Контрольная работа за 3 четверть (3 класс, русский язык, традиционная школа)
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, в приставках, разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Объем работы: 50–70 слов. Город муравьев
Тишь. Стройные сосны и мохнатые ели закрывали небо. Муравьиные трассы четко просматривались среди травы и мха. Они скрывались под ветвями деревьев. Луч солнца редко проходил сюда. Чувствовалось, что муравьи заняты делом. Один тащил от елки сочную иголку, другой – гибкую веточку. Он медленно двигался со своим грузом. На помощь прибежала группа муравьев. Муравьиная жизнь кипела. Муравейник был двух метров высотой.
Слово для справки: просматривались. Доверие
Около изгороди я сделал кормушку. В сугробе на площадку сыпал семечки подсолнуха, крошки сыра и хлеба. Стали прилетать синицы и поползни. Они привыкли ко мне и садились на ладони, брали корм из рук. Первые семечки поползни съедали, а затем стали делать запасы. Возьмут в клюв два семечка с ладони и летят к сосне. Семечки закладывают в щель, забивают их клювом и закрывают кусочком коры.
Примечание: предупредить о постановке запятой. Михайловское
На высоком холме стоит старинная усадьба. Лестница ведет к длинному дому. Там густой парк. Это село Михайловское. По аллеям парка любил гулять Александр Сергеевич Пушкин. В маленьком домике под тесовой крышей жила Арина Родионовна. Это любимая няня поэта. В Михайловское съезжаются люди. Им дорог уголок, где жил великий русский поэт. В школе у нас был конкурс на лучшее чтение стихотворения. Наш класс занял первое место.
Примечание: предупредить о постановке запятых. Раннее утро
Раннее утро. В теплые прекрасные дни не хочется сидеть дома. Мы выезжаем из города. Солнечный луч играет на капельках росы. В поле зеленеет молодая рожь. Мы входим в лесную глушь. Звенят радостные песни птиц. В лесу глубокая тишь. Только жужжат жуки и шелестят вершины деревьев. Старую ель окружают пушистые сосны. Белеет в траве ландыш. По тропинке бежит еж. Он торопится.
Слова для справок: не хочется, торопится.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить сформированность навыка орфографической зоркости. Последние цветы
Опять морозная ночь. Утром на поле я увидел группу уцелевших голубоватых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я положил его под горячий луч солнца. Он ожил, оправился и полетел. За ночь оцепенела и стрекоза, но под горячим лучом оправилась и полетела. Кузнечики посыпались из-под ног. Ромашки поникли, опустили головки. Холодно. Это были последние цветы осени.
(По М.Пришвину) Трясогузка
Каждый день мы ждали любимую нашу вестницу весны трясогузку. Она прилетела ночью и села на дуб. Молодая наша собачка Сват наблюдала за ней. Трясогузка пробегала перед самым носом собаки и делала вид, что не замечает ее. Собака бросалась на изящную птичку, но та отлетала на несколько шагов. Эта игра продолжалась час и больше. Забавно было на них смотреть.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение логически правильно излагать текст, добавлять к плану недостающие части, заканчивать текст по заданному началу, составлять к нему план.
1. Изложение. На льду
Река была покрыта блестящим льдом, точно зеркалом. На лед выбежал мальчишка и лихо прокатился на ногах. За смельчаком стали бежать и другие. Но вот один мальчик упал. На него упали остальные. Лед не выдержал. Он треснул. Мальчики очутились по горло в воде. Они громко кричали. По берегу бегали люди. Появились доски, веревки. По льду с веревкой в зубах ползли рабочие. Мальчики ухватились за веревку. Ребята были спасены.
ПЛАН
1. Хорошо кататься по льду! 2. 3.
Слова для справок:
I часть: зеркалом. II часть: на него. III часть: спасены.
2. Свободный диктант. Весенняя песня
После долгого ненастья выдались яркие дни. Кругом чистое небо и сверкающий снег. Мы стоим на остановке, ждем трамвай. Далеко тянется аллея берез. Вдруг раздалась самая настоящая весенняя песня. Разве зимой поют весенние песни? Стоит середина января! Это пела большая синица. В редкие солнечные дни или в зимнюю оттепель синица может так петь. Люди улыбались. Настроение было хорошее.
3. Прочитай текст, продолжи его, составь к нему план. Следы
На полянке Егорушка увидел большие звериные следы. Он объехал поляну на лыжах. Какой-то зверь скрывался в лесной чаще. Мальчик пошел по следам и въехал в ельник. Кругом тишь...