Цель урока: дать определение явления инерции, рассмотреть случаи проявления инерции в быту, технике; обратить внимание на инерцию вредную и полезную.
Задачи урока:
Познавательные: углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела; изучить явление инерции; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающие: развитие мышления и мировоззрения учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владения внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности, производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью посредством применения здоровье-сберегающих технологий.
Дидактическая цель урока: организация познавательной деятельности учащихся, приводящей к определению явления инерции, к созданию потребности в применении полученного знания, усвоению данного понятия.
Оснащение урока: чистые тетрадные листочки, простые карандаши, карточки-тесты, карточки-задания для выполнения мини-экспериментов; оборудование согласно карточкам-заданиям; плакаты – рисунки, демонстрирующие проявления инерции; выдержки из сказок с описанием проявления инерции для закрепления изученного материала, информация о домашнем задании.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы и Проверка усвоения изученного материала (в форме игры «Составляйки»)
Ребятки! Знаете, я обратила внимание, что со мной происходят странные случаи. Вчера, например, я несла тарелку с супом и, когда ставила её на стол, суп почему-то выплеснулся на скатерть. А сегодня я вошла в автобус, хотела достать деньги из кошелька, чтобы расплатиться за проезд, но автобус внезапно тронулся, я чуть не упала назад и наступила на ногу сидящей женщине. Получилась неприятная ситуация. Ребята, а с вами ничего подобного не происходило? Как вы думаете, имеет ли физика к этим случаям какое-нибудь отношение. Я предлагаю вам сегодня на уроке разобраться в этом.
Итак, места в нашем автобусе «Движение» все заняты, и мы продолжаем путешествие по стране знаний. Но прежде наш автобус должен заправиться. Заправка будет необычная – это будут ваши хорошие и отличные ответы. У вас на столах лежат листочки, которые вы, пожалуйста, подпишите и на них выполняйте задания. Вы должны выбрать правильные ответы на вопросы: на листочке рядом с цифрой вопроса вы должны написать выбранную букву ответа. Вам на это отводиться 5 минут.
1. Механическим движением называется …
А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел
И. изменение положения тела относительно других тел
С. изменение положения автомобиля на дороге.
2) Траекторией движения тела называется …
Н. линия, по которой движется тело
О. след, который оставляет движущееся тело
К. кривая линия движения молекулы.
3) Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется…
Е. путь
М. след
Т. кривая
4) При равномерном движении тело за равные промежутки времени…