Пятница, 19 Апр 2024, 07:46
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников
Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поис­тине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлечен­ности. Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством. [2]

Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
-
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.

Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?» (сценарий М. Пляцковского, музыка М. Минкова) на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём пять этажей - ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого - Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства». Сказочный сюжет с первых минут захватывает зрителей. В музыкальное королевство пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить порядок. Дети знакомятся с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.

Как и в любой другой школе, в нашем лицее есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Одно из традиционных лицейских мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.

Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции - «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Атемина Татьяна Александровна,
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: Wrecker (08 Мар 2012)
Просмотров: 1342 | Рейтинг: 1.2/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
07:46


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz