Реализация герменевтического метода на уроках русского языка в начальных классах
Современные задачи школьного образования требуют не только запоминать информацию, но и понимать её, анализировать, творчески ставить задачи, формулировать проблемы и решать их. Эти задачи связаны с уровнем понимания (интерпретацией). Такой подход в педагогике называется герменевтикой. Согласно герменевтике, основная задача образования – понимание учебного материала путём проникновения в духовное содержание субъектов и объектов. Слово «герменевтика» происходит от греческого и означает «истолковывать», само же слово происходит от имени греческого бога Гермеса, который согласно древнегреческой мифологии истолковывал людям волю богов. Словом «герменевтика» принято обозначать науку о понимании и истолковании. Широко известно использование герменевтического метода при изучении истории, литературы, биологии. В своей работе с недавних пор использую герменевтический метод на уроках русского языка. В связи с этим даю несколько иное определение данному методу. Герменевтический метод – эмоционально – образное представление законов, понятий, выраженных изобразительными средствами. Этот метод рассматривается как самостоятельная творческая деятельность младших школьников, основанная на воображении, активности и требующая развития образного мышления на основе знаний. Дидактическая функция метода состоит в том, что в процессе рисования уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания на эмоциональном уровне. Творческая функция состоит в развитии воображения, инициативы, умения работать самостоятельно или согласовывать свои действия с участниками группы, умения устанавливать дружеские взаимоотношения. Общие принципы: 1. Метод эффективен в ходе изучения понятий или по завершении темы. 2. Хорошая организация урока. 3. Возможно проведение не только на уроках гуманитарного цикла, но и на уроках математики, окружающего мира. 4. Форма работы: индивидуальная, парная, групповая. В ходе урока каждый ученик имеет право выбрать любую из форм, а также перейти из одной группы в другую.
Наиболее интересны и необходимы рисунки на уроках русского языка по следующим темам: Гласные и согласные звуки. Ударение. Ударные и безударные звуки. Однокоренные слова. Состав слова. Парные согласные. Непроизносимые согласные. Синонимы. Антонимы.
Методические рекомендации по составлению плана урока с использованием герменевтического метода.
1.Сообщение о виде деятельности, пробуждение интереса. 2. Повторение исходной информации (теоретических знаний). 3. Выбор формы работы. Распределение учеников на группы, создание пар. 4. Сообщение (повторение) правил сотрудничества. 5. Вхождение в образ, настрой. 6. Непосредственная работа. ( Учитель пассивный наблюдатель за творчеством детей). 7. Представление результата работы одним или несколькими членами группы. 8. Обсуждение соответствия рисунка понятию, закону. 9. Рефлексия.
Результаты при герменевтическом подходе в обучении имеют двойное значение: усвоение изучаемого материала (материализованная образовательная продукция) и развитие внутренних качеств детей. Ученики класса, в котором использовался данный метод, имеют достаточно хорошие знания, умеют общаться без конфликтов, у них развиты творческие способности, воображение. Итак, сделаем некоторые выводы: 1.Герменевтика - наука о постижении значения (смысла) знаков; 2.Знаки не обязательно являются языковыми (текстовыми), но любой продукт познания (мыслительной деятельности) выражается в знаковой форме (системой знаковых форм). 3. Герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, «вчувствования». 4. Любая знаково-символическая система - это самостоятельная сущность, индивидуальность: а) продукт мыслительной деятельности, средство объяснения создающего субъекта; б) продукт понимающей деятельности, средство понимания, интерпретации воспринимающего субъекта. 5. Герменевтический метод - диалогичен. 6. В герменевтике человек является субъектом познания, а символически- знаковая система - предметом познания. 7. Основной задачей герменевтики является постижение, т.н. “глубинного смысла”. 8. Т.о. одной из основных задач герменевтического подхода к познанию какого- либо определенного явления, заключается в постижении его модели. 9. Множественность моделей (знаково-символических систем) является положительным фактом только при условии, что каждая из моделей, которая признана адекватной, опирается при своей разработке на систему определенных принципов и правил. Ни один из элементов системы не может быть удален из нее без изменения всей системы в целом. 10. Эффект системности (получение знания более полного, чем суммарное знание, полученное при помощи каждой части системы в отдельности), срабатывает только при одновременном использовании всех принципов, входящих в систему Смотрите приложение. Рисунки по теме «Антонимы» Список литературы. 1. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания: Препринт/ Издание Башкирского университета. - Уфа, 2000, 60 с. 2. Гафаров Х. С. Герменевтика как попытка примирения естественнонаучного и гуманитарного знания// http://charko.narod.ru/tekst/alm1/gafarov.html 3. Кузнецов В. Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.ht 4. Кузнецов В.Г. Русская герменевтика, или прерванный полет (опыт интерпретации философии Густава Шпета)//www.nature.ru 5. Слесинский Р. Поиски в понимании. Введение в философскую герменевтику.