Творческий отчет (панорамный урок). Развитие познавательных процессов у младших школьников
Творческий отчет (панорамный урок) учителя начальных классов Усовой Елены Владимировны
Точка, точка, запятая... Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик- Получился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки уведут его? Как он будет жить на свете? Мы за это не в ответе, Мы его нарисовали Только и всего...
Только и всего? Если бы все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художников, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую трепетную душу, а его творение – сама история.
Я не случайно выбрала эпиграфом к своему выступлению эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым... Только и всего.
Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислять эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, через чур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?
Первоклассники приходят к нам похожими на этого человечка из песенки. Они еще неопытны, но они готовы, как губка, впитывать все новое.
Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда. Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. МЫШЛЕНИЕ. Мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начало абстрактного мышления. ЛОГИКА. А в следующую строчку я бы хотела записать ЧУВСТВА. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, и сострадание и сочувствие. Конечно же, в младшей школе мы должны сформировать у детей и определенные НАВЫКИ. То есть, говоря в самом широком смысле слова, мы должны научить детей учиться. Я приготовила урок-панораму. Мне хочется показать разные методы работы и на разных уроках. Поэтому я попыталась поэксперементировать и объединить несколько уроков в один. Начнем с математики. Устный счет в нашем классе проходит в разных формах: и игры, и магические квадраты. Для учеников 4 класса я предлагаю волшебный квадрат Альбрехта Дюрера.
Квадрат Альбрехта Дюрера
Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия» Магический квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве.[5]Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). 16 3 2 13 5 10 11 8 9 6 7 12 4 15 14 1 Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17. Для объяснения нового материала возьмем обыкновенный лист бумаги. Массу вопросов можно задать ребятам о фигуре листа, цвете, о положении листа на доске. Сегодня мы займемся видом рисования – Коллаж. Рисовать будем природу ( определене пейзажа дети могут дать уже в первом классе). -- С чего начнем рисовать пейзаж? -- Линия горизонта. -- Что изображается выше линии горизонта? -- Небо. Облака. Составьте задачу. Как к трем прибавить два? Составьте обратное выражение. Аналогично дети рисуют растения, лесных жителей. Играя, рисуя, незаметно мы повторили громадное количество информации, знаний, а еще учились новому и получали массу удовольствия.
Различные логические задачи я использую не только на уроках математики. Познание мира – это кладезь выдумки и фантазии. Тема урока - Растения лугов. Вопрос на логическое мышление: почему на лугах растут только травянистые растения и редко деревья, в основном отдельностоящие? Путем логического размышления был дан ответ на вопрос. Формы и методы закрепления знаний и контроля знаний можно перечислять долго (это и тесты, и карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, для работы в паре, и перфокарты, и кроссворды, и тесты по всем предметам. По литературе – это устные и письменные сочинения и изложения, составления сказок, и инсценирование, конкурсы на лучшего чтеца, знатока, оформление книжек – малышек, рефератов. В заключении я позволю себе прочитать слова Федора Ивановича. Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться!