Пятница, 19 Апр 2024, 12:42
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю иностранного языка

Языковой портфель учащегося как инструмент самооценки и саморазвития ученика
Иванова Надежда Валентиновна
учитель английского языка высшей категории,
победитель ПНПО «Образование»-2006
МБОУ СОШ УИОП №5
г. Красноярск
e-mail: nade-ivanova@yandex.ru

I. Из истории технологии «портфель» учащегося

В основе моей технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежит обобщенный опыт проектов американского портфеля, Европейского языкового портфолио и языкового портфеля России.
Американский портфель учащегося старшей школы Института Подготовки Лидеров имени Джона Ф. Кеннеди в штате Мериленд, США, отражает достижения ребёнка по целому ряду изучаемых предметов и включает следующие разделы: развитие личности, развитие лидерских качеств, общественная работа и академические достижения. Цели портфолио: обеспечение преемственности в обучении, развитие личности лидера и обеспечение социальной мобильности.
Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия. Он представляет собой пакет документов, «в которых каждый учащийся может собрать за орпеделённый период времени и представить в систематизированном виде свидетельства своей квалификации, достижений и опыта в изучении иностранных языков». [5] Особый интерес вызывает такой компонент европейского портфолио, как «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». 108] Портфолио включает в себя следующие разделы: языковой паспорт, языковая биография и досье. Цели портфолио: развитие мотивации учащегося в самостоятельном изучении языков на протяжении жизни и обеспечение социальной мобильности в рамках единой Европы.
В основу языкового портфеля России положен «Европейский языковой портфель». [9] Концепция «Языкового портфеля России» «дает возможность расширить рамки учебного (классного) процесса за счёт включения в систему оценки достижений учащихся опыта в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном общении». [2] Это позволяет учащимся осознавать прагматическую направленность изучения иностранного языка на каждом этапе обучения. «Предлагаемая в языковом портфеле система уровней владения языком является надёжной основой для разработки единых требований к сертификации языковой подготовки учащихся различных образовательных учреждений». [2]

II. «Языковой портфель» учащегося (из опыта работы Ивановой Н.В.)

В классах углублённого изучения английского языка старшей школы мои ученики ведут языковые портфели с 2000 года. С 2003 года я начала работу над портфелем во всех классах, начиная со второго. За время работы с данной технологией я пришла к выводу, что её нужно внедрять уже на ранних ступенях обучения, чтобы формировать и систематически развивать у учащихся умение представлять свой учебный и жизненный опыт и отслеживать собственные достижения.
Целями ведения портфолио на ранней ступени обучения может быть формирование устойчивого интереса учащихся и организация их самостоятельной работы в изучении иностранного языка.
Задачи портфолио:
• образовательная: позволяет учащемуся стать активным участником образовательного процесса, а именно, повышает его мотивацию в изучении ИЯ, учит его организовать свою самостоятельную работу и определять ациональные способы совершенствования своих умений, развивает навык рефлексии;
• педагогическая: позволяет педагогу оценивать уровень достижений каждого учащегося, повышать их мотивацию в образовательном процессе, вносить корректировки в процесс обучения;
• социальная: повышает интерес родителей к образовательному процессу, развивает социальную мобильность учащихся. [2]
Работа ученика и учителя по составлению портфолио основана на принципах:
 позитивность - доброжелательная помощь, прогресс;
 целостность развития и образования - важны все этапы/ достижения жизни;
 развитие и саморазвитие- познание себя через качественный анализ результатов.

Разделы портфолио:

• паспорт, в котором учащийся оценивает свой уровень владения иностранным языком согласно «Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком»;
• языковая биография отражает языки, которыми владеет учащийся или планирует изучить, его опыт пребывания за границей и межкультурного общения (в том числе, и по переписке);
• досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося свидетельства его успехов в овладении языками (письменные работы, автобиографические записи, стихи и рассказы, написанные учащимся, индивидуальные / групповые проекты, письменные доклады, свидетельства признания достижений учащегося);
• памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу, написания эссе, личного и делового письма, резюме), терминологический словарь;
• рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.

Презентация портфолио проводится ребёнком в классе, на родительском
собрании или школьной конференции. Готовясь к презентации, ребёнок отвечает на
следующие вопросы: Какую работу провёл для отбора материала в «Портфель»? Что
получилось / вызвало трудности? Как организовал информацию? Какие технологии
использовал? Была ли работа над портфелем полезна для твоего продвижения в
области данного предмета?

Родители оценивают портфолио, отвечая на такие вопросы: Каково Ваше
первое впечатление от «Портфеля»? Что вызвало у Вас чувство удивления /гордости?
Насколько самостоятельно ученик составлял «Портфель»? Как часто он советовался с Вами? Какие дополнительные материалы/ технологии использовал?

Для учителя портфель служит инструментом неформального оценивания достижений учащегося по предмету и развития его личности. «Оценка в школе - это оценка не только знаний, но и желание знать тот или иной предмет. Оценка – это не то, что стоит в журнале за контрольную, а это оценка стараний и трудов, которые приложил ученик. Каждый развивается по-разному, и, соответственно, успеваемость разная». [6]

III. Заключение

В заключение хочу отметить, что внедрение в практику преподавания и обучения языковых портфелей является перспективной образовательной технологии. Она не только создаёт средство неформального оценивания достижений учащихся по предмету, но также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком и межкультурного общения. Просматривая портфели, я отмечаю, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.
Портфолио является для ученика своеобразной книгой воспоминаний об определённом периоде его обучения/ жизни в школе. «…нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства… вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь». [3]
Портфель учащегося может быть эффективно использован учителями разных предметов, преподавателями элективных курсов в предпрофильной и профильной школе, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта и достижений учащихся по изученному курсу/ циклу предметов или за определённый период времени.

II. Библиография

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание, Теория и практика обучения иностранным языкам, Айрис Пресс. - Москва, с. 204
2. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 7-8
3. Достоевский Ф.М. Собр. Соч. в 10 т. Т.9 ., Художественная литература, 1958, с. 335-336
4. Полат Е.С. Портфель ученика, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 22
5. Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», Иностранные языки в школе, №5-1998г., с. 86
6. Школа «Унисон», Санкт Петербург, с. 67
7. Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development, IN ELT Reform in Russia: Regional Aspects (Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference. - Krasnoyarsk, 2003, p. 140
8. Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development and Assessment, IN School in the XXI Century: Skillful Teaching – Successful Learning, Interregional Ural-Siberian TEA Alumni Conference. - Novosibirsk, 2003, p. 32
9. Language Learning for European Citizenship. European Language Portfolio. Proposals for Development. - Strasbоurg, 1997
10. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. - Strasbоurg, 1996
11. Pollari, P. “This is My Portfolio”: portfolios in Finnish upper secondary schools, IN Kennedy, Ch. Exploring Change in English Language Teaching. Macmillan Heinemann, p.105
III. Благодарность:

Данная работа явилась результатом участия в программе АСПРЯЛ при поддержке Бюро образовательных и культурных связей Информационного агентства США и Американского Совета по международному образованию в 1999 году. Мнения, высказанные автором, не обязательно выражают точку зрения данных организаций.
Категория: Учителю иностранного языка | Добавил: almar71 (22 Мар 2012)
Просмотров: 1636 | Теги: Языковой, ученика, Портфель, учащегося, самооценки, Как, инструмент, саморазвития | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
12:42


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz