Суббота, 20 Апр 2024, 05:52
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Открытый урок (начальная школа)

«Любимые есенинские строки. "Погасло солнце"» (4-й класс).
Цели: ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина , показать значение литературных приемов в лирике поэта, развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворениями «Погасло солнце», «С добрым утром!»; способствовать эстетическому развитию учащихся.

Оборудование: портрет С.А. Есенина, картины природы, карточки со словами: эпитет , сравнение, олицетворение; г/з песен Есенина, г/з стихотворения «Пороша»; выставка книг Есенина; таблица стихов Есенина, изученных ранее.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводная часть

На прошлом уроке мы обобщали значения по теме «Природа и мы».

Сегодня мы начинаем новый раздел – «Поэтическая тетрадь» - «Тихая моя Родина». С первым поэтом, с которым мы знакомимся – Есенин.

С.Есенин живет в нашей памяти как яркая звезда начала XX века – серебряного века русской поэзии.

Стихотворение «С.Есенин» Н.Браун. (Дети читают цепочкой)

В этом имени – слово «есень»
Осень, осень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие весн,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.
Только скажут « Сергей Есенин»,
Всей России встают черты:
И над заводью месяц тонкий,
И степи, у заросших троп,
Красногривого жеребенка
Неуклюжий, смешной галоп.
И весенних осин сережки,
И рязанского неба ширь,
И проселочные дорожки,
И приокские камыши.
А я помню его живого
Златоуста,
А я слыхал , как слетало
Златое слово
В затаивший дыханье зал,
И как в души оно врывалось,
Мучаясь, жалуясь, ворожа,
И как в нем закипала ярость
Пугачевского мятежа.
Слово болью шло замирая,
Будто било в колокола-
Русь, Россия, не надо рая,
Только ты бы одна жила,
Если б черное знать предвестье
И от гибели остеречь,
Только руки в широком жесте
Выше плеч летят, выше плеч.
Над Россией летят - Есенин!
Осень, осень, осенний цвет.
Все равно это цвет весенний
Сень березы и синь-рассвет.

Он появился на свет как будто в соответствии с фамилией – в пору завершения золотой осени, на грани с непогодой. По воспоминаниям современников, такую же он прожил жизнь. Зная любовь и неприязнь, душу имел нежную, открытую.

С.А. Есенин родился в 1895г. 2 сентября в с.Константиново Рязанской губернии. С двух лет был отдан на воспитание деду по матери. Мальчика в семье деда все любили стихи.

Начал писать рано лет с 9; но сознательные стихи в 16-17 лет.

Деревенское детство, уездная школа, короткая служба, городская богема, заграничное путешествие, смерть - вот биография Есенина.

С.Есенин пишет о природе, которая прекрасна и зимой, и летом, и весной, и осенью, в любое время суток.

Стихотворение «Ночь» похоже на народную песню (ученик читает стих.)

В виде пролога к рассказыванию сказочных историй написано стихотворение «Бабушкины сказки». Оно воспринимается как грубоватая, безыскусная мальчишеская речь. (Девочка читает стих.)

После этого стих. Так и хочется прочесть стих. «Сиротка» 1914 с подзаголовком «Русская сказка». Оно написано по мотивам известных русских народных сюжетов о недоброй мачехе и несчастной падчерице, о всесильном деде-Морозе, изменившем судьбу девушки. (Девочка читает отрывок стих.)

Другое крупное повествование из жизни животных о беззаветной материнской любви стихотворение «Лебедушка» мы будем читать, изучать на следующем уроке.

Особая страница в творчестве Есенина-частушки. Поэт знал, пел и собирал их, а в автобиографии утверждал: «Стихи начал писать подражая частушкам.» Послушайте озорные и серьезные частушки, исполняемые на гуляньях или посиделках.

Сидела на бочке - Чик, чик, чикалочки,
Румяные щечки. Едет мужик на палочке,
Люди скажут «навилась»- Жена на тележке,
Я ж такая родилась. Щелкает орешки.

Я свои перчаточки Ах, что же ты стоишь,
Отдала Васяточке Посвистываешь?
Я на то надеюся- Картуз потерял
Пойду плясать согреюся. Не разыскиваешь!

Пускай хают нас, ругают, что отчаяные растем,
А мы чайные-отчаяные
Нигде не пропадем

Стихотворение «Береза» - первое стихотворение, напечатанное Есениным.

Картина.

Образ нарядного зимнего дерева, как символ красоты природы дерева, принакрытым снегом, точно серебром и родины «Под моим окном».

Послушайте ст. «Береза» и скажите, какая изображена заря утренняя или вечерняя?

(Ученица читает стих).

(Дети отвечают на вопросы.)

Очень красивое ст. «Черемуха».

Послушайте это ст. и скажите, какие 2 образа встают перед слушателями?

(Ученик читает стих).

(Дети отвечают на вопрос)

Попробуйте передать чувства автора своим чтением.

Ст. «Поет зима-аукает» (читает ученица)

Послушайте ст. «Пороша» и скажите , какие 3 картины сменяют друг друга?

Г/з «Пороша»

(Ответы детей на вопрос)

Динамическая смена впечатлений приносит успех этому ст.

Быт деревни показан в ст. «Край ты мой заброшенный».

В 1914 г. Есенин написал одно из своих лучших ст. «Гой ты, Русь, моя родная», которое заканчивается строками:

«Если крикнет рать святая:
Кинь ты, Русь, живи в раю!
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»

3. Основная часть

Сегодня на уроке мы будем изучать стихи, которые помогут тебе открыть в природе много такого, что самому можно не заметить.

Ст. «Погасло солнце»

Словарная работа

Рожок - музыкальный или сигнальный инструмент с расширяющимся концом в форме рога Гамаюн- сказочная птица с человеческим лицом.

- Какое время суток изобразил поэт?

(чтение учителя)

(ответы детей)

(чтение детей)

- Представьте себе луг, коней, пастуха, играющего на рожке.

Выразительное чтение.

- Кому посвящается стихотворение Есенина? (зачитать)

Выразительное чтение.

Попробуйте передать чувства автора. Его настроение.

Ст. «С добрым утром»

- Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

- Послушайте, как изобразил картину утра Есенин.

Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили?

(чтение учителя)

(ответы детей)

- Вот сколько вы открыли ребята!

У Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует.

«Улыбнулись березки, крапива шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Словарная работа

Затон - вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый слой некоторых раковин.

- А что же это за прием в литературе , когда природа изображается как живая?

(олицетворение)

(ответы детей)

- Вы верно называете – это олицетворение. А что вы видите, чувствуете за ними?

(ответы детей)

- А где еще вы видите, чувствуете за ними?

(ответы детей)

- А где еще вы видите , в чем красочность его картины утра?

(ответы детей)

- Да вы открыли еще одну из тайн поэзии Есенина. Он изображает нарядную. Яркую картину утра. Все сверкает, блестит - серебряные росы, яркий перламутр на крапиве. Вы верно открыли. А какие у него краски?

(ответы детей)

- Это фейерверк нежных, неярких красок. Это тайна поэзии Есенина. А где он видит эту нежность красок? В чем?

(ответ уч-ся)

- Да , он изображает ту природу, которую мы видим каждый день. Видим, но часто не замечаем в ней красоты. А вот поэт увидел в ней красоту, которая поражает нас. И пишет о природе необычно – нежно, любуясь, удивляясь ею.

А еще вы верно сказали, что природу он олицетворяет, она у него живет и дышит. Это тоже тайна поэзии Есенина.

Но в какой момент он уловил в природе и изобразил ее.

(ответы детей)

- Где ты еще видишь это?

(ответы детей)

- Теперь подумайте и попробуйте объяснить название стихотворения.

(ответы детей)

- Да, Есенин – поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть.

Есенин может изображать нашу природу так, что обыкновенная крапива в его изображении становится сказочно красивой. Вызывает у нас, читателей, наслаждение этой красотой. И мы благодарны поэту за его необычно щедрый талант - открывать и дарить красоту другим.

Есенин в своих стихах воспел красоту природы, восхищался ею и удивлялся ей. Любовь к России , ее природе проникнуты его стихи. Во всем мире любят и знают его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность.

Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться. Я очень люблю стихи Есенина, надеюсь, что их полюбите и вы.

В 10 км от с. Константинова, родины Есенина находится Раменская роща, святят белизной березы, горят среди них костры рябин. В августе – сентябре пролетают над рощей журавли. Г/з « отговорила роща золотая».

4. Итог урока

- Что вас тронуло на уроке?

- Что вам запомнилось?

С поэзией Есенина вы будете знакомиться в старших классах. Это прекрасные стихи о любви к Родине, к родной природе.

Оценки (выставление с комментированием)

- Всем спасибо за работу на уроке.

Д.з. «Погасло солнце»- выразительное чтение.

«С добрым утром» - наизусть.
Категория: Открытый урок (начальная школа) | Добавил: TheNuha (18 Фев 2012)
Просмотров: 1742 | Теги: Погасло, есенинские, класс)., солнце», (4-й, строки., «Любимые | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
20 Апр 2024
05:52


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz