Урок внеклассного чтения, 2 класс Тема: «Землю красит солнце, а человека – труд»
Цель: познакомить с рассказами и сказками Е.А.Пермяка, учить выразительному чтению, пересказу, работе с текстом. Воспитывать любовь к труду, уважение к людям.
Оборудование и материалы: хрестоматии по внеклассному чтению, сигнальные карточки, рисунки с иллюстрациями пословиц, тесты «Проверь себя».
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
II. Введение темы
урока
III. Работа по содержанию сказки «Волшебные краски».
IVФизкультминутка
V. Работа со сказкой «Маркел – Самодел»
VI. Работа с расска-
зом «Торопливый
ножик»
VII Физкультминут -ка
VIII. Проверка усвоения материала
IX. Итог урока.
- Прочитайте предложение, записанное на доске
- Что это?
-Как вы её понимаете?
- Как вы думаете, почему именно так называется тема нашего урока? Как она связана с произведениями Е.А.Пермяка?
- Какие произведения Евгения Андреевича Пермяка вы прочитали к сегодняшнему уроку?
- Прочитайте по буквам синего цвета название произведения, о котором сейчас будем говорить.
1) Что это – сказка или рассказ?
Почему так считаете?
2) Какой волшебник приносит волшебные краски? Найдите ответ в тексте.
3) Почему красок семь?
Назовите их.
4) Кому приносит Дед Мороз такие краски?
5) Почему только им может принести Дед Мороз волшебные краски? Зачитайте ответ.
6) Какие подарки для окружающих хотел сделать мальчик?
7)Что же из этого получилось?
Кроссворд.
1. На что были похожи деревья? (метёлка)
2. Кого мальчик нарисовал с проволочными ногами? (лошадь)
3. Здание, к которому боялись подходить близко? (школа)
4. Самое красивое здание, которое нарисовал мальчик, став взрослым? (дворец)
5. У него вместо колёс были странные кругляшки (автомобиль).
8) Почему ничего не получилось у мальчика?
9) Как Дед Мороз исправил ошибку?
10) Кого автор называет самым великим волшебником?
11) Чему учит нас эта сказка?
12) Какая из записанных на доске пословиц подойдёт к этой сказке?
- Почему она так называется? Кто такой Самодел? Происходят ли в этой сказке сказочные превращения?
- Почему же автор назвал своё произведение сказкой? Какие сказочные приметы вы можете назвать?
- Что умел делать Маркел – Самодел? Зачитайте.
- А что умела делать его жена Маркеловна – Самоделовна?
- А сейчас проверим, внимательные ли вы читатели.
Задачки «Да – Нет-ки»
1. Сыновья и дочери у Маркела – Самодела подрастали ленивыми. ( - )
Во 2 «В» классе 26 мальчиков и девочек. Все они сегодня на уроке говорили о том, что труд красит человека, как важно уметь делать всё добросовестно, аккуратно, терпеливо, старательно. Сколько же детей этого класса будут трудолюбивыми, старательными, аккуратными, терпеливыми?
«Землю красит солнце, а человека – труд».
-Пословица.
Отвечают.
- Все произведения о труде, о работающих людях.
«Волшебные краски»,
«Маркел - Самодел»,
«Торопливый ножик».
Читают: «Волшебные краски»
-Сказка.
- В ней присутствуют волшебные предметы.
Зачитывают отрывок из сказки
- Семь цветов радуги.
Называют.
- Самому доброму из всех самых добрых детей. Находят в тексте и зачитывают отрывок.
Находят ответ в тексте.
- Он не умел рисовать.
- Он принёс мальчику краски, не волшебные, а простые. Мальчик вырос и научился рисовать красивые вещи.
- Трудолюбивого человека.
Отвечают.
«Мало хотеть, надо уметь», «Ученье – путь к уменью»
Отвечают
- Нет
- Сказочный зачин; сказочное, красивое объяснение появления ремёсел; преувеличения.
Находят ответ
Зачитывают отрывок
Дети с помощью сигнальных карточек показывают – согласны они с утверждением или нет.
Зачитывают ответ.
«Разные руки по-разному хватки, во всякой голове свои задатки»
- Каждый человек талантлив в своём ремесле. У каждого свои способности и таланты.
1) Дети читают рассказ по ролям.
Выбирают и зачитывают
Отвечают
- Силу воли, терпение, аккуратность.
«К большому терпенью придёт и уменье», «Ученье – путь к уменью»