Четверг, 25 Апр 2024, 17:43
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

"Шутки-минутки" (использование на уроках экспресс-приёмов по снятию психо-эмоциональной нагрузки)
1. Нервно-психическое здоровье младшего школьника (актуальность проблемы). Работоспособность и методы профилактики психоэмоциональных нагрузок.
Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья учащихся можно отметить уже в первые послеканикулярные месяцы пребывания в школе. Учителя и родители отмечают следующие изменения в поведении и самочувствии детей: вялость, плаксивость, раздражительность, нежелание идти в школу. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении, что особо выражено у детей ослабленных и часто болеющих.
Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказывается на состоянии нервной системы детей. Дети со слабой нервной системой с трудом выдерживают урок. Если негативные изменения в состоянии здоровья детей (изменения массы тела, артериального давления, ухудшение общего фона настроения) выражены в слабой степени и компенсируются в течение первой четверти, можно говорить о легкой адаптации.
Однако нередко случаются более тяжёлые случаи, когда состояние детей продолжает прогрессивно ухудшаться. К концу полугодия резко снижается умственная работоспособность и успеваемость до такой степени, что школьники перестают справляться даже с заданиями, которые раньше не представляли для них никакого труда. При этом родители жалуются на ухудшение сна ребёнка (долго не может заснуть, часто просыпается по ночам, вскрикивает во сне). Бывают случаи возникновения ночного недержания мочи (энуреза). Эти нарушения врачи расценивают как ухудшение нервно-психического здоровья, непосредственно связанного с неблагоприятным влиянием учебной нагрузки.
Работоспособность – показатель достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику. Известно, что работоспособность напрямую зависит от внешних условий. Работоспособность младшего школьника снижается довольно быстро – об этом сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15-20 минут урока число неслушающих, вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей катастрофически растёт. Кажется, ещё секунда - и собрать их внимание будет просто невозможно. Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребёнка. Он как бы отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно, попытка ограничить двигательное беспокойство ребёнка словами не даёт результата, и только рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности позволяет отодвинуть утомление.
Многолетнее изучение работоспособности школьников М.В. Антроповой позволило определить основные закономерности динамики умственной работоспособности в течение учебного дня, недели и года, показало, что определённый её уровень в каждом отдельном случае может быть достигнут при разной степени напряжения физиологических систем, т.е. неодинаковой физиологической «ценой».
В начале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, вырабатывание, приспособление к деятельности (3-5 минут). Затем наступает период оптимума (10 – 15 минут), потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можно отметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций – это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы возрастает, однако усилием воли ещё можно продолжить работу. Если в этот момент не отрегулировать величину нагрузки, то наступит утомление и резко упадёт работоспособность.
Периоды работоспособности можно регулировать, используя различные методы активизации интеллектуальной деятельности. Например, период врабатывания можно сократить, используя метод усиления мотивации посредством игры. Игра поможет сконцентрировать внимание детей, затем переключить учащихся непосредственно на процесс работы. Процесс оптимизации можно удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, мотивацию. Далее важно дать передохнуть, отвлечься. Этот момент так называемой компенсаторной перестройки очень важен. Это может быть физкультминутка, мини-медитация, аутогенная тренировка, релаксация и т.д. После такого пятиминутного отдыха дети быстро восстанавливают силы. Результат – ещё 5-10 минут эффективной работы и, кроме этого, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности: ведь в течение дня у ребёнка как минимум четыре урока.
Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам аутогенной тренировки, физкультминуткам на уроке. Нельзя не учитывать, что процесс обучения снижает двигательную активность детей, требующуюся для нормального роста и развития, на 50%. Нельзя не учитывать, что утомление снижает общий эмоциональный фон и тонус центральной нервной системы, что способствует накоплению стрессогенов и ведёт к общей эмоциональной дезорганизации.
Минуты разгрузки на уроках помогают снять неблагоприятные сдвиги в ряде функциональных систем. Помимо динамического воздействия на мышцы организма важно и воздействие на общее эмоциональное состояние, подпитка положительными эмоциями.
Явно то, что негативные эмоции, принесённые ребёнком на урок из внешней ситуации, зачастую являются огромным отвлекающим фактором. Такие эмоции как гнев, страх, презрение, вина, обида и др. блокируют нормальный эмоциональный процесс и заставляют осуществлять его окольным путём. Часто деятельность на уроке дезорганизована именно по причине отвлеченности на отрицательную эмоцию. Бесспорно то, что работа по устранению глубоких негативных переживаний – это отдельный длительный процесс и, в целом, отдельная тема. Но переключить эмоциональное состояние ребёнка с неблагоприятного на положительное во время урока возможно. И достичь это реально, используя экспресс-способы устранения негативного эмоционального состояния. Данные способы нечто иное как психологические приёмы когнитивной и моторной регуляции, методы переключения на другую эмоцию.
Когнитивная регуляция предполагает использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.
Моторная регуляция предполагает использование физической активности как канала разрядки эмоционального напряжения.
Последний способ саморегуляции связан с сознательными усилиями, направленными на активизацию другой эмоции, положительной.
В психологии к частным способам саморегуляции эмоционального состояния относят дыхательные упражнения, релаксационную и аутогенную тренировку, медитацию, десенсибилизацию, реактивную релаксацию и др.
Применение элементов вышеперечисленных способов саморегуляции на уроках особенно, в моменты компенсаторных перестроек!) дает видимый результат. В чистом виде саморегуляция (установка, погружение и т.д.) за 2-5 минут ребёнком будет не понята и не принята. И это естественно. А потому педагоги применяют данные методы в виде игровых, шуточных упражнений. Самое известное: «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали…»
Упражнения в стихах, песенках, направленные на снятие психоэмоциональной нагрузки, детям нравятся. Они легко заинтересовывают, осваиваются, запоминаются.
Вашему вниманию я представляю небольшое пособие таких упражнений «Шутки – минутки». Причиной создания данного мини-сборника послужил интерес со стороны педагогов к авторским разработкам на снятие негативных эмоций.
Использование данных упражнений на уроках – лишь толика педагогического вклада в улучшение психического и физического здоровья учащихся. Но по сути, «с миру по нитке» ткётся «рубаха» здоровья ребёнка. Малый фактор – не всегда малозначим.
Художник-фантазёр

Педагог предлагает ребятам представить себя на минутку художниками - мысленно взять в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать… Далее педагог читает стихотворение, по ходу жестами изображая действия.

Я художник – просто чудо!
В руки кисть беру и краски. (движет рукой с воображаемой кистью)
Рисовать сейчас я буду
Замечательную сказку!
Вот огромный купол неба. (размашистые круговые движения воображаемой
кистью на воображаемом листе)
Вот на нем кружочек солнца
И оранжевого цвета
От него отходят кольца! («рисует» солнце, лучи, кольца света)
Вместо облака хлопушку
Нарисую ярко синим. (движения, копирующие работу художника – «рисуем» и
«раскрашиваем»)
«Бац!» - и хлопнула как пушка! (резкий взмах вверх кистью)
И пошёл зелёный ливень! (прерывистые движения «кистью»)
Лимонадный дождик с неба
Льёт на травку из хлопушки,
А в траве лежит конфета – (плавные, округлые движения «кистью» – рисуем
конфету)
Шоколадная вкуснюшка!
Стала, вдруг, расти конфета. (круговые движения «кистью», конфета растёт)
Выше, выше! Вверх и вверх!
Разделю её я кистью,
По кусочку чтоб на всех! (размашистые «крест-накрест» движения рукой)

Встреча

Педагог предлагает ребятам соседям по парте повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год.

Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу-
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицы)
И потопаю, как будто
Марширую в строе. (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем
… И продолжим наш урок.

Шаронадуватель

Педагог обращается к ученикам: «Ребята! Я предлагаю всем нам сделать небольшую паузу. Отдохнуть и поиграть в игру «Шаронадуватель». Шаронадуватель – это профессия, которую придумали в сказочной стране (а может быть, просто, в сказке). Я расскажу вам о ней в стихотворении, а вы постарайтесь поддержать меня вдохами и выдохами (таковы правила игры). Просто слушайте внимательно. Я буду вам подсказывать – делать вдох и выдох, вы – повторяйте за мной». Итак, начали:

Я не летчик, не швея,
Даже не спасатель.
А профессия моя
Шаронадуватель!
Я вдыхаю глубоко… (глубокий вдох)
Выдыхаю смело… (выдох)
Разноцветные шары
Делаю умело!
Вот надую первый шар… (вдох, выдох, вдох, выдох)
Шар красивый красный.
Яркий словно огонёк,
Вовсе не опасный.
Вот надую шар второй… (вдох, выдох, вдох, выдох)
Что-то очень он тугой… (вдох, выдох, вдох, выдох)
Ох, какой упрямый!
Шар – зелёный самый!
А теперь и третий шар… (вдох, выдох, вдох, выдох)
Желтый словно солнце…(вдох, выдох, вдох, выдох)
Ой! Взметнулся и пропал –
Улетел в оконце! (машем ему рукой)
И четвертый я беру
Вам его я подарю!
Ярко-бирюзовый
Надуваю снова…(вдох, выдох, вдох, выдох)
Непослушный ты какой
Что сопротивляешься?
Воздух больше наберу…(глубокий вдох, выдох)
Что не надуваешься? ... (глубокий вдох, выдох)
Вот растет, растет мой шар…(глубокий вдох, выдох)
Наравне со мною стал! …(глубокий вдох, выдох)
Бах! Бабах! Как сто хлопков! (все делают хлопок в ладоши)
Лопнул шар на сто клочков! (глубокий выдох)

Главное – не унывать!
Будем новый надувать! (все хлопают в ладоши)

Спортсмены

Педагог объявляет минутку разгрузки: «Ребята! Внимание! Спортивная минутка! Совсем недавно по телевизору вся наша страна наблюдала Олимпиаду в Пекине. Мы переживали за наших спортсменов. Очень хотелось, чтобы они одержали победу в каждом виде спорта. А сейчас давайте дружно представим себя на их месте. Я читаю вам стихотворение – речёвку, а вы повторяйте те действия, о которых в них говорится. Внимание! Спортсмены! Приготовились! Начали! ».

По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом)
И спортивную ходьбу
Я отлично знаю.
Раз-два, раз-два!
Шаг я прибавляю! (идут быстрее)
Раз-два, раз-два!

Я плывун,
Иду в заплыв
Волны разгоняю… (действия руками)
Раз-два, раз-два!
С головой ныряю! (действия шеей и плечами)

Я гимнастка.
Раз, два, три!
Как красиво, посмотри
Делаю наклоны. (делаем наклоны вправо, влево, вперёд, назад)
А потом поклоны. (кланяемся)

Я силач-тяжеловес.
Поднимаю до небес
Двести сорок килограмм (наклон туловища вперёд, напрягаемся, изображаем
поднятие штанги)
Привезу медали вам!

Я – футбольная команда. (все бегут)
Много я забью голов. (изображаем ведение мяча по полю)
Пусть все знают,
Что нет лучше
Нас – российских игроков!

Ура, ребята!
Мы победили! (прыжки на месте – ура!)

Дождик

Педагог: «Ребята! Давайте на минутку отвлечёмся от урока. И послушаем дождик».
Для выполнения этого упражнения дети кладут пальцы на край стола, за которым сидят. Педагог предлагает тихонечко побарабанить пальцами по столу и показывает, как это делается, читает стихотворение, состоящее из вопросов. Педагог: «Ребята! Каждый из вас мысленно отвечает на заданные вопросы. Если ответ на вопрос «да» или «это Я», то дробь по столу усиливает тот, к кому это относится. Получится, что дождь в одни моменты нарастает и превращается в весёлый ливень, в другие – утихает, становится еле слышным. Итак, послушаем наш дождь!»

- Кто родился летом?
- Кто весной?
-…осенью?
-…а кто – зимой?

- Кто из вас, ребятки
Любит шоколадки?

- Кто в косички ленты заплетает?
- Кто по полю мяч гоняет?

- Кто умеет шевелить ушами?
- Кто по дому помогает маме?

- У кого в квартире кот?
- …или пёс (наоборот)?

- Кто поёт неплохо?
- У кого есть брат?
- …а сестренка-кроха?
-…огород?
-…и сад?

- Кто рисует?
- …лепит?
-…клеит?
- Кто всех рассмешить умеет?

- Кто читает вслух стихи?
- Кто у нас – ученики?

На концерте

Педагог читает, а ребята хлопают в ладоши, в соответствии строкам стихотворения.

Мы сегодня на концерте.
Зрители хорошие.
Аплодировать артистам
Будем мы в ладоши.

Вот на сцене пианист.
Виртуозно как играл!
Аплодируем ему!
Аплодирует весь зал.

А теперь поёт малышка
Про собаку и про книжку.
Аплодируем и ей
Аплодируем сильней.

Вот маститый, знаменитый
К микрофону вышел бас
Удивил вокалом нас.
Аплодируем ему,
На весь зал, на всю страну!

Клоун выбежал вприпрыжку!
Вместо носа – с ёлки шишка,
Вместо шляпы – с банки крышка.
На плече сидит мартышка.
Мы ему похлопаем.
Мы ему потопаем!

Завершает наш концерт
Удивительный эксперт
По различным чудесам -
Фокусник явился к нам.
Раз и палочкой взмахнул
В класс обратно нас вернул.

Аплодируем всем нам –
Восхищённым зри-те-лям!

Полёт

Педагог: «Друзья! Давайте представим, что у нас выросли крылья! Мы можем летать. Как бы мы это сделаем? – Мы подвигаемся, покружимся, поиграем в полёт!»

У меня есть крылья за спиной (руки - за спину)
Я летать умею над землёй. (руки – вверх)
Я взмываю ввысь и мир - Эгей! (руки – высоко вверх, делаем взмахи)
На ладошке умещается моей.

Покружу немного в облаках. (машем руками, кружимся вокруг себя)
Устремлюсь стрелою вниз и – Ах! (приседаем)
Оседлаю кучевую тучу
Поскачу на ней к небесной круче! (делаем короткие приседания – скачем!)

С кручи я вприпрыжку вниз сбегу. (бег на месте)
Крылышки почищу, отдохну. (руки опускаем вниз)
Пальчики как перышки расправлю, (встряхиваем кисти рук)
Распрямлюсь, встряхну себя немножко. (распрямляем спину, раздвигаем лопатки,
вытягиваем шею)
…Вам на память перышко оставлю
Мягкое, пушистое в ладошке. (сдуваем с ладошки воображаемое пёрышко, делаем
глубокий вдох и выдох)

Цветок

Педагог: «Ребята! Представьте, как здорово быть …цветком! Вырасти из крохотного семечка, и радовать всех вокруг красотой и гармонией! Чувствовать, как тебя наполняет свет, сила и покой. Давайте прикоснёмся к таким ощущениям! Слушайте и повторяйте движения».

Семечко упало в землю (сели на корточки, склонили голову, охватили голову руками)
Тихо до весны спало. (ровно дышим – вдох и выдох, вдох и выдох)
Встрепенулось и проснулось, (встрепенулись, «подрожали», подняли голову)
Только солнышко взошло.

Потянулось: утро ль это? (потянули руки вверх, «к солнышку»)
И пошёл наверх росток (медленно встаем)
Посмотреть на лучик света
Воздуха вдохнуть глоток. (поднимаемся в полный рост, дышим ровно и глубоко)

Распустил листочки-ручки.
Ах, прекрасное растенье! (раскинули руки в стороны)
Набежали в небе тучки
И закапал дождь весенний. (плавно подвигали плечами, локтями, пальцами)

А потом бутон красивый
Стал готовиться к раскрытью. (покачали головой, сделали наклоны головы вправо, влево,
вперёд, назад)
Рос, крепчал, копил все силы –
Бах!!! Открылся! Посмотрите! (резко вскинули руки вверх, встали на цыпочки)

И качает ветерок
Первый луговой цветок! (раскачиваемся вправо, влево, улыбаемся!!!)

Котята

Педагог обращается к ребятам: « Знаете, ребята, когда мы пишем, читаем, над чем-то очень серьёзно размышляем – мышцы нашего лица напрягаются. И тогда лицу нужна своя гимнастика. А что это за гимнастика такая? А вот и давайте с вами попробуем! Нужно просто примерять разное выражение лица – удивлённое (демонстрирует), грустное, весёлое, даже сердитое(!) и конечно не забыть про улыбку!»

У меня живут котята.
Удивляюсь я, ребята, (удивлённое выражение лица: брови приподняты, глаза широко
раскрыты)
Если вижу как они
В мяч играют, шалуны.

Злюсь порой и хмурю брови, (сердимся: брови сдвинуты, уголки губ опущены)
Если бедокурят, спорят,
И шнурок от кед моих,
Ловко делят на двоих.

Хохочу над ними, если (хохот: рот раскрыт широко, глаза прищурены)
Ловят муху на лету.
…Когда спят, обнявшись вместе –
Я на цыпочках иду.
Как по тоненькому льду.
Сон кошачий берегу. (выражение лица сосредоточенное, напряженное)

Вот проснулись. Кис-кис-кис!
Кубарем скатились вниз! (улыбка)
Ушибётесь! Осторожно!
…А погладить вас мне можно? (поднимаем брови – вопросительное выражение лица)

Муха

«Ребята! – обращается педагог к детям. – Я предлагаю сделать небольшую гимнастику для наших глаз. Ведь они сегодня столько работали – помогали нам читать, писать, рассматривать рисунки, схемы! Ничего особенного делать не нужно. Просто воспользуемся своим воображением и представим следующую картину» (упражнение для зрачков глаз)

К нам с утра явилась гостья
Из открытого окна,
Сон наш сладкий прервала.
Зажужжала, забрюзжала,
Прямо в ухо! Прямо в ухо!
Уличная небольшая,
Но назойливая муха. (наблюдаем за воображаемой мухой – перемещаем зрачки влево,
вправо)

Вверх взлетела к потолку, (подняли зрачки вверх)
Вниз спикировала к нам, (опустили зрачки вниз)
На подушку слева села, (зрачки – влево)
Перебралась на диван.

Справа пес лежал Атос,
Так она к нему на нос. (зрачки – вправо)

Покружила надо мной, (движение зрачков: влево – вверх – вправо – вниз)
И хотела покусать. (зажмурились)

Передумала: на кухню
Полетела зав-тра-кать. (открыли глаза)

Отдохнули? Здорово! С новыми силами – дальше!
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: almar71 (22 Мар 2012)
Просмотров: 2175 | Теги: психо-эмоциональной, Шутки-минутки, нагрузки), снятию, (использование, по, На, экспресс-приёмов, уроках | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
17:43


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz