Четверг, 25 Апр 2024, 11:18
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Цели урока: Познакомится со сказкой А.С. Пушкина; развивать умение интонацией передавать настроение; обучать делению текста на части; развивать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, открытки или фотографии памятника А.С. Пушкину.

Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Введение в тему
1. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина. Висит портрет. Предварительная беседа.
Что вы помните из биографии поэта ?
Какие сказки Пушкина вы помните ?
Какие чудеса в них встречаются ?
2. Учитель даёт комментарий о Пушкине — сказочнике .
3. Переход к изучению нового материала.
Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Сколько художников вдохновили сказки
Пушкина.
Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
Из чего ясно что это сказка ?(Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
Что ещё можно узнать из заголовка?(Из заголовка можно узнать о героях сказки.)
Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках?(Иван Яковлевич Билибин.)
IV. Знакомство со сказкой
1.Сказка читается целиком учителем,или с помощью аудиозаписи.(Ученики следят по учебникам.)
2. Вопросы после чтения всей сказки.
Какие чувства остались у вас после чтения?(Ответы учеников.)
Хороший ли конец у сказки? Почему?(У сказки хороший конец. Ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
1.Чтение отрывка детьми до слов «Ветер по морю...».
2. Комментирование непонятных слов.
3. Беседа.
Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
На каком выборе он остановился? Почему?
Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?(Он ведёт себя необычно,подслушивает под окном;ходит один,без свиты;жену выбирает и сразу женится.)
А он добрый или злой герой?Как вы думаете?(Он разный:добрый,доверчивый любит жену, любит ребёнка,но бывает и несправедливый, гневный.)
Кто и почему желал несчастий молодой царице?
Куда уехал царь?
Какие планы были у завистников?Как им удалось их реализовать?
Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
Почему же волю царя бояре всё-таки выполнили?(Царя должны слушать,приказы его выполнять. И уже говорили,что он бывал и несправедливый, и гневный. Например, автор говорит: В гневе начал он чудесить. И гонца хотел повесить. Но смягчившись на сей раз...)
Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?(Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)
Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?(Зависть.)
А какая она бывает зависть?Разве вы никому не завидуете?(Она бывает «чёрной» и «белой».)(Можно привести примеры из жизни.)
Какое путешествие пришлось испытать героям?
Куда в итоге приплыли наши герои?
Каким стал царевич во время путешествия?
Опишите место, на котором нашли прибежище герои?
VII. Итог урока
Докажите что это сказка.
Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?
Почему?
Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?
Домашнее задание

Ход урока 2

I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы. (А.С. Пушкин. «Сон»)
Прочитайте «жужжащим» чтением. Что узнали из этих строк?(Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
Прочитайте медленно.
С ускорением.
Шепотом.
Громко.
Выразительно.
III. Проверка домашнего задания
IV. Новая тема. Работа над сказкой
1. Беседа по вопросам.
Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю?С какой интонацией нужно читать эти строки?
Докажите, что у автора в этих строках есть и описание пейзажа,и разговор,и чувства,и действия.
Можно ли сделать вывод, что события могут быть реальными?
Когда мать и сын оказались на острове, о чём подумал царевич прежде всего?Характерно ли это для сказочного героя?
Прочитайте, как Гвидон делал лук для охоты?На что похожа эта сцена на сказку или на реальность?
Каким образом царевич стал свидетелем беды,которая нависла над лебедью?
Как автор передаёт горе,смертельный ужас лебеди,терзаемой коршуном?
С какой интонацией надо читать эти строки?
Как отблагодарила его лебедь за спасение?
Какие события заставили царевича воспользоваться услугами лебедя?
Какими вы себе представляете корабельщиков?Опишите.
О чём Гвидон разговаривал с корабельщиками?
Кем стал Гвидон после превращения?
2. Составление картинного плана первой части сказки.
На сколько частей можно разделить прочитанную нами часть?О чём они?
1)Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедем.
5) Корабельщики на острове.
3.Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте часть сказки,которую можно назвать «Выбор невесты».(Дети читают до слов «В те поры война была...».)
Есть ли зачин в сказке?(Нет.)
О чём говорит отсутствие зачина?(Это говорит о том, что всё происходит здесь,рядом,на русской земле.)
С чего же начинается сказка?(Кабы я была... То есть начинается с торгов.)
Найдите вторую часть.(Во второй части говорится об обмане царя. До слов: «В синем море звёзды блещут...».)
Найдите и прочитайте третью часть.(До слов «Мать и сын теперь на воле...»)
Прочитайте выразительно,как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?(С интонацией тревоги,волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
А каково героям в этом путешествии?(Царица там плачет,бьётся. А ребёнок ростёт не по дням а по часам...)
Как вы понимаете эти слова?(Значит, растёт очень быстро.)
Как спаслись герои? Прочитайте.(Дети читают отрывок.)
V. Физкультминутка
IV. Закрепление нового материала
1. Работа над частью «Встреча с царевной Лебедью».
После отдыха продолжим работу над сказкой. Найдите и прочитайте часть «Встреча с царевной Лебедью».(Читают до слов «И накрёкся: князь Гвидон...».)
Где оказались мать и сын?(Они оказались на воле:
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом...)
О чём сын подумал, выйдя на волю?(Он подумал об ужине.)
Что значит добрый?(Хороший.)
Как делал Гвидон лук для охоты?Похожа ли эта сцена на сказку?(Нет, он делал всё как в жизни. А шнурок взял с креста с шее.)
А какая сцена напоминает волшебную сказку?(Сцена спасения царевны Лебеди. Оказывается,он спас заколдованную царевну.)
ЗЫБЕЙ — зыбь — лёгкая волна;
КЛИВ — клюв.
Прочитаем пятую часть «Корабельщики на острове».
Как наградила царевна Лебедь Гвидона за спасение?(Она подарила ему целый город, где он стал князем.)
ГРАД — город;
КОЛЫМАГА — большая старинная телега;
ДВОР — придворные, ближайшие к царю или князю люди;
ВЕНЕЦ — драгоценный головной убор.
Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?(Это гордые,смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей?(Он захотел увидеть отца.)
2.Чтение отрывка со слов: «Князь у синя моря ходит...» до слов: «Ветер весело шумит, судно весело бежит»(с.118-128).
3.Составление картинного плана.
1) Первая встреча с отцом.
2) Первое чудо.
3) Гости у князя Гвидона.
4) Вторая встреча с отцом.
5) Второе чудо.
4.Беседа после чтения.
Что заставило Гвидона превратится в комара?(Он захотел увидеть отца.)
Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца.(Дети читают отрывок.)
Почему повариха рассказывает о чудесной белочке?(Она нехочет отпускать Салтана, т. к. боится, что обман раскроется.)
Как наказал свою тётку Гвидон? (Он впился тётке прямо в правый глаз.)
Осуждает ли автор своего героя?(Нет, он его понимает и оправдывает.)
Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку?(Он надеялся, что отец узнаёт об этом и приедет к нему.)
Получил ли князь это чудо? Прочитайте.
В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?(Он отправился в облике мухи.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и поварихой.(Царь грустит, а родственники «злыми жабами глядят».)
О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз?(О тридцати трёх богатырях, с ними дядька Черномор.)
Трудно ли оказалось завести это чудо у себя?(Нет. Они оказались братьями царевны Лебеди.)
Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз?(Он был превращён в шмеля.)
О каком чуде рассказала повариха? Как об этом же рассказал Гвидон. С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?
Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха?А как о нём говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?
Прочитайте,как автор описывает царя? Какое у него настроение?Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?
Дети вместе с учителем обсуждают,какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям.
(Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)
VI. Итог урока
О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание

Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Составление картинного плана.
- Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько читателей вы поделили прочитанное?(На 4 части:1.Женитьба Гвидона.2.Встреча гостей.3.В гостях у Салтана. 4.Счастливая встреча.)
2.Выставка детских рисунков.
III. Обсуждение нового материала
1.Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.
2.Беседа после чтения.
Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь?(Он не ожидал, т. к. хотел идти искать её даже очень далеко...)
Обрадовался ли он,когда увидел её?
Почему не сразу призналась царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна?(Она хотела, чтобы он сначала всё обдумал,чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёш.)
Расскажите и покажите свои иллюстрации: какой вы представляли себе царевну Лебедь?(Ответы детей.)
Какое чудо вам понравилось? Почему?
Что вас более всего поразило в облике царевны Лебедь?
О чём Гвидон не забывает напоминать корабельщикам, даже в момент женитьбы?
Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро...(Побеждает зло.)
Кто и как был наказан в этой сказке?(Все веселились,
А ткачиха с поварихой
Сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли на силу там.
Тут во всём они признались,
Повинились разрыдались...)
Простил ли их автор? (Да,он их простил.)
А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?(Ответы детей.)
Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
Чему научила нас эта сказка?(Сказка учит доброте, терпению,мужеству,умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учится радоваться за других.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного
1.Характеристика героев.
Сегодня мы будем пытаться дать характеристику героев по плану. Давайте запишем его в тетради:
1)имя героя, его место жительства;
2)действия и поступки,совершаемые героем; их характеристика;
3)опишите внешность и характер героя;
4)отношение автора к герою;
5)ваше отношение к герою.
Учитель вызывает по одному ученику к доске, и ученик пытается при помощи класса дать характеристику: царю Салтану, Гвидону, царевне Лебедь, поварихе.
2. Анализ сказочных примет.
Докажите что прочитанное произведение — сказка .(Устойчивые эпитеты, повторы.)
Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?
Где в сказке встречаются троекратные повторы?
VI. Итог урока
Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?
Чему научила нас эта сказка?
Домашнее задание
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: vadik11092 (28 Янв 2012)
Просмотров: 13271 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.2/ 20 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
11:18


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz