Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки препинания при них.
Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки препинания при них.
Вариант 1
1. Укажи схемы, которые составлены неверно.
а) "П, — а, — п".
б) А: "П!"
в) "П? — а. — п".
г) "П, — а. — П".
д) "П, - а. - п".
2. Найди соответствия.
а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: 1)"П,—а.—П".
2) « П,»- а.
"Каких только не бывает в жизни встреч!"
б) "Они на обрыв полезли, — быстро
и тихо сказал мальчик. — Те рентий их повёл на катакомбы". 3)"П?"-а.
4) «П, -а,- п.»
в) "Возле города, — вспоминает один из моих товарищей, — то гда была берёзовая роща".
г.) "А в самом деле, где теперь мои друзья?»
— думал лейтенант. 5) А: "П!"
д) "Нам необходимо встретиться", — сказал он.
3. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а)"Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы".
б)"А как же поезд?" — подумала Наташа и удивилась, что эта мысль не вызывала у неё никакой тревоги.
в)После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид: "Я слышал, княжна, что я имел уже несчастье заслужить вашу немилость".
г)"Полно тебе, болтунья," — полусердито сказала бабуш ка. — "Поди к Верочке и узнай, что она".
д)"Идите за мной — сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться".
е)"Скажи, пожалуйста, Вера, — спохватился Райский, —зачем она вызвала меня?"
ж)"Дядя, не бейте его, он — старик" — со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу.
з)Он спросил у мальчика о том, где до войны проживали его родственники?
и) "Значит, — подумала я, — не увижу уже его больше!"
4. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.
а) Они неоднократно спрашивали его о том, какие впечатле ния остались от поездки.
б) Девочка долго размышляла, что будет ли это неприлич ным, если она придёт в гости с опозданием.
в) Мальчик сказал своему приятелю, что я не смогу прийти на день рождения.
г) "Почему ты так со мной разговариваешь?" — сказала мама.
д) Колхозник сказал, что: "Лошадь запряжена и можно ехать".
е) Старуха Изергиль, вспоминая молодость, рассказала, что я ткала ковры с восхода по закат.
ж) Подросток пытался убедить своего друга, что я не виноват в случившемся.
5) Найди соответствия.
а)Белинский писал: "Создаёт человека природа, но развива ет и образует общество".
б)"Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!" — про возгласил М. Горький в одном из своих произведений.
в)Иван Киреевский, размышляя о поэзии А. С. Пушкина, писал, что "ещё одно важное качество в характере его по эзии: соответственность со своим временем".
г)С удивительным мастерством, проникновенно, Бунин в од ном из стихотворений передаёт красоту зимнего утра:
За окнами — снега, степная гладь и ширь,
На переплётах рам — следы ночной пурги...
Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь
От стужи за окном...
1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.
2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.
3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.
4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую перед словами автора.
6. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания рас ставлены верно.
а)Ещё Тургенев заметил, что "язык Тютчева часто поражает смелостью и красотой своих оборотов".
б)Л. Н. Толстой писал: В искусстве простота, краткость и яс ность есть высшее совершенство формы.
в)"Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы", —указывал В. П. Боткин в статье, посвященной стихотворениям прекрасного художника.
г)В поэме Лермонтова "Мцыри" "картины природы облича ют кисть великого мастера..."
д)Анализируя "Бородино" Лермонтова, Белинский отмечал, что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.
е)Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и обаяние весенних ощущений:
"Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом."
Вариант 2
1. Укажи те схемы, которые составлены неверно.
а) "П? — а. — П.
б) "П! — а. — п".
в) "П. — а.
г) А: "П?"
д) "П, - а. - п".
2. Найди соответствия.
а) "Дяденька, — захныкал Петя 1) А: "П". привычным голосом, — пропустите, мы живём тут недалеко". 2) « П,» - а.
б) "Как я счастлив, что родился в России", — подумал Кипрен ский. 3) "П, — а, — п".
4) "П?" — а.
в) "Что это? — шёпотом спросил Петя. — Ящики?"
г)"Что же, по-вашему, нам нужно делать?" — спросил он, явно
издеваясь над присутствующими 5) "П? — а. — П?"
д)Старик покачал головой и за метил нежно:
"Спит и ничего не чует".
3. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а)"Компас изучаешь?" — спросил Басов, придавая голосу общительное выражение. — "Я сам давно собираюсь заняться навигацией".
б)"Это дикие голуби", — сказал пожилой лесничий.
в)"Друг мой, Аркадий Николаевич!" — воскликнул База ров. — "Об одном прошу тебя: не говори красиво".
г)"Откуда ты? Как сюда попал? Куда идёшь?" — засыпал я его своими вопросами.
д)"Тихо, товарищи! — крикнул из прикрытия связист. —Сообщают, что под Москвой враг остановлен".
е)Он спросил девушку, будет ли она участвовать в новогод нем карнавале?
ж)"Где, — сказал художник с тоской, — где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие?"
з)Я подошёл к нему и спросил: "Как ты попал сюда?"
и) "Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели?" — спро сила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь.
4. Найди и отметь предложения, в которых допущены речевые ошибки при передаче прямой речи.
а) Продавец спросила покупателя, что вы хотели бы приоб рести в магазине.
б) Проснулся я от какого-то шума и спросил, что случилось.
в) Одноклассники сказали Сергею, что мы на тебя уже не в обиде.
г) Я опасался дождя, но охотники сказали, что это не туча, а туман.
д) Подруга сказала, что ты очень виновата перед ней.
е) Лена прямо отказалась от отпуска и сказала, что: "Мне не хочется ехать сейчас в санаторий".
ж) Взрослые попытались внушить подростку, что твоему горю именно сейчас можно помочь.
5. Найди соответствия.
а)Л.Н.Толстой писал: "В искусстве простота, краткость есть высшее совершенство формы".
б)Белинский, размышляя о стихотворениях Лермонтова, находил в них "мощь духа, смирение жалоб, тихую грусть, вопли гордого страдания".
в)В одном из стихотворений Фет рисует "яркую, кипящую... весенними соками природы" картину:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
г)"Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца".
1) Цитата введена в авторский текст как часть предложения.
2) Цитата представляет собой стихотворный текст, который приводится с соблюдением авторских строк.
3) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую после слов автора.
4) Цитата представляет собой прямую речь, стоящую внутри слов автора.
6. Найди и отметь предложения, в которых знаки препинания рас ставлены верно.
а) "Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, — так опреде лил место поэта Белинский в истории русской литературы XIX века".
б) Создавая поэму "Мцыри", Лермонтов, считал Белинский, "брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии..."
в) "После Пушкина и Лермонтова мы не знаем ни одного поэта, — писал В. Боткин, — у кого бы поэтическое чувство было таким свежим и чистым ключом".
г) Основная идея, стихотворения "Бородино" выражена Лермонтовым в следующих строках: "Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя..."
д) Лермонтов, по словам Белинского, в своей поэме перенёсся в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса.
е) Белинский был убеждён, что "ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь".