1. Дать понятие о градусной сетке глобуса. 2.Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к планете по имени Земля. Оборудование: Модель глобуса, географическая карта полушарий, опорные карточки для работы микрогрупп, индивидуальные Календари погоды, опорные схемы, сигнальные кубики с красной и зелёной гранью, указка, мел.
План урока:
1. Эмоциональное начало. 2. Проверка домашнего задания. 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление и повторение пройденного. 5. Итог урока. Оценки. Перед уроком учащиеся делятся на 4 м/группы по 4-5 человек, где выбирается ведущий, который корректирует работу м/группы. На столе у каждой группы сигнальный кубик: красная грань сверху означает – «Идёт обсуждение задания», зелёная – «Ответ готов».
Ход урока:
1. Эмоциональное начало. 1.1.Психологический настрой. Учитель: Даю я вам, ребята, для каждой группы карты.
Смотрите, уточняйте в последний раз маршрут. (Учитель раздаёт опорные карточки для м/групп, где отражён ход урока и задания для групповой работы) 1 м/группа 2 м/группа 1. Эмоциональное начало.
Прогноз погоды 2. Проверка домашнего задания.
а) Докажите, что земля шарообразное а) Почему люди не замечают, что тело ? живут на шаре ? б) Что в латинском языке означает б)Сколько на земле океанов ? Какие ? слово «глобус» ? Как обозначена суша Покажите на глобусе и карте. на глобусе и карте ? в) Материки – это… в) Океаны – это… 3. Тема урока «Градусная сетка глобуса»
а) Что такое градус ? а) Что такое градус ? б) Работа с книгой с. 119-120 выбрать б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное. главное. в)Вывод: Что такое градусная сетка в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса ? глобуса ? - Чем измеряется расстояние - Чем измеряется расстояние
между параллелями и меридианами ? между параллелями и меридианами ?- 4. Закрепление и повторение. А) Карточки (со семой глобуса). а) Карточки (со схемой глобуса). б) Продолжите песню: «В антарктиде б) Продолжите песню: «Землю… землю скрыли … льдины … … нити, … параллелей … . … замела пурга … . в) Логическая цепочка. в) Логическая цепочка. Холодильник – южный полюс - «1» - нога – Америка – Луна пустыня – материк – пресная вода г) Космический календарь. г) Космический календарь. -Что бы это значило ? - Что бы это значило ? 5. Итог урока. 5. Итог урока. - Оценки. – Оценки.
А) Кто первый доказал, что Земля а) Какой представляли Землю в шарообразное тело ? древности ? б) Сколько на Земле материков ? б)Что такое глобус ? Что обозначено Назовите их. Покажите на глобусе на карте и глобусе голубым цветом ? и карте. В) Материк не населённый людьми – это.. в)Моря – это… 3. Тема урока «Градусная сетка глобуса» 3. Тема урока «Градусная сетка глобуса. а) Что такое градус ? а) Что такое градус ? б) Работа с книгой с. 119-120 выбрать б) Работа с книгой с.119-120 выбрать главное. главное. в) Вывод: Что такое градусная сетка в) Вывод: Что такое градусная сетка глобуса ? глобуса ? - Чем измеряется расстояние - Чем измеряется расстояние между параллелями и меридианами ? между параллелями и меридианами ? 4. Закрепление и повторение. 4. Закрепление и повторение. А)Карточки (со схемой глобуса). а) Карточки (со схемой глобуса).
б) Продолжите песню: Где-то … … б) Продолжите песню: «… пёстрый всегда мороз … о земную ось … . глобус не найдёте вы … страны … . в) Логическая цепочка. в) Логическая цепочка. Земля – арбуз – мяч – мыльные А ______В АВ СД Пузыри С ______Д г) Космический календарь. г) Космический календарь. -Что бы это значило ? - Что бы это значило ? 5. Итог урока. - Оценки. – Оценки. Учитель: Умы готовы к старту ?
Желаю всем удачи, Работы интересной На 45 минут. 1.2.Работа с «Календарями природы». Учитель: Ребята приготовьте «Календари погоды». Синоптики (постоянное поручение даётся на четверть) ознакомьте нас , пожалуйста с прогнозом погоды на сегодняшний день (Синоптики сообщают температуру воздуха, состояние неба, осадки, направление ветра. Дети отмечают погоду в «Календаре природы».) 2. Проверка домашнего задания. 1.1. Ознакомление с карточками. Вопросы. Учитель: Посмотрите в карточках, какие вопросы ваша группа должна обсудить и дайте на них обоснованные ответы.
(М/группам даётся время на обсуждение. По сигнальным кубикам учитель узнаёт о готовности групп. Учащиеся зачитывают вопросы и отвечают на них, группа имеет право дополнять и уточнять ответы).
3. Объяснение нового материала. 1.1. Знакомство с темой урока. Учитель: Ознакомьтесь с темой сегодняшнего урока.
(Дети называют тему «Градусная сетка глобуса», учитель записывает тему на доске).
Учитель: Посмотрите на эту схему.
Учитель: Обсудите её и постарайтесь ответить на вопрос. Что такое градус ? При обсуждении дети приходят к выводу, что градус - это единица измерения, с помощью которой можно определить место нахождения любой географической точки. Градусы разделяют параллели и меридианы на глобусе и карте). 1.2. Работа с книгой.
Учитель: Перед вами модель Земли – глобус. Я ставлю мел на глобус вращаю модель . Мел прочерчивает круговую линию на глобусе. Точно также вращается с глобусом каждая точка поверхности. Только две точки остаются на месте. Тоже самое происходит и с нашей планетой. Она вращается вокруг своей оси – воображаемой линии.
Учитель: Откройте учебники на стр. 119. Вам предстоит найти ответ на вопросы.
- Как называются линии на глобусе ? - Каково их назначение ? - Что такое градусная сетка глобуса ? В карточке указана та часть текста, которую ваша группа должна изучить. Выделить главное и ознакомить с новым материалом всех учащихся. Я вам даю время на ознакомление с текстом и на обсуждение ответа.
(Во время сообщения нового материала дети записывают новые понятия в тетради).
1 м/группа.
Нижние и верхние точки воображаемой оси называются полюсами. На земном шаре их два. Это Южный полюс и Северный полюс. При вращении Земли вокруг собственной оси полюсы остаются неподвижными. Полюсы на глобусе и географической карте обозначаются в виде точек.
2 м/группа.
Воображаемая линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, называется экватором (в переводе с латинского «уравниватель»). Линия экватора делит земной шар на два полушария – северное и южное. Протяжённость экватора 40000 км. Линии, параллельные экватору, называются параллелями (параллель в переводе с греческого – «рядом идущий»). Они показывают западное и восточное направление.
3 м/ группа.
Кроме этого на глобусе есть круговые линии, соединяющие два полюса. Это – меридианы. С латинского языка меридиан переводится «полуденный». Это связано с тем, что полуденная тень соответствует направлению меридиана в данной местности. Меридиан показывает южное и северное направления.
4 м/группа.
Через каждую точку на Земле можно проводить многочисленные меридианы. Один из них по международному решению называется начальный или нулевой меридиан. Выбран он условно и проходит через город Гринвич (Англия). Нулевой меридиан делит Землю на западное и восточное полушария.
Учитель: Что такое полюс ?
- Что такое экватор ? - Что называют параллелями ? - Что называют меридианом ? - Где проходит нулевой меридиан ? Учитель: Сделайте вывод: что такое градусная сетка глобуса ?
Учитель: Параллели и меридианы, проведённые через определённые градусы образуют на поверхности глобуса градусную сетку.
Учитель: Сейчас сравните глобус и карту. Что вы заметили ? (Обсуждение ответов)
2. Закрепление и повторение пройденного материала. 1.2. Работа по схемам.
Учитель: Каждая микрогруппа получает схему глобуса с изображёнными на ней линиями. Обсудите схемы и охарактеризуйте линии на глобусе.
(Работа по схемам)
1 группа: С 2 группа:
«Меридиан» в переводе
«Параллель» в переводе с греческого с латинского языка – «полуденный». «рядом идущий»
3 группа: 4 группа:
С латинского языка экватор- Северный полюс «уравниватель»
Южный полюс
1.3. Музыкальная пауза.
Учитель: Что обозначает этот знак ?
Дети: Это музыкальная пауза.
Учитель: У каждой группы есть время отдохнуть и продолжить предложенную вам песню.
(после краткой подготовки)
Учитель: Пожалуйста, ребята, ваши песни.
1.4. Повторение пройденного материала.
Учитель: А сейчас мы повторим пройденный материал. Построите логические цепочки. О чём они вам говорят ? Что общего у этих понятий ? (Обсуждение, ответы)
1 группа: У всех предметов есть параллельные линии.
2 группа: Речь идёт об Антарктиде.
3 группа: Это шарообразные предметы.
4 группа: Первым человеком спустившимся на поверхность луны был американец.
1.5. Космический календарь.
Учитель: О чём говорят эти даты ?
1 м/группа: 2 м/группа:
Что это ? Что это ?
24 часа. День – ночь.
3 м/группа: 4 м/группа:
Что это ? Что это ?
1.6. 365- 366 дней
1.7. Вывод.
Учитель: Весь урок перед нами был глобус – уменьшенная модель огромной планеты – Земли. Мелькают на нём города и страны, параллели и меридианы, а на Земле растут растения живут животные и люди, светит солнце и сияют звёзды.
Я вам предлагаю вот эту картинку. (нам картинке девочка на лугу собирает цветы, вокруг порхают бабочки).
Рассмотрите её внимательно, обсудите. Как вы думаете, «Что бы это значило» ?
(Дети высказывают своё мнение по м/группам. Учитель делает вывод о бережном отношении к природе, об ответственности людей за планету).
2. Итог урока. Оценки. 2.1. Беседа с учащимися.
Учитель:
- Что нового вы узнали на уроке ? - Что особенно запомнилось и понравилось ? - Чьё участие в уроке вы оцениваете на «отлично» ? - Как вы оцениваете работу и знания своих товарищей ? - С кем было интересно работать ? 2.2. Выставление оценок за урок. (с комментарием)
2.3. Домашнее задание: «Градусная сетка глобуса» (стр. 119-120) – прочитать запомнить новые слова и выполнить задания к статье.