Цели: ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина , показать значение литературных приемов в лирике поэта, развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворениями «Погасло солнце», «С добрым утром!»; способствовать эстетическому развитию учащихся.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, картины природы, карточки со словами: эпитет , сравнение, олицетворение; г/з песен Есенина, г/з стихотворения «Пороша»; выставка книг Есенина; таблица стихов Есенина, изученных ранее.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводная часть
На прошлом уроке мы обобщали значения по теме «Природа и мы».
Сегодня мы начинаем новый раздел – «Поэтическая тетрадь» - «Тихая моя Родина». С первым поэтом, с которым мы знакомимся – Есенин.
С.Есенин живет в нашей памяти как яркая звезда начала XX века – серебряного века русской поэзии.
В этом имени – слово «есень» Осень, осень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен- Поднебесье, тихие весн, Сень березы и синь-рассвет, Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты. Только скажут « Сергей Есенин», Всей России встают черты: И над заводью месяц тонкий, И степи, у заросших троп, Красногривого жеребенка Неуклюжий, смешной галоп. И весенних осин сережки, И рязанского неба ширь, И проселочные дорожки, И приокские камыши. А я помню его живого Златоуста, А я слыхал , как слетало Златое слово В затаивший дыханье зал, И как в души оно врывалось, Мучаясь, жалуясь, ворожа, И как в нем закипала ярость Пугачевского мятежа. Слово болью шло замирая, Будто било в колокола- Русь, Россия, не надо рая, Только ты бы одна жила, Если б черное знать предвестье И от гибели остеречь, Только руки в широком жесте Выше плеч летят, выше плеч. Над Россией летят - Есенин! Осень, осень, осенний цвет. Все равно это цвет весенний Сень березы и синь-рассвет.
Он появился на свет как будто в соответствии с фамилией – в пору завершения золотой осени, на грани с непогодой. По воспоминаниям современников, такую же он прожил жизнь. Зная любовь и неприязнь, душу имел нежную, открытую.
С.А. Есенин родился в 1895г. 2 сентября в с.Константиново Рязанской губернии. С двух лет был отдан на воспитание деду по матери. Мальчика в семье деда все любили стихи.
Начал писать рано лет с 9; но сознательные стихи в 16-17 лет.
Деревенское детство, уездная школа, короткая служба, городская богема, заграничное путешествие, смерть - вот биография Есенина.
С.Есенин пишет о природе, которая прекрасна и зимой, и летом, и весной, и осенью, в любое время суток.
Стихотворение «Ночь» похоже на народную песню (ученик читает стих.)
В виде пролога к рассказыванию сказочных историй написано стихотворение «Бабушкины сказки». Оно воспринимается как грубоватая, безыскусная мальчишеская речь. (Девочка читает стих.)
После этого стих. Так и хочется прочесть стих. «Сиротка» 1914 с подзаголовком «Русская сказка». Оно написано по мотивам известных русских народных сюжетов о недоброй мачехе и несчастной падчерице, о всесильном деде-Морозе, изменившем судьбу девушки. (Девочка читает отрывок стих.)
Другое крупное повествование из жизни животных о беззаветной материнской любви стихотворение «Лебедушка» мы будем читать, изучать на следующем уроке.
Особая страница в творчестве Есенина-частушки. Поэт знал, пел и собирал их, а в автобиографии утверждал: «Стихи начал писать подражая частушкам.» Послушайте озорные и серьезные частушки, исполняемые на гуляньях или посиделках.
Сидела на бочке - Чик, чик, чикалочки, Румяные щечки. Едет мужик на палочке, Люди скажут «навилась»- Жена на тележке, Я ж такая родилась. Щелкает орешки.
Я свои перчаточки Ах, что же ты стоишь, Отдала Васяточке Посвистываешь? Я на то надеюся- Картуз потерял Пойду плясать согреюся. Не разыскиваешь!
Пускай хают нас, ругают, что отчаяные растем, А мы чайные-отчаяные Нигде не пропадем
Стихотворение «Береза» - первое стихотворение, напечатанное Есениным.
Картина.
Образ нарядного зимнего дерева, как символ красоты природы дерева, принакрытым снегом, точно серебром и родины «Под моим окном».
Послушайте ст. «Береза» и скажите, какая изображена заря утренняя или вечерняя?
(Ученица читает стих).
(Дети отвечают на вопросы.)
Очень красивое ст. «Черемуха».
Послушайте это ст. и скажите, какие 2 образа встают перед слушателями?
(Ученик читает стих).
(Дети отвечают на вопрос)
Попробуйте передать чувства автора своим чтением.
Ст. «Поет зима-аукает» (читает ученица)
Послушайте ст. «Пороша» и скажите , какие 3 картины сменяют друг друга?
Г/з «Пороша»
(Ответы детей на вопрос)
Динамическая смена впечатлений приносит успех этому ст.
Быт деревни показан в ст. «Край ты мой заброшенный».
В 1914 г. Есенин написал одно из своих лучших ст. «Гой ты, Русь, моя родная», которое заканчивается строками:
«Если крикнет рать святая: Кинь ты, Русь, живи в раю! Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!»
3. Основная часть
Сегодня на уроке мы будем изучать стихи, которые помогут тебе открыть в природе много такого, что самому можно не заметить.
Ст. «Погасло солнце»
Словарная работа
Рожок - музыкальный или сигнальный инструмент с расширяющимся концом в форме рога Гамаюн- сказочная птица с человеческим лицом.
- Какое время суток изобразил поэт?
(чтение учителя)
(ответы детей)
(чтение детей)
- Представьте себе луг, коней, пастуха, играющего на рожке.
Перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый слой некоторых раковин.
- А что же это за прием в литературе , когда природа изображается как живая?
(олицетворение)
(ответы детей)
- Вы верно называете – это олицетворение. А что вы видите, чувствуете за ними?
(ответы детей)
- А где еще вы видите, чувствуете за ними?
(ответы детей)
- А где еще вы видите , в чем красочность его картины утра?
(ответы детей)
- Да вы открыли еще одну из тайн поэзии Есенина. Он изображает нарядную. Яркую картину утра. Все сверкает, блестит - серебряные росы, яркий перламутр на крапиве. Вы верно открыли. А какие у него краски?
(ответы детей)
- Это фейерверк нежных, неярких красок. Это тайна поэзии Есенина. А где он видит эту нежность красок? В чем?
(ответ уч-ся)
- Да , он изображает ту природу, которую мы видим каждый день. Видим, но часто не замечаем в ней красоты. А вот поэт увидел в ней красоту, которая поражает нас. И пишет о природе необычно – нежно, любуясь, удивляясь ею.
А еще вы верно сказали, что природу он олицетворяет, она у него живет и дышит. Это тоже тайна поэзии Есенина.
Но в какой момент он уловил в природе и изобразил ее.
(ответы детей)
- Где ты еще видишь это?
(ответы детей)
- Теперь подумайте и попробуйте объяснить название стихотворения.
(ответы детей)
- Да, Есенин – поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть.
Есенин может изображать нашу природу так, что обыкновенная крапива в его изображении становится сказочно красивой. Вызывает у нас, читателей, наслаждение этой красотой. И мы благодарны поэту за его необычно щедрый талант - открывать и дарить красоту другим.
Есенин в своих стихах воспел красоту природы, восхищался ею и удивлялся ей. Любовь к России , ее природе проникнуты его стихи. Во всем мире любят и знают его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность.
Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться. Я очень люблю стихи Есенина, надеюсь, что их полюбите и вы.
В 10 км от с. Константинова, родины Есенина находится Раменская роща, святят белизной березы, горят среди них костры рябин. В августе – сентябре пролетают над рощей журавли. Г/з « отговорила роща золотая».
4. Итог урока
- Что вас тронуло на уроке?
- Что вам запомнилось?
С поэзией Есенина вы будете знакомиться в старших классах. Это прекрасные стихи о любви к Родине, к родной природе.