Вторник, 16 Апр 2024, 23:46
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Мероприятия

Вечер, посвященный композитору Б.А. Мокроусову
Оформление зала: портрет Б.А. Мокроусова, выставки книг о композиторе, сборников песен, пластинок.

На экране проецируются слайды, фотографии или фрагмент документального кинофильма о Великой Отечественной войне (исходя из возможностей). Одновременно звучит «Песня защитников Москвы» в исполнении школьного хора или фонограмма (исходя из возможностей).

ПЕСНЯ ЗАЩИТНИКОВ МОСКВЫ
Сл. А. Суркова, муз. Б. Мокроусова

В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
Рубеж нам назначен вождем.

Припев:
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага.

На марше равняются взводы,
Гудит под ногами земля.
За нами родные заводы
И красные звезды Кремля.

Припев.

Для счастья своими руками
Мы строили город родной.
За каждый расколотый камень
Отплатим мы страшной ценой.

Припев.

Не смять богатырскую силу,
Могуч наш заслон огневой.
И враг наш отыщет могилу
В туманных полях под Москвой.

Припев.

Ведущий: Как высочайший взлет душевного порыва запечатлен подвиг народа в песнях. Еще на фронте родилась крылатая фраза: «Фронтовая песня — летопись войны!»
Когда грянули первые залпы Великой Отечественной, песни, наполненные гневом и яростью народа, были подхвачены на фронте и в тылу. Они отразили грозную эпоху во всем ее величии, встали рядом с монументальными памятниками всенародного ратного подвига.
И в эту летопись вписал свое слово композитор Борис Андреевич Мокроусов.
Немало песен возникло в ходе ожесточенных боев на рубежах Москвы и Ленинграда, Севастополя и Сталинграда... Строгими самобытными чертами выделяются песни Бориса Мокроусова. Это песня-баллада «Заветный камень», созданная в 1944 году, и «Песня защитников Москвы».
Великая битва на подступах к столице нашей Родины навсегда вошла в историю как первое поражение гитлеровцев во второй мировой войне. Советские войска остановили под Москвой бешеный натиск фашистских полчищ, нанеся врагу сокрушительный удар.
В эти суровые дни и родилась «Песня защитников Москвы».
Вот что пишет в своих воспоминаниях генерал армии Д.Д. Лелюшенко, командующий 5-й, а потом 30-й армией: «К началу декабря 1941 года частям 30-й армии при взаимодействии с другими армиями фронта удалось задержать продвижение противника. Чаша весов медленно, но верно склонялась в нашу пользу. Фронт под Москвой начал стабилизироваться. Повсеместно нарастал подъем и воодушевление. Воины чувствовали, что враг в основном остановлен, что Красная Армия наносит ему сокрушительные удары и ее поддерживает весь народ». Эти настроения выражены в песне.
Как же была создана эта песня?
Возник замысел сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. Вместе с автоматчиками, выбивавшими гитлеровцев из подмосковных сел, шли под вражеским огнем и снимали смертельные схватки с фашистами наши кинооператоры.
Одновременно на студии уже велась работа над монтажом фильма. Текст готовил писатель П. Павленко. Но для кинокартины нужна была песня, которая раскрывала бы высокий дух советского бойца, его беззаветную преданность Родине. Кто напишет такую песню? «Однажды выяснилось, — вспоминает режиссер фильма Илья Копалин, — что только недавно вернулся с фронта поэт Алексей Сурков (проекция портрета). Я разыскал его в редакции газеты «Гудок». Сначала он и слышать не хотел о какой-то песне для кино, когда такие события на фронте. Пришлось доказывать важность задания. Подумав, Сурков сказал: «Ну, вот что. Писать песню мне некогда, а есть у меня подготовленное для печати стихотворение о защитниках Москвы. Подойдет — берите!» Это был текст, ставший «Песней защитников Москвы». Музыку сочинил молодой тогда композитор Борис Мокроусов.
Документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» вышел в свет. И, прозвучав с экрана, ушла в жизнь и песня, полюбившаяся не только защитникам столицы, но и всем нашим воинам.
Линия фронта все дальше отодвигалась от Москвы, наши войска шли вперед, и песня шагала с ними в боевом строю. Ее можно было услышать и под Сталинградом, и на Курской дуге, и в Белоруссии — всюду, где воевали части, защищавшие в 41-м столицу нашей Родины. Когда гвардейцы-танкисты маршала Катукова ворвались на территорию фашистской Германии, то на первом же привале они запели эту песню. И здесь она звучала с особой силой, призывала разгромить, уничтожить врага, пройти до конца победный путь, начавшийся у стен Москвы.

Звучит песня «Заветный камень» в исполнении школьного хора или фонограмма (исходя из возможностей).

ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ
Сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова

Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.
И грозный соленый бушующий вал
О шлюпку волну за волной разбивал.
В туманной дали не видно земли,
Ушли далеко корабли. } 2 раза

Друзья-моряки подобрали героя,
Кипела вода штормовая.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал, умирая:
«Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес
Затем, чтоб вдали от крымской земли
О ней мы забыть не могли». } 2 раза

Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,
Что с честью носить его будет.
Он первым в любимую бухту вернется
И клятвы своей не забудет!
Тот камень заветный и ночью, и днем
Матросское сердце сжигает огнем.
Пусть свято хранит мой камень-гранит,
Он русскою кровью омыт! } 2 раза

Сквозь бури и грозы прошел этот камень,
И стал он на место достойно.
Знакомая чайка взмахнула крылами,
И сердце забилось спокойно.
Взошел на утес черноморский матрос,
Кто Родине новую славу принес.
И в мирной дали идут корабли
Под солнцем родимой земли. } 2 раза

Ведущий: История этой песни такова. Летом 1943 года Борис Мокроусов был проездом в Москве. На одной из улиц он остановился у витрины, где была вывешена газета «Красный флот». Его внимание привлек броский заголовок — «Севастопольский камень». С Севастополем композитора связывало многое. В первые же дни войны он был направлен сюда в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь сблизился с моряками — будущими участниками обороны Севастополя, полюбил суровую романтику Черного моря. Еще тогда Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморских моряках. Но военная судьба разлучила авторов, им не удалось тогда осуществить свой замысел. И вот сейчас, спустя два года, газетный заголовок вновь напомнил композитору о его мечте.
Так о чем же рассказывала газета? ...Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из вражеских снарядов ударил в набережную близ памятника «Погибшим кораблям» и отбил от гранитного парапета небольшой осколок. Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк — один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев, бился против десяти, против ста. Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место. Но моряку не суждено было это сделать — его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям с наказом: «Камень должен вернуться на свое место — в Севастополь!» Воин, принявший драгоценную реликвию, — это был снайпер — погиб в засаде, успев передать севастопольский камень своему другу-разведчику. От него камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков.... И у кого бы ни находился, он всегда был в крепких надежных руках воинов, поклявшихся выполнить завет неизвестного матроса — вернуть гранитный осколок на родную землю....
Легенда о севастопольском камне, рассказанная в газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на композитора. «Образ последних легендарных защитников Севастополя, — вспоминал он впоследствии, — стал преследовать меня денно и нощно. Кто же этот последний матрос-герой?»
Да, подвиг черноморских моряков достоин песни! И композитор принялся за работу. Постепенно рождалась полная истинного драматизма мелодия «Заветного камня», которой суждено было стать одной из лучших песен Великой Отечественной войны. Именно мелодия, ибо слов еще не было, — случай сравнительно редкий в композиторской практике. Когда музыка была готова, текст написал Александр Жаров (проекция портрета). Вот что рассказывает об этом поэт: «После того, как Мокроусов показал мне музыку, стихи я написал почти залпом, потому что был подготовлен к этому еще в те дни, когда мы оба были в Севастополе. Там в частях и на кораблях встречал я своих ровесников — представителей новой поросли комсомола, воинов-героев, о которых писал в песнях».
Легенда о Севастопольском камне не была легендой в обычном понимании этого слова. Многие матросы, покидая по приказу командования священную землю Севастополя, брали с собой горстку земли или кусочек гранита и клялись вернуть их обратно, возвратиться в город с победой.
Закончив песню, мы показали ее в редакции газеты «Красная звезда», где она и была напечатана. Вскоре ее передали по радио. Но настоящий успех пришел после того, как песню исполнил Леонид Утесов (проекция портрета). «Когда я услышал «Заветный камень», — рассказывал народный артист СССР Л.О. Утесов, — меня песня необычайно взволновала. Взволновала потому, что это рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о любви к Родине. Она как бы предсказывала грядущую победу. И как радостно было петь, когда Севастополь был освобожден».
В 1948 году композитор Б.А. Мокроусов был удостоен Государственной премии СССР за несколько своих песен — в их числе и песня «Заветный камень».
А как задушевно звучит лирическая песня «Огонек» в обработке Мокроусова.

В исполнении солиста звучит песня, аккомпанирует аккордеон (баян).

ОГОНЕК
Сл. М. Исаковского, муз. неизвестного автора
Обработка Б. Мокроусова

На позиции девушка провожала бойца.
Темной ночью простилася на ступеньках крыльца.
И пока за туманами видеть мог паренек,
На окошке на девичьем все горел огонек.

Парня встретила славная фронтовая семья.
Всюду были товарищи, всюду были друзья.
Но знакомую улицу позабыть он не мог:
«Где ж ты, девушка милая, где ж ты, мой огонек?»

И подруга далекая парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья никогда не умрет.
Все, что было загадано, в свой исполнится срок,
Не погаснет без времени золотой огонек.

И спокойно, и радостно на душе у бойца
От такого хорошего, от ее письмеца,
И врага ненавистного крепче бьет паренек
За Советскую Родину, за родной огонек.

Ведущий: Кто же он, композитор Мокроусов?
Родился Борис Андреевич 14 (27) февраля 1909 года в Нижнем Новгороде. Гордость земли Нижегородской, он, конечно же, посвятил песни и родному краю.

Звучит песня в исполнении вокальной группы, аккомпанирует баян (аккордеон).

СОРМОВСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ
Сл. Е. Долматовского, муз. Б. Мокроусова

На Волге широкой, на стрелке далекой
Гудками кого-то зовет пароход.
Под городом Горьким, где ясные зорьки,
В рабочем поселке подруга живет.

В рубашке нарядной к своей ненаглядной
Пришел объясниться хороший дружок:
Вчера говорила — навек полюбила,
А нынче не вышла в назначенный срок.

Свиданье забыто, над книгой раскрытой
Склонилась подруга в окне золотом.
До утренней смены, до первой сирены
Шуршат осторожно шаги под окном.

Ведущий: Борис Андреевич Мокроусов — заслуженный деятель искусств Чувашской АССР. В 1936 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского. Автор оперы «Чапаев» и оперетты «Роза ветров». Популярность завоевали его песни, в которых использованы традиции русского музыкального фольклора и городского романса. Среди лучших песен: «Хороши весной в саду цветочки», «Вологда», «Где ты?», «Широка ты, родная Россия», «Всегда ты хороша», «На крылечке твоем», «Я за реченьку гляжу», «Жди солдата», «Мы — люди большого полета» и т. д. За песни «О родной земле» и «Одинокая гармонь» в 1948 году Борис Мокроусов был удостоен Государственной премии СССР.

Звучит песня «Одинокая гармонь» в исполнении солиста, аккомпанирует баян (аккордеон, гармонь).

ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ
Сл. М. Исаковского, муз. В. Мокроусова

Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

То пойдет на поля за ворота,
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой...
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может, радость твоя недалеко,
Да не знает, ее ли ты ждешь...
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?

Ведущий: В мир песни Борис Мокроусов пришел профессионалом, свободно владеющим секретами композиторского мастерства. Но главное, что сразу ощущалось в его песенном почерке, — это щедрость мелодического дара, его национальная природа, опора на народные истоки....
Лучшие песни Мокроусова всегда трогают сердца чистотой, проникновенной лиричностью, светлым мироощущением. Именно поэтому Бориса Андреевича сравнивают с Есениным.

Звучит песня в исполнении солиста, аккомпанирует баян (аккордеон, гармонь).

НА КРЫЛЕЧКЕ ТВОЕМ
Сл. А. Фатьянова, муз. Б. Мокроусова

На крылечке твоем
Каждый вечер вдвоем
Мы подолгу стоим
И расстаться не можем на миг.
«До свиданья», — скажу,
Возвращусь и хожу,
До рассвета хожу мимо милых окошек твоих.

И сады, и поля,
И цветы, и земля,
И глаза голубые, такие родные твои
Не от солнечных дней,
Не от теплых лучей,
Расцветают от нашей горячей и светлой любви.

Если надо пройти
Все дороги-пути,
Те, что к счастью ведут, — я пройду, —
Мне их век не забыть.
Я люблю тебя так,
Что не сможешь никак
Ты меня никогда, никогда, никогда разлюбить.

Ведущий: Как и Сергей Есенин, Борис Андреевич любил все русское. На удивление лирично звучит его музыка, рисующая образы родной природы. Это и классические «Осенние листья», и менее известная инструментальная пьеса «Поют в лесу соловьи».

Звучат мелодии «Поют в лесу соловьи» (гитара), «Осенние листья» (скрипка, фортепиано, танцевальный дуэт).

Ведущий: Популярность композитору несли его блистательные миниатюры, не сходившие с уст народа в послевоенные годы. Исполнители разных поколений обращаются к ним. Навсегда останутся знаменитыми «Куплеты Курочкина», «Хороши вес-ной в саду цветочки» и многие другие.

Звучит в исполнении солиста, аккомпанирует баян (аккордеон, гармонь).

ХОРОШИ ВЕСНОЙ В САДУ ЦВЕТОЧКИ
Сл. С. Алымова, муз. Б. Мокроусова

Хороши весной в саду цветочки,
Еще лучше девушки весной,
Встретишь вечерочком
Милую в садочке —
Сразу жизнь становится иной.

Мое счастье где-то недалечко,
Подойду да постучу в окно:
Выйди на крылечко
Ты, мое сердечко,
Без тебя тоскую я давно.

В нашей жизни всякое бывает.
Набегает с тучами гроза.
Туча уплывает,
Ветер утихает,
И опять синеют небеса.

Хороши весной в саду цветочки,
Еще лучше девушки весной,
Встретишь вечерочком
Милую в садочке -
Сразу жизнь становится иной.

Ведущий: К песням Бориса Мокроусова можно полностью отнести слова, сказанные другим нашим замечательным композитором-песенником В.П. Соловьевым-Седым: «Песня должна нести в себе такие черты, такие интонации, чтобы другим не только хотелось ее петь, а чтобы они чувствовали душевную необходимость в этом». И Мокроусов эти черты и интонации находил. Долгая жизнь суждена была «Вологде», отчасти благодаря белорусскому вокально-инструментальному ансамблю «Песняры», отчасти неповторимому окающему акценту песни, который был присущ и ее создателю — истинному волжанину Мокроусову.

Звучит фонограмма в исполнении ВИА «Песняры».

ВОЛОГДА
Сл. М. Матусовского, муз. Б. Мокроусова

Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат, —
В доме, где резной палисад.
Где же моя темноглазая, где?
В Вологде-где-где-где, Вологде-где,
В доме, где резной палисад.

Шлю я, шлю я ей за пакетом пакет,
Только, только нет мне ни слова в ответ.
Значит, значит надо иметь ей в виду:
Сам я за ответом приду!
Что б ни случилось, я к милой приду
В Вологду-гду-гду-гду, Вологду-гду,
Сам я за ответом приду.

Вижу, вижу алые кисти рябин,
Вижу, вижу дом ее номер один.
Вижу, вижу сад со скамьей у ворот,
Город, где судьба меня ждет.
Вот потому-то мила мне всегда
Вологда-гда-гда-гда, Вологда-гда,
Город, где судьба меня ждет.

Ведущий: Борис Мокроусов работал и в области театральной, и киномузыки. Широко известны мелодии фильмов «Свадьба с приданым» и «Весна на Заречной улице». Сыну канавинского железнодорожника, хорошо знавшему жизнь рабочих окраин, суждено было написать музыку к песне, ставшей поистине народной.

Звучит в исполнении солиста, аккомпанирует баян (аккордеон, гармонь).

КОГДА ВЕСНА ПРИДЕТ, НЕ ЗНАЮ...
Сл. А. Фатьянова, муз. Б. Мокроусова
(из кинофильма «Весна на Заречной улице»)

Когда весна придет, не знаю,
Пройдут дожди, сойдут снега.
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.

Мне все здесь близко, все знакомо,
Все в биографии моей, —
Дверь комсомольского райкома,
Семья испытанных друзей.

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей,
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил,
Моя душа полна тобой.
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь?

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день, и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную.
Мне ни на что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.

Ведущий: Умер Борис Андреевич 27 марта 1968 года в Москве. Имя его вписано не только в Большую Советскую Энциклопедию, но и в сердца людей.

Приложение

ВСЕГДА ТЫ ХОРОША
Сл. Н. Глейзерова, муз. Б. Мокроусова

Зажглась заря вечерняя
Над речкой голубой,
Прохладен вечер, вечер северный,
А мне тепло с тобой.

Припев:
Веселая и грустная,
Всегда ты хороша,
Как наша песня русская,
Как русская душа.

С тобою годы долгие
Без горя проживешь,
С тобою, синеокая,
Нигде не пропадешь.

Припев.

Погоним скоро улицей
Мы свадебных коней,
Ты станешь в жизни спутницей
И песнею моей.

Припев.

Зажглась заря вечерняя
Над речкой голубой,
Прохладен вечер, вечер северный,
А мне тепло с тобой.

Припев.

МЫ - ЛЮДИ БОЛЬШОГО ПОЛЕТА
Сл. А. Фатьянова, муз. Б. Мокроусова

Мы — люди большого полета,
Кудесники новых чудес.
Огромное племя — пилоты,
Хозяева синих небес.

Припев:
Летим мы по вольному свету,
Нас ветру догнать нелегко.
До самой далекой планеты
Не так уж, друзья, далеко!

Затеяло с птицами споры
Крылатое племя людей.
Мы — люди широких просторов,
Высоких и вольных идей.

Припев.

Мы вышли на битву за воздух,
И где бы мы ни были в нем,
Кремля путеводные звезды
Средь тысяч светил узнаем.

Припев.

ГДЕ ТЫ?
Сл. Н. Черкеза, муз. Б. Мокроусова

Ночь пришла весенняя,
Скрыла все вокруг.
Снова с нетерпением
Жду тебя, мой друг.

Припев:
Где ты, где ты, где ты,
Друг любимый мой?
Буду до рассвета я
Встречи ждать с тобой.

Тишина глубокая,
Меркнут фонари.
О тебе, далекая,
Грежу до зари.

Припев.

О тебе единственной,
О тебе одной
Шепчет мне таинственно
Месяц молодой.

Припев.

Спят спокойно улицы,
Площади, мосты.
Только месяц хмурится,
Что не вышла ты.

Припев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 16. - С. 421.
2. Музыкальная жизнь. — 1993. — № 15-16; 1995. — № 1.
3. В кругу друзей. — М.: Советский композитор, 1988. — С. 15, 61, 63.
4. Знамя Победы. — М.: Советский композитор, 1984. — С. 23, 34, 142.
5. Душа солдата. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 10.
6. Поем и танцуем. — М.: Музыка, 1981. — С. 17.
7. Песни наших дней. — М.: Музыка, 1981. — С. 19, 75, 159, 173, 177.
8. Популярные песни. Вып. 3 — М.: Советский композитор, 1987. — С. 54, 64.
9. Всегда ты хороша. — М.: Воениздат, 1986. — С. 200.
10. Песни Родины моей. — Л.: Музыка, 1987. — С. 93, 127.
11. Друзья-однополчане. — М.: Воениздат, 1975. — С. 29, 140.
Категория: Мероприятия | Добавил: almar71 (11 Апр 2012)
Просмотров: 1755 | Теги: посвященный, Мокроусову, композитору, Б.А., вечер | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
16 Апр 2024
23:46


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz