Четверг, 25 Апр 2024, 04:08
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

Урок русского языка в 3 классе "Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"
УМК: система Л.В. Занкова
Учебник: А.В. Полякова «Русский язык 3 класс»

Учебник, часть 2
Тема: Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже.

Урок: 6
Основное содержание урока:

Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже

Цели:
Развивающая
1.Учить ставить задачу урока самими учащимися, выводить правило.
2.Формировать самооценку и самоконтроль.
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.
4.Развивать речь учащихся.

Воспитывающая
1.Воспитывать аккуратность, прилежность.
2.Прививать любовь к русскому языку.

Обучающая
1.Совершенствовать навыки определения склонения имён существительных в начальной форме.
2.Научить определять склонение существительного, стоящего в косвенном падеже.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Методы проведения урока:
Побуждающий диалог, выдвижение гипотезы, исследование

Формы работы:

Общеклассная, самостоятельная, индивидуальная.

Оборудование:
доска, карточки с текстами, карточки – памятки, карточки – алгоритмы, учебник, тетрадь.
Ход урока

1.Организационный момент. (1 мин)
-Проверили посадку. Стараемся писать в тетради чисто, красиво и грамотно!

2. Актуализация опорных знаний (13 мин)

-Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.

2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.

3 орфогр.: Парный согласный в конце слова
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!

5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.

6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

(Дети слушают предложения (читаю каждое предложение 2 раза) и пишут в тетради слова в строчку, через запятую. Ручкой с зеленой пастой подчеркивают заданную орфограмму)

-Проверяем внимательно и доказываем написание.
Образец ответа:
( в слове солнце непроизносимый согласный ₍л₎ - проверочное слово солнечный)

На доске появляется запись:
Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.

-Посмотрите, может быть я выписала лишне слово или, наоборот, не написала какое-то слово. Кто со мной не согласен?
(Миша Р. выписал из 3-го предложения слово крепкий.
«Я понял! Надо с парной согласной на конце слова, а в слове «крепкий» в середине)
(3 ученика исправили ошибки до проверки с доски.)
-У кого так, поставили на полях (+)
-Что общего у этих слов?
(Люся П. – Это всё существительные в ед.числе, И.п.
Саша А. - Да, они в Н.Ф.
Лера Ш. - Каждое слово начинается с согласной)
-Все верно! Какое задание к этим слова я могу вам дать?
( Лайма Я. – Разделить на группы.
Влада М. – Насти лишнее слово.
Артем Г. – Определить склонение.)
-Да, нужно определить склонение у данных существительных.
- Сколько склонений в русском языке ?
( Равиль Г. – 3 )
- Как определяем склонение у существительных в Н.ф. ?
( Егор С. – Мы знаем алгоритм )
-Зеленым цветом запишите его у себя в тетради.
-На доске составит Настя К.
На доске появляется запись :
Н.ф.(И.п., ед. ч.)- род, окончание - склонение

(Ученица проговаривает алгоритм вслух)

-Определите склонение.
(Над каждым словом ставят цифру 1,2 или 3 )
-Проверяем.
(Дети говорят, какие имена существительные к какому склонению относятся.
Например: солнце – сущ. ср. р.(оно моё), окончание –е, значит, 2 скл.)

(Два ученика слово капель отнесли ко 2 склонению, остальные ребята сделали задание без ошибок)

-Какая задача стояла на предыдущих уроках русского языка ?
(-Определение склонения существительных в Н.ф. )
3. Постановка учебной задачи (7мин)

-Определим задачу на данный урок.

-Возьмите карточку №1
-Прочитайте отрывок стихотворения С.Есенина сначала про себя, чтобы выразительно прочитать вслух и сказать о чем оно.
1.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(Оля С. читает вслух.)
-О чем это стихотворение?
(-О лесе.)
-О каком?
(-О зимнем)
-Какие литературные приемы использовал С.Есенин в своем стихотворении, чтобы оно стало красивым?
(-Олицетворение: дремлет, подвязалася;
-Сравнение : словно белою косынкой)
-Найдите имена существительные в данном стихотворении и поставьте под ними (.)

-Сколько имен сущ. нашли ? (6)

(Дети проверяют и доказывают с карандашом в руках.
По ходу проверки 2 ученика не отметили сущ. сна)

-Определите падеж данных существительных.

(В помощь над доской висит алгоритм определения падежа:
1. Найти слово, от которого зависит данное сущ.
2. Поставить от него вопрос. )

-По цепочке проверяем, исправляем ошибки ручкой с зеленой пастой.
(3 ученика нашли ошибку во время проверки, 2 ученика исправили до проверки.)
-Что еще можем определить у данных существительных?
(-Склонение)
-У каких сущ. вы легко определили склонение?
(-лес, сосна)
-Почему?
( Ваня Г. – Они в Н.ф., и мы знаем алгоритм)
-Кто определил склонение у других сущ. ?
(2 ученика подняли руку)
-Почему у остальных сущ. труднее определить склонение?
(Вероника М- они не в Н.ф.)
-Как еще можно сказать?
(Артем Г. – они в косвенных падежах)

-Итак! Задача данного урока?

(Миша К.- Мы должны научиться определять склонение существительного, которое стоит в косвенном падеже)
На доске под знаком ! написано:
Сущ. в косвенном падеже

-Вернемся к стихотворению чуть позже.

Физкультминутка(1 мин)

4 . «Открытие» детьми нового знания (9мин)

-Как же нам поступить, чтобы определить склонение у сущ., которое стоит в косвенном падеже?
(Люся П. (ученица, которая попыталась в стихотворении определить склонение всех сущ.)
– Мы можем их поставить в начальную форму)

- У нас есть версия. Проведем исследование.

- Возьмите карточку №2 (Такой же текст на доске)

2. Наступила ранняя весна (_____________) в лесу(____________). По дорожке (_____________) побежал говорливый ручеек (_______________). Яркий луч (__________) солнца (____________________) весело заиграл в воде(______________). На пригорке (_____________) появилась молоденькая травка (____________________). Запахло смолой (_______________).

- Прочитайте предложения про себя.
-Вслух.
- Можно ли прочитанное назвать текстом?
- Докажите.
(Полина С. – Все предложения связаны по смыслу, можно дать заголовок «Ранняя весна»)
-Почему ручеек говорливый ?
( Виталий Т. – Вода журчит и ручеек как будто без умолку говорит)
-Какое настроение возникает после прочтения этого текста?
(Катя Г. – приятное, веселое,
Лера К. – весеннее, радостное)
-Итак! Какую версию проверяем? (Показывают на доску, где стоит ! и карточка : сущ. в косвенном падеже)
(Антон И. – чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо поставить его в Н.ф.)

Три ученика по очереди работают у доски с комментированием.
( В скобках, где необходимо, пишут сущ. в Н.Ф. и определяют склонение)

-Делаем вывод.

На доске появляется алгоритм:
Сущ. в косв. падеже - Н.ф.(И.п., ед. ч.) - род, окончание- склонение

(1 ученик у доски проговаривает алгоритм)

- В учебнике на стр. 19 тоже есть вывод,
Прочитаем сравним.

5. Первичное закрепление . Самостоятельная работа с проверкой
в классе (7 мин)

-Вернемся к стихотворению.
-Списать его в тетрадь по памяти.
(Ученики выполняют это задание в такой последовательности:
1. Подчеркнуть орфограммы.
2. Прочитать орфографически.
3. Запомнить.
4. Диктовать, проговаривая слоги с орфограммами.)

-Определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.

-Проверяем по цепочке.
(Образец ответа : подвязалася (чем?)косынкой – ставлю в Н.ф. (что?)
косынка –сущ. ж.р. (она, моя), окончание –а, значит, 1 склонение)

-Если есть ошибка, исправляем ручкой с зеленой пастой.
(после проверки у трех учеников было по 1 ошибке)

6. Срезовая работа ( 5 мин ).

-Запишите существительные в три столбика по склонениям.
На доске:
В избе, за домом, о маме, тенью, книгу, у озера, на площади, на пне.

1 скл. 2 скл. 3 скл.
в избе за домом тенью
о маме у озера на площади
книгу на пне

7. Итог (2 мин)

-Какую задачу ставили на уроке ?

(Таня Ф. – Как определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.)

-Для чего необходимо хорошо и быстро определять склонение сущ.?

(-Чтобы правильно писать окончания имен существительных)

-Д.з. – с 19 упр. 298 (1,2,3 пункт, добавим 4-определить склонение сущ., стоящих в косвенном падеже.)

-Урок окончен. Спасибо за работу!
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: almar71 (19 Мар 2012)
Просмотров: 3853 | Теги: Урок, существительного, стоящего, склонения, Определение, языка, классе, падеже, косвенном, Русского | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
04:08


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz