Четверг, 25 Апр 2024, 22:25
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Основные условия формирования адекватной самооценки младшего школьника
Н. И. Беляева,
учитель начальных классов,
МОУ – СОШ №4 г. Асино, Томской области..
Основные условия формирования адекватной самооценки младшего школьника.
Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно бесполезными. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. «Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи самообучения, а не в обиды на критикующего или в поводы к обидам, унынию, к отказу от каких-либо усилий». 3, 68 Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией.
История оценочной системы отслеживания результатов обучения складывается с 18 века. Например: в Киевской духовной академии (1737 г) оценивание проводилось с помощью словесных отзывов: 1 группа (очень хорошие успехи) - «учения изрядного, надежного, доброго, похвального»; 2 группа (средние успехи) - «учения непосредственного, мерного, нехудого»; 3 группа (ниже среднего) - «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В Казанском университете (начало 19века) успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб. 4 С понятием самооценки, как составляющей «Я – концепции», российские педагоги познакомились в 70-х годах прошлого века. 3,17 Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет и регулятивную функцию. 7, 90
В настоящее время вопрос системы оценивания результатов является предметом дискуссий, как среди педагогов, так и в СМИ. В связи с модернизацией образования, эта тема приобретает особое значение.
Вопросу самооценки и взаимооценки отводится большое место в работе Цукерман Г. А. 5, 29-66 , Метелева Л. П. 3, 17-21, Виноградовой Н. Ф. 1, 3-12, Шкуричевой Н. [6]
Какие условия необходимы для формирования адекватной самооценки у младшего школьника?
У младших школьников самооценка формируется под влиянием учителя. Педагогу необходимо, учитывая уже имеющийся уровень самооценки, тактично её корректировать, если это необходимо. У детей с завышенной самооценкой – проводить коррекцию в сторону более критического оценивания учеником своей учебной деятельности, а у детей с заниженной – формировать большую уверенность в себе и своих возможностях. Здесь есть одно обязательное условие: самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. В случае расхождения оценочных суждений ученика и учителя, ребёнок аргументирует свою позицию. Динамику самооценки следует проверять каждые полгода. Очень важным является то, что эффективность учебной деятельности ребёнка зависит как от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, так и от уровня самооценки. И завышенная, и заниженная самооценка негативно сказывается на учебной деятельности школьника. В этих ситуациях у детей пропадает положительная мотивация к обучению, что ведёт к потере интереса к учёбе и к снижению успеваемости. Нежелающий учиться ученик, не достигнет успехов в образовательном процессе.
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Следовательно, наряду с адекватной самооценкой, необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:
1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;
3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;
В процессе формирования навыков самоконтроля, как и в процессе формирования навыков адекватной самооценки, ведущая роль принадлежит учителю, который должен систематически анализировать результаты деятельности ученика, создавая положительную психологическую атмосферу, ситуацию успеха.
На своих уроках я применяю следующую методику формирования самооценки. У каждого ученика есть сигнальные карточки красного, зелёного и синего цветов. Ученики читают или слушают задание. После этого спрашиваю, какой результат выполнения они планируют получить, дети показывают карточку соответствующего цвета или ставят цветную точку возле номера. Красный цвет обозначает – «я знаю, как выполнить задание, я с ним справлюсь», зелёный цвет – «я подумаю и смогу выполнить задание», синий – «я не знаю, как выполнять задание, мне кажется, я не справлюсь». С учениками, поднявшими синие карточки, работаю в индивидуальном порядке. Выполняют задание, проверяют, сравнивая свою работу с образцом, и рисуют кружок соответствующего цвета. Красный цвет – «я справился», зелёный цвет – «я чуть-чуть ошибся», синий – «у меня пока не получилось». Сравнивают прогнозируемый результат и полученный, у кого есть несоответствия, объясняет их причину. Если ученик не понимает причин несовпадения, то после урока может выяснить их с учителем или соседом, другом.
Этот способ ученикам понятен и очень нравится. Он формирует не только адекватную самооценку, но и навыки самоконтроля.
Ко второму классу у большинства учеников, формируется адекватная самооценка, а переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.
В качестве дополнительного приёма можно предложить и взаимооценку обучающихся. Этот вид работы хорошо развивает навыки контроля, формирует умение работать в паре, взаимопомощь. Как правило, ребёнок лучше анализирует чужую работу. Способствует процессу самоопределения младшего школьника, который на первоначальном этапе связан с соотношением и сравнением себя с одноклассниками. Однако при этом виде работы может возникнуть негативное отношение некоторых детей к оценке, особенно если результат не оправдал их ожидания. Поэтому таким детям на первых порах лучше работать с учителем.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: almar71 (23 Мар 2012)
Просмотров: 1148 | Теги: младшего, самооценки, школьника, адекватной, Основные, условия, формирования | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
22:25


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz