Суббота, 20 Апр 2024, 13:48
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Тематическое планирование

Разработка урока по литературе: "Фет. Поэт-музыкант, поэт-художник".
Урок проводится на заключительном этапе, как обобщение поэтического мира Афанасия Фета.

Цель урока - рассмотрение особенностей художественного мира поэта.

Задачи урока: введение учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха, выявление выразительных средств, придающих музыкальность. мелодичность стихотворениям, анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Фета.

Предварительные задания: класс поделён на две проблемные группы. Группа "музыкантов" выясняла роль музыки в лирике Фета, группа "художников" рассматривала живописную манеру Фета. Подготовлены два сообщения о роли музыки в жизни поэта и художественной манере художников- импрессионистов.

Оформление урока: портрет Фета, пейзажные работы художников-импрессионистов, романс на стихи Фета, слайдовая презентация на проекторе

Ход урока

Как беден наш язык!- Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною
волною…
А. Фет
1. Объявление темы урока. Смысл эпиграфа. Отзывы критиков о поэзии Фета.

Фета называют "шёпотом русской поэзии". А. В. Дружинин писал, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце как изящная музыкальная симфония. Критика восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности фетовского стиха. А вот Н. Н. Страхов сравнивает "песни" Фета с "аккордом, в который на звук мгновенно тронутой струны вдруг гармонически отозвались другие струны". Он пишет о том. что стихотворения Фета обладают волшебной музыкальностью. Поэт-символист Д. Мережковский отмечает , что Фет довёл форму до последней степени совершенства. О "художественном мистицизме" поэзии Фета писал К. Бальмонт. " Ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных, мелодичных песен о любви"(Бальмонт).

О живописном начале поэзии Фета заговорили современные исследователи его творчества. Е. А. Маймин говорит об импрессионистической манере Фета. Б. Я. Бухштаб пишет: "Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом". Наша задача - найти подтверждения этим критическим отзывам.

2. Прослушивание романса на стихи Фета.

Музыкальность поэзии Фета почувствовали многие композиторы 19-20 веков. Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке.

Сообщение учащегося о роли и месте музыки в жизни поэта.

Музыка была для Фета философией жизни. Там , где всё прекрасно, гармонично, там мир музыки.

Наблюдения 1 группы за музыкальностью фетовского стиха .

- Анализ ключевых слов, тематически связанных с музыкой, поющие птицы у Фета, звучащие явления неживой природы, музыка космоса ( "…и мукой блаженства исполнены звуки", "уж давно поёт синичка", "истерзался песней соловей без розы", "это листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье…", "и задрожал весь хор небесный", "как тепло в нём звёздный хор повторялся", " как звучала их песнь с поднебесья").

- Как стихотворения Фета тематически связаны с музыкой? (Названия стихотворений, жанры стихотворений: "Шопену", "Чайковскому, "Песня", "Романс", цикл "Мелодии"). Какие музыкальные инструменты звучат в поэзии Фета и с чем они ассоциируются?( рояль- окрыляет, раскрепощает душу, звуки гитары связаны с любовью, скрипка вызывает щемящую тоску).

- Какие художественные приёмы помогают озвучить Фету окружающий мир( приводятся примеры использования метафор, сравнений, ассонансов, анафор и др.).

Обобщение наблюдений учащимися.

3. Анализ поэтического текста "Сияла ночь…"(стихотворение читается наизусть)

Вопросы для анализа:

- статичен или динамичен образ-переживание?
- найдите аллитерацию. Что достигается повтором тех или иных звуков?
- что можете сказать о синтаксисе стихов? Влияет ли он на напевность стихов?(синтаксический параллелизм во второй строфе, повтор союза что, использование однородных членов)
- С какой целью использует Фет анафору и повтор ( третья строфа)
- значение эпифоры в стихотворении. Как она связана с композицией, динамикой фетовской лирической миниатюры?
4. Другая особенность творческой манеры Фета - его умение видеть мир и художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия.

Сообщение о импрессионизме. Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что они сами могут нарисовать такие же картины . Здесь мазочек, там мазочек, примитивный домик , как дети рисуют, небольшая премудрость. Но произведение Мастера отличается от любительской мазни. Оно заключается в искренности и глубине впечатления, знании мира человеческих эмоций: счастье, страдание, злоба, ревность, веселье…

Наблюдения второй группы за живописной манерой Фета (высказывания обязательно подтверждаются цитатами из лирики Фета) : богатство красок, много света( сияющие образы солнца, луны) , подвижность образов, неожиданные ракурсы в изображении природы, размытость объектов изображения. Какой восхитительный водопад красок, света, игры воображения, мечтаний.

5. Разбор стихотворения "Над озером лебедь в тростник протянул" (одним учеником читается наизусть).

Проблемные вопросы для анализа стихотворения:

- какие образы вещного, предметного мира наполняют стихотворение?
- носит ли описание этого мира последовательный характер или это фрагментарные, мимолётные впечатления?
- покажите подвижность, изменчивость мира природы;
- назовите лексику цветообозначения;
- взаимодействуют ли цвета между собой?
- заметили ли вы игру света и тени? Какой колорит придаёт это стихотворению?
- понаблюдайте за линией изображения в 1 строфе. Имеет ли она чёткий характер или отличается размытостью?
- найдите образы, представленные в неожиданном ракурсе?
- носит ли стихотворение законченный , завершённый характер?
6. Подведение итогов



(учащиеся делятся своими наблюдениями о музыкальной и живописной манере Фета: восприятие мира у Фета субъективно, импрессионистично, поэту важно не реалистически воспроизвести природу, а передать лишь впечатление от неё, стихи Фета живут по законам мелодики).

7. Домашнее задание

В выбранном по желанию стихотворении провести анализ средств и приёмов создания музыкального и импрессионистичного образа природы.
Категория: Тематическое планирование | Добавил: vadik11092 (01 Фев 2012)
Просмотров: 1809 | Теги: Фет., литературе:, поэт-художник., Разработка, по, Поэт-музыкант, урока | Рейтинг: 1.0/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
20 Апр 2024
13:48


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz