Среда, 24 Апр 2024, 09:26
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю химии

План-конспект урока по теме «Дисперсные системы» 11 класс,
ТЕМА: ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ.

ЦЕЛЬ: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества. Показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные.

Задачи:
1. образовательная: изучить дисперсные системы, их классификацию. Рассмотреть на конкретных примерах суспензии, эмульсии, коллоидные растворы.
2. развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, описывать наблюдения. Значение дисперсных систем в жизни природы и человека
3. воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания

Оборудование и реактивы: химические стаканы, мел, глина, вода, масло подсолнечное, нефть, молоко, Na2 Si 3, HCl, крахмальный клейстер, желатин, сахар


Ход урока:

1. Организационная часть
2. Изучение нового материала
2.1. Понятие о дисперсных системах
2.2. Классификация дисперсных систем
2.3. Грубодисперсные системы (эмульсии, суспензии)
2.4. Коллоидные растворы (золи, гели, пасты)
2.5. Тонкодисперсные системы (истинные растворы)
2.6. Значение коллоидных систем в жизни природы и общества
3. Обобщение и выводы. Итоги урока
4. Домашнее задание

Состояние чистого вещества описывается очень просто – твердое, жидкое, газообразное.
Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойство веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость , реакционную способность и т.д. Очевидно, для получения абсолютно чистых веществ – одна из важнейших задач современной химии, ведь именно чистота вещества определяет возможность проявления им своих индивидуальных средств (демонстрация реактивов с маркировкой) .
Следовательно, в природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы.

Запишем тему урока ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ.

Что же собой представляет дисперсная система?

Д.С. – гетерогенные системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества.

Д.С.

Дисперсная фаза дисперсная среда
(мелко раздробленное вещество) (однороднове вещество, в котором распределена
д. фаза)

Примеры д.с : мел + вода, туман, дым, смог, определить дисперсную среду и дисперсную фазу

КЛАССИФИКАЦИЯ

1. ДС в зависимости от сочетания агрегатного состояния ДФ и ДС можно подразделить на 9 видов:

Дисперсионная среда Дисперсионная фаза
газ жидкость Твердое вещество
Газ Воздух, природный газ Туман, попутный нефтяной газ Дым, пыль, смог

Жидкость Газировка, пена Плазма крови, пищеварительный сок, эмульсии Строительные растворы, суспензии, золи
Твердое вещество Снежный наст, порошки, пористое тело Мед, косметические средства, влажная почва Минералы, сплавы, цветное стекло, горные породы

(демонстрация некоторых диспер. систем)

Демонстрация: чугуна и стали. Чугун и сталь отличаются друг от друга % содержанием углерода: в чугуне его 2-4%, а в стали менее 2%.

Избыток углерода в чугуне становится твердым раствором, выделяется в виде пластинок графита. Вследствие этого чугун хрупок и его можно использовать только для литья, а сталь можно ковать, прокатывать, штамповать.
2. Также Д, можно классифицировать по величине частиц

Д.С.


Грубодисперсные системы тонкодисперсные системы
(эмульсии, суспензии) (истинные растворы)

Коллоидные растворы
(золи, гели, пасты)

Грубодисперсые системы это непрозрачные системы, частицы видны невооруженным глазом, отстаиваются, у жидкостей видна граница раздела.

Грубодисперсные системы делятся на
- эмульсии (молоко, лимфа, нефть)
- суспензии (мел + вода, известковое молоко + вода, глина + вода)

(МИНИ-СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О СУСПЕНЗИЯХ И ЭМУЛЬСИЯХ)

Коллоидные растворы занимают промежуточное положение между тонкодисперсными и грубодисперсными системами.
(МИНИ-СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О КОЛЛОИДНЫХ РАСТВОРАХ)


К. С.

ЗОЛИ ГЕЛИ
Пищевые
(сыр, хлеб, мармелад, косметические
зефир, птичье молоко) (гель для душа, гель до и после
бритья крем, лосьон)

Демонстрации: гидролиз хлорида алюминия в горячей воде
Na2 SiO3 + HCL = 2 NaCl + H2 SiO3

ГЕЛИ
Минеральные
Пищевые (жемчуг, опал, халцедон)
(сыр, хлеб, мармелад, косметические
зефир, птичье молоко) (гель для душа, гель до и после медицинские мази
бритья крем, лосьон

(МИНИ-СООБЩЕНИЯ О ЗОЛЯХ И ГЕЛЯХ)

Демонстрация: желатин + вода, крахмальный клейстер

Истинные растворы – это гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия

Эксперимент: растворение безводного сульфата меди в воде.

ЗНАЧЕНИЕ: Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.
Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система в ее связи с поверхностными явлениями.
Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды, легкие, весь желудочно-кишечный тракт и многое другое, без чего немыслима сама жизнь.


III. ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОДЫ:

Итак, на данном уроке мы с вами изучили более углубленно классификацию дисперсных систем, важность их в природе и жизни человека.
Однако следует отметить, что резкой границы между видами дисперсных систем нет. Классификацию следует считать относительной.

Эксперимент: Хлорид железа (III) тонкодисперсная система – раствор, но при нагревании образует коллоидный раствор.
Категория: Учителю химии | Добавил: Anica (23 Фев 2012)
Просмотров: 8699 | Комментарии: 3 | Теги: конус, теме, Контрольная, работа, шар, по, цилиндр | Рейтинг: 1.1/ 16 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
09:26


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz