Цели: 1. Учить обозначать согласные звуки буквами Т, т, Д, д; 2. Развивать фонетический слух и речь; 3. Воспитывать отзывчивость и доброе отношение к окружающим.
Ход урока:
ПОВТОРЕНИЕ. 1. Звуковая зарядка. Чистоговорка: Зу – зу – зу – моем Зину мы в тазу. 2. Игра «Слоги потерялись». (Прочтение слогов на доске и составление из них слов). СА НИ МА ЛИ НА МЕ МУ ХА сани малина меха муха лини лиса мели река мука 3.- Какие буквы изучали на прошлом уроке? Какие звуки они обознаают? Прочитайте слова и стихотворение стр. 82-83. 4. Постановка цели. Скороговорка: Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. - Как? (Тук – тюк). Тара – тара – тарара – Вышли в поле трактора. – Как? (Тр – тр – тр). - Какие звуки повторяются часто? Дайте характеристику звукам. (Согласные, твердые, мягкие, [т – т] - глухие; [д - д] – звонкие.) - Сегодня научимся обозначать эти звуки буквами.
ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ Т, Д. 1. Название букв. - Это буквы согласных звуков [т] – [т] – Т, [д] – [д] – Д. Они печатные строчные и заглавные. - На что похожа буква Т? Т стоит на каждой крыше – Телевизор смотрят: «Тише!». (Антенна) - На что похожа буква Д? Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная. 2. Игра «Найди букву». (На картинках найти слова, в которых есть буквы Т, Д.)
РАБОТА БУКВ В СЛОВАХ. 1.Чтение строчек слов и наблюдение за звуками. - Взгляните на предметы. (Молоток, дудка.) Они очень дружат с этими буквами. Почему? (Издают звуки [т] – [т], [д] – [д].) - Как работают гласные буквы в словах? (Буквы гласных меняли «твердость» и «мягкость» согласных звуков.) 2. Чтение с заменой букв согласных: буквы глухого на букву звонкого. - Что заметили? (Изменился смысл слова.) -Прочитайте имена. -Прочитайте только те слова, где согласные читаются мягко; твердо. -Какаие гласные в словах командуют согласным «Читайся мягко!»; «Читайся твердо!».
физминутка
УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИИ. 1. Работа в паре. - Прочитать слова в столбиках. Найти отличие. ( а) Имена в полной и краткой формах; первое слово в паре двусложное, второе – трехсложное. б) В 1-м столбике три буквы, а во 2-ом - четыре). - Что общего? ( а) – имена, б) – один слог.) 2. Наблюдение над изменением слов. - Послушайте историю. Добавьте нужные слова в тех местах, где я сделаю паузу. Жил-был тигр. У него был маленький сынок . . . (тигренок). У тигренка была мама . . . (тигрица). - Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой слова, которые их называют. Какие это слова? (Тигр, тигренок, тигрица.) В семье зверей больше никого нет, а в семье слов – есть: рычание . . .(тигриное), акула какая . . .(тигровая). Как вы думаете от какого слова произошли эти слова? (Тигр). Это главное слово. -А как узнать, какое слово главное? Вслушаться во все слова «семьи», когда читаешь или произносишь устно. Главное слово как бы сохраняетсяво всех словах, входящих в «семью» слов. - Хотите познакомиться еще с одной семьей слов? Прочитайте столбик справа от черты. Что заметили? (Есть общий смысл и общая часть дел.) От какого слова образовалась эта «семья»? (Дело.) Оно здесь главное. Про это слово есть пословица. Прочитаем ее. Что такое пословица? (Это мудрость народа.) 3. Чтение скороговорок. - Что заметили? (В словах все буквы знакомые.)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Работа с текстом. 1). Определение содержания текста по рисункам. - По рисункам и заглавию определите, о чем будем читать. -Читаем по цепочке. Угадали мы? (Да.) -Что еще заметили? (Текст задает вопрос.) Как ответить? (По рисункам и по тексту найдем ответ: имена девочек.) 2). Выделение ударения в словах. - Что интересного в этих словах? (Они из одной «семьи».) - Какое слово главное? (Кот.) -Как получились другие слова? (К главному прибавили «кусочки-частицы».) 3). Составление звуковых схем. - Составьте звуковую схему слова КОТ. - Добавьте необходимые карточки, чтобы получилось слово КОТИК.
ИТОГ УРОКА. - Чем пополнили свою копилку знаний? (Научились обозначать согласные звуки: глухие[ т–т], - буквой Т, звонкие [ д-д] – буквой Д. Узнали, что слова могут объединяться в «семью» и как найти главное слово в этой «семье».)