природы и общества 3. Обобщение и выводы. Итоги урока 4. Домашнее задание
Состояние чистого вещества описывается очень просто – твердое, жидкое, газообразное. Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойство веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость , реакционную способность и т.д. Очевидно, для получения абсолютно чистых веществ – одна из важнейших задач современной химии, ведь именно чистота вещества определяет возможность проявления им своих индивидуальных средств (демонстрация реактивов с маркировкой) . Следовательно, в природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы.
Запишем тему урока ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ.
Что же собой представляет дисперсная система?
Д.С. – гетерогенные системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества.
Д.С.
Дисперсная фаза дисперсная среда (мелко раздробленное вещество) (однороднове вещество, в котором распределена д. фаза)
Примеры д.с : мел + вода, туман, дым, смог, определить дисперсную среду и дисперсную фазу
КЛАССИФИКАЦИЯ
1. ДС в зависимости от сочетания агрегатного состояния ДФ и ДС можно подразделить на 9 видов:
Дисперсионная среда Дисперсионная фаза газ жидкость Твердое вещество Газ Воздух, природный газ Туман, попутный нефтяной газ Дым, пыль, смог
Демонстрация: чугуна и стали. Чугун и сталь отличаются друг от друга % содержанием углерода: в чугуне его 2-4%, а в стали менее 2%.
Избыток углерода в чугуне становится твердым раствором, выделяется в виде пластинок графита. Вследствие этого чугун хрупок и его можно использовать только для литья, а сталь можно ковать, прокатывать, штамповать. 2. Также Д, можно классифицировать по величине частиц
Д.С.
Грубодисперсные системы тонкодисперсные системы (эмульсии, суспензии) (истинные растворы)
Коллоидные растворы (золи, гели, пасты)
Грубодисперсые системы это непрозрачные системы, частицы видны невооруженным глазом, отстаиваются, у жидкостей видна граница раздела.
(МИНИ-СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О СУСПЕНЗИЯХ И ЭМУЛЬСИЯХ)
Коллоидные растворы занимают промежуточное положение между тонкодисперсными и грубодисперсными системами. (МИНИ-СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О КОЛЛОИДНЫХ РАСТВОРАХ)
К. С.
ЗОЛИ ГЕЛИ Пищевые (сыр, хлеб, мармелад, косметические зефир, птичье молоко) (гель для душа, гель до и после бритья крем, лосьон)
Демонстрации: гидролиз хлорида алюминия в горячей воде Na2 SiO3 + HCL = 2 NaCl + H2 SiO3
ГЕЛИ Минеральные Пищевые (жемчуг, опал, халцедон) (сыр, хлеб, мармелад, косметические зефир, птичье молоко) (гель для душа, гель до и после медицинские мази бритья крем, лосьон
Истинные растворы – это гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия
Эксперимент: растворение безводного сульфата меди в воде.
ЗНАЧЕНИЕ: Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы. Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система в ее связи с поверхностными явлениями. Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды, легкие, весь желудочно-кишечный тракт и многое другое, без чего немыслима сама жизнь.
III. ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОДЫ:
Итак, на данном уроке мы с вами изучили более углубленно классификацию дисперсных систем, важность их в природе и жизни человека. Однако следует отметить, что резкой границы между видами дисперсных систем нет. Классификацию следует считать относительной.
Эксперимент: Хлорид железа (III) тонкодисперсная система – раствор, но при нагревании образует коллоидный раствор.