Разработка урока по литературе: "Фет. Поэт-музыкант, поэт-художник".
Урок проводится на заключительном этапе, как обобщение поэтического мира Афанасия Фета.
Цель урока - рассмотрение особенностей художественного мира поэта.
Задачи урока: введение учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха, выявление выразительных средств, придающих музыкальность. мелодичность стихотворениям, анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Фета.
Предварительные задания: класс поделён на две проблемные группы. Группа "музыкантов" выясняла роль музыки в лирике Фета, группа "художников" рассматривала живописную манеру Фета. Подготовлены два сообщения о роли музыки в жизни поэта и художественной манере художников- импрессионистов.
Оформление урока: портрет Фета, пейзажные работы художников-импрессионистов, романс на стихи Фета, слайдовая презентация на проекторе
Ход урока
Как беден наш язык!- Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною… А. Фет 1. Объявление темы урока. Смысл эпиграфа. Отзывы критиков о поэзии Фета.
Фета называют "шёпотом русской поэзии". А. В. Дружинин писал, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце как изящная музыкальная симфония. Критика восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности фетовского стиха. А вот Н. Н. Страхов сравнивает "песни" Фета с "аккордом, в который на звук мгновенно тронутой струны вдруг гармонически отозвались другие струны". Он пишет о том. что стихотворения Фета обладают волшебной музыкальностью. Поэт-символист Д. Мережковский отмечает , что Фет довёл форму до последней степени совершенства. О "художественном мистицизме" поэзии Фета писал К. Бальмонт. " Ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных, мелодичных песен о любви"(Бальмонт).
О живописном начале поэзии Фета заговорили современные исследователи его творчества. Е. А. Маймин говорит об импрессионистической манере Фета. Б. Я. Бухштаб пишет: "Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом". Наша задача - найти подтверждения этим критическим отзывам.
2. Прослушивание романса на стихи Фета.
Музыкальность поэзии Фета почувствовали многие композиторы 19-20 веков. Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке.
Сообщение учащегося о роли и месте музыки в жизни поэта.
Музыка была для Фета философией жизни. Там , где всё прекрасно, гармонично, там мир музыки.
Наблюдения 1 группы за музыкальностью фетовского стиха .
- Анализ ключевых слов, тематически связанных с музыкой, поющие птицы у Фета, звучащие явления неживой природы, музыка космоса ( "…и мукой блаженства исполнены звуки", "уж давно поёт синичка", "истерзался песней соловей без розы", "это листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье…", "и задрожал весь хор небесный", "как тепло в нём звёздный хор повторялся", " как звучала их песнь с поднебесья").
- Как стихотворения Фета тематически связаны с музыкой? (Названия стихотворений, жанры стихотворений: "Шопену", "Чайковскому, "Песня", "Романс", цикл "Мелодии"). Какие музыкальные инструменты звучат в поэзии Фета и с чем они ассоциируются?( рояль- окрыляет, раскрепощает душу, звуки гитары связаны с любовью, скрипка вызывает щемящую тоску).
- Какие художественные приёмы помогают озвучить Фету окружающий мир( приводятся примеры использования метафор, сравнений, ассонансов, анафор и др.).
Обобщение наблюдений учащимися.
3. Анализ поэтического текста "Сияла ночь…"(стихотворение читается наизусть)
Вопросы для анализа:
- статичен или динамичен образ-переживание? - найдите аллитерацию. Что достигается повтором тех или иных звуков? - что можете сказать о синтаксисе стихов? Влияет ли он на напевность стихов?(синтаксический параллелизм во второй строфе, повтор союза что, использование однородных членов) - С какой целью использует Фет анафору и повтор ( третья строфа) - значение эпифоры в стихотворении. Как она связана с композицией, динамикой фетовской лирической миниатюры? 4. Другая особенность творческой манеры Фета - его умение видеть мир и художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия.
Сообщение о импрессионизме. Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что они сами могут нарисовать такие же картины . Здесь мазочек, там мазочек, примитивный домик , как дети рисуют, небольшая премудрость. Но произведение Мастера отличается от любительской мазни. Оно заключается в искренности и глубине впечатления, знании мира человеческих эмоций: счастье, страдание, злоба, ревность, веселье…
Наблюдения второй группы за живописной манерой Фета (высказывания обязательно подтверждаются цитатами из лирики Фета) : богатство красок, много света( сияющие образы солнца, луны) , подвижность образов, неожиданные ракурсы в изображении природы, размытость объектов изображения. Какой восхитительный водопад красок, света, игры воображения, мечтаний.
- какие образы вещного, предметного мира наполняют стихотворение? - носит ли описание этого мира последовательный характер или это фрагментарные, мимолётные впечатления? - покажите подвижность, изменчивость мира природы; - назовите лексику цветообозначения; - взаимодействуют ли цвета между собой? - заметили ли вы игру света и тени? Какой колорит придаёт это стихотворению? - понаблюдайте за линией изображения в 1 строфе. Имеет ли она чёткий характер или отличается размытостью? - найдите образы, представленные в неожиданном ракурсе? - носит ли стихотворение законченный , завершённый характер? 6. Подведение итогов
(учащиеся делятся своими наблюдениями о музыкальной и живописной манере Фета: восприятие мира у Фета субъективно, импрессионистично, поэту важно не реалистически воспроизвести природу, а передать лишь впечатление от неё, стихи Фета живут по законам мелодики).
7. Домашнее задание
В выбранном по желанию стихотворении провести анализ средств и приёмов создания музыкального и импрессионистичного образа природы.