Пятница, 29 Мар 2024, 09:47
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Библиотекарю

Цели и содержание стратегического управления изменениями в библиотеках
Одной из задач библиотечной инноватики как самостоятельного направления библиотековедения является выявление специфики и разработка механизмов стратегического управления, позволяющего с учетом долгосрочной перспективы обеспечить эффективное развитие библиотек. Отправной точкой для осуществления инновационной деятельности любой организации является ее инновационная политика, которая служит основой для разработки инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов развития, программ и проектов поддержки инновационной деятельности. Она не только задает направления изменений, но и формирует основания для сбора информации, выработки управленческих решений, поведения персонала, позволяет установить где, что, для чего и как следует изменить. Ею определяются сроки и оценка результатов библиотечной деятельности, обеспечиваются условия, стимулирующие поиск альтернативных возможностей библиотечного развития.

Для всех сфер общественного производства формирование и реализация инновационной политики организации осуществляется в Рамках инновационного менеджмента. Безусловно, что накопленный им опыт может и должен быть использован библиотеками для определения ответов на вопросы где, что, для чего и как можно изменить в библиотеках. При этом важно уточнить весь механизм формирования инновационной политики библиотеки и решение процедурных вопросов.

Инновационная деятельность важна для любой библиотеки, независимо от ее профиля, масштабов и статуса. Поэтому, на наш взгляд, необходимость в разработке своей инновационной политики стоит на повестке дня для руководителя любого ранга любой библиотеки. Масштаб ее деятельности, статус и ресурсы, безусловно, отразятся и на масштабах ее инновационной деятельности.

Инновационным изменениям могут быть подвержены любые объекты: ресурсы, обслуживание (услуги/продукция), структура, социальные отношения. Потребность в инновациях определяется на основе изучения инновационной ситуации, сильных и слабых сторон деятельности библиотеки, противоречий и результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов.

Из теории социального управления известно, что любая организация испытывает сильное влияние внешней среды. Происходящие изменения необходимо не просто отслеживать и учитывать, но стремиться предвидеть и предвосхищать. Столь же важно уметь распознать в них угрозы и шансы для деятельности организации. В библиотечном деле распознать потенциальные шансы и угрозы достаточно сложно, так как в зависимости от позиции руководства, потенциала персонала и множества других внутрибиблиотечных факторов одни и те же внешние изменения расцениваются некоторыми как угрозы библиотечному развитию, а другими — как шансы, новые возможности деятельности. Поэтому при анализе факторов внешней среды перед библиотечными менеджерами и всем персоналом встают определенные взаимосвязанные задачи, от решения которых зависит жизнеспособность библиотеки. В число этих задач входят следующие:

• выявление внешних изменений, объективно способствующих развитию инновационной деятельности библиотеки;

• определение возможностей превращения потенциальных угроз в потенциальные шансы инновационного развития библиотеки;

• поиск вариантов инновационных изменений, приемлемых для конкретной инновационной ситуации.

Основным результатом анализа инновационной ситуации является определение целей библиотечной деятельности. Они позволяют наметить стратегию и разработать тактику изменений.

Важнейшим вопросом инновационной политики библиотеки является определение целей изменений. Поиск ответа на этот вопрос требует четкости в понимании сущности целей изменений, так как инновации — это реализованные идеи изменений. Важно определить, что понимается под целями (идеями изменений) и установить процедуру их выявления, постановки и конкретизации.

Считается, что цель будет достигнута, если она четко определена и осмыслена всем персоналом, но практически недостижима, если она конкретно не сформулирована, не отражена в организационных документах и не осмыслена всеми участниками изменений. Поэтому при постановке цели, как и в любом другом деле, есть определенные правила. Применительно к библиотечному делу основными из них являются следующие:

• цель должна подчеркивать социальную значимость библиотеки, усиливать реализацию ее основного предназначения (миссии);

• отражать результат, достижение желаемой перспективы, а не процесс (движение к цели), который может длиться неопределенно долго или рассматриваться как отдаленная перспектива. Следует принимать во внимание тот факт, что цель, сформулированная в будущем времени, ставит перед библиотекой неопределенно длительную перспективу, которая не рассматривается сотрудниками как реальность;

• цель ставится в позитивном ключе. Формулировка цели должна усиливать мотивацию персонала библиотеки на ее достижение;

• цель требует конкретизации, определения всех деталей, характеризующих особенности ее достижения.

Не все социально значимые цели, поставленные библиотеками в прошлые годы, были достигнуты. Причиной этого являются ошибки при их постановке. Проблема в том, что неточно и слишком широко в планах библиотек формулируется цель, не конкретизируются пути ее достижения. Из поставленной цели не всегда ясно, что библиотекари вкладывают в содержание деятельности, к какому конечному результату стремятся и как собираются проверить достижение. Поэтому, формулируя цель, следует четко обозначить не только конечный результат, но и пути его достижения, конкретизировать цель в деталях, ответить на вопрос, как будет строиться деятельность, чтобы приблизить достижение результата. Чем более точно, конкретно и с большим количеством деталей будет описана цель, тем легче ее будет осуществить.

Третьим вопросом инновационной политики является определение средств достижения целей. В данном случае решается задача конкретизации цели. Она заключается в тщательном определении деталей, характеризующих желаемую перспективу. Цель разбивается на более частные «подцели» (стратегические задачи) на несколько уровней, таким образом получается «дерево целей». Технология этого процесса подробно рассмотрена как в отечественной, так и зарубежной библиотековедческой литературе. Конкретизация цели производится до тех пор, пока желаемая перспектива не будет ясна до мельчайших деталей. В конечном итоге, конкретизация деталей должна дойти до постановки задач (что необходимо сделать?) и определения тактических «шагов» — идей новшеств (какие конкретные средства, приемы и технологические решения применить?).

В соответствии с обозначенными подцелями может быть инициирована разработка различных видов инноваций:

• технологических: приемов регулирования читательских потоков, диспетчеризации (перенаправления) запросов, межбиблиотечного взаимодействия (корпоративных проектов и пр.), модернизации библиотечного оборудования; архитектурных и дизайнерских средств информационного ориентирования в читательских зонах библиотеки и пр.;

• продуктных: новых видов услуг/продукции и библиотечного сервиса: предварительного заказа документов; электронной доставки документов; баз данных по определенной тематике, путеводителей по информационным ресурсам и пр.;

• организационных и социальных: порядок обучения сотрудников работе в автоматизированном режиме, механизм стимулирования и поддержания высокой культуры и качества обслуживания и пр.

реальной практике постановка целей и ее конкретизация значительно упрощена. Библиотекари затрудняются в постановке целей деятельности, не конкретизируют их в соответствии с рассмотренными правилами. Далеко не каждая библиотека имеет стратегический план развития, определяющий цели и задачи ее деятельности на ближайшую перспективу.

Приведем пример постановки цели в стратегическом плане развития ЦГПБ им В. В. Маяковского на 2003-2008 гг. и фрагмент конкретизации цели в задачах, сохранив фрагмент текста в первозданном виде:

Цель: обеспечение равного и разностороннего доступа всех категорий населения к необходимой им отечественной и зарубежной информации различной направленности (в помощь образованию и самообразованию, работе, расширению культурного уровня и т. п.). Задачи:

• формирование фонда на различных носителях информации;

• обеспечение доступа к фондам путем создания ЭК на весь фонд библиотеки; создания проблемно-ориентированных баз данных, в том числе по краеведению; создание залов открытого доступа литературы; создание специализированных читальных залов

(периодики, искусств, американской, немецкой литературы, создание медиатек);

• обеспечение доступа к отечественной и зарубежной информации, хранящейся в других библиотеках и учреждениях (выявление круга потенциальных партнеров по информационному взаимодействию, приобретение или обеспечение доступа к необходимым БД и другим информационным ресурсам организаций, создание путеводителей и информационных порталов, ориентирующих пользователей в информационном пространстве, создание сводных каталогов и БД; создание специализированных залов для работы с правовыми БД и т. п.).

Во всех сферах общественной деятельности идеи новшеств формируются не на «пустом месте», а являются результатом изучения рынка новых разработок и анализа предложений различных участников инновационной деятельности.

Для продуктных и организационных инноваций в качестве основных категорий инициаторов идей рассматриваются две категории: представители производителей и представители потребителей услуг/ продукции. Потребители услуг и продукции являются важнейшей потенциальной категорией инициаторов продуктных инноваций и в библиотечной отрасли. Безусловно, поддерживая постоянную связь ователями библиотек на основе опросов, дискуссий на мероприятиях, наблюдений за их поведением в процессе индивидуального обслуживания, личных контактов, сотрудники библиотек имеют все основания для выявления потенциального спроса, предложений, пользволяющих разрабатывать новую продукцию и услуги, проводить структурные преобразования. Как и в любой организации, предоставляющей определенные услуги и продукцию определенным целевым рынкам, развитие продуктных инноваций библиотек будет зависеть от своевременности изучения потенциального спроса. Чем внимательнее сотрудники библиотек будут относиться к его оценке, тем раньше в деятельность библиотеки будут внесены инновационные изменения.

Технологические инновации инициируются другим образом, здесь требуется серьезная исследовательская работа по изучению рынка технологических новшеств, научных разработок, деятельности внедренческих центров и пр. Для этого библиотека должна располагать специально обученными кадрами, иметь соответствующие ресурсные возможности.

Для библиотек в качестве потенциальных категорий инициаторов идей следует рассматривать не только пользователей, но и других участников инновационной деятельности:

• представителей библиотечного сообщества (сотрудников различных типов библиотек» преподавателей библиотечных дисциплин учебных заведений, ученых и научных работников отрасли, представителей библиотечных фондов и ассоциаций, зарубежных библиотекарей и библиотековедов);

• партнеров — специалистов сопредельных областей (издателей; социальных работников; сотрудников учреждений культуры и искусства и образовательных структур; социологов; психологов, культурологов; специалистов по информатике; журналистов; представителей органов власти и муниципального управления; спонсоров, попечителей и меценатов);

• сотрудников конкретной библиотеки и т. д.

Две первые категории можно назвать «друзьями библиотеки». Работа с ними строится на основе системы общественных коммуникаций и предполагает разработку специальных средств информирования и обратной связи. Система общественных коммуникаций позволяет своевременно сообщать заинтересованной общественности о задачах, возможностях и проблемах библиотеки и привлекать необходимые ресурсы.

Особую группу инициаторов инноваций составляют сотрудники библиотеки. Как и в любой другой организации, в библиотеке должен быть создан особый механизм предложения новых идей. Условиями его создания, по нашему мнению, являются:

• благоприятный внутриорганизационный климат в библиотеке, наличие атмосферы творческой активности и состязательности, обеспечивающей интенсивную направленность на «новое», поддержка новаторов и личная заинтересованность руководителя (любого уровня) библиотеки в достижениях сотрудников;

• информированность персонала о целях, задачах и направлениях работы библиотеки, содержании инновационной деятельности и достигнутых результатах;

• наличие системы поощрения авторов инновационных идей, информированность персонала о формах поощрения, достижениях сотрудников и полученном вознаграждении;

• разработанность процедуры повышения квалификации и аттестации сотрудников, применение специальных форм отчетности о ее результатах;

• наличие системы учета и продвижения новых идей в библиотеке — «банков идей», «ярмарок творческих идей», «аукционов разработок» и пр.

Однако не все инновационные идеи могут оказаться перспективными и применимыми на практике. Даже значимые идеи не реализуются одновременно: это привело бы к распылению ограниченных ресурсов и к перенапряжению в работе. Важно упорядочить выбранные идеи, определить приоритеты и последовательность их реализации, установить, на какие инновационные идеи существует потенциальный спрос, а на какие — реальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь, чтобы результаты изменений позитивно отразились на развитии библиотеки в ближайшем будущем.

Согласно рекомендациям специалистов общей теории инноваций, преимущества отдают идеям, способствующим реализации миссии организации, усиливающим ее рыночные позиции и укрепляющим имидж. Это правило универсально для всех отраслей.

Миссия как основное предназначение библиотеки является «точкой отсчета» для постановки любых целей ее деятельности. Перспективные инновационные идеи требуют анализа в контексте миссии библиотеки, ее целей на ближайшую и отдаленную перспективы, имеющихся ресурсных возможностей. Таким образом, устанавливается тот вариант, который наиболее значим, даст наибольший эффект, приблизит библиотеку к цели и будет способствовать повышению ее роли в социальной среде.

Многосторонняя оценка перспективной «идеи» инновации (научной разработки, предложений участников инновационной деятельности) является обязательным условием ее эффективности в будущем. В промышленности она производится на основе расчета прибыльности каждого из вариантов и составления инновационных прогнозов. При этом строятся сценарии освоения, распространения инноваций и их последствий. В библиотечном деле, как мы уже отмечали, важно учитывать не только экономические, но и социальные факторы, позволяющие осуществить изменения в максимально приемлемой форме как для пользователей, так и для сотрудников библиотек. Выбор инновационной идеи завершается ее фиксацией в документах, разработкой всех необходимых сторон ее реализации в конкретных условиях.

Инновационная политика библиотеки отражается в различного рода документах: стратегическом плане, целевых программах, инновационных проектах и проектах поддержки инновационной деятельности, текущих планах. Каждый из названных документов имеет свое назначение, обеспечивает последовательную конкретизацию (от общего к частному) целей, задач, действий и ресурсных затрат при реализации инноваций (рис. 1).



Стратегический план фиксирует основные направления развития библиотеки на ближайшую перспективу. В нем определяется ее миссия и основная цель функционирования на период не более пяти лет, характеризуются стратегические задачи — направления, подлежащие реализации в целевых программах. Каждое из стратегических направлений, соответствующих основным стратегическим задачам (подцелям), уточняется и конкретизируется в целевых программах. В них происходит конкретизация выбранного направления деятельности во всех деталях и подробностях.

Целевые программы составляются на менее продолжительный срок (2-3 года). Их назначение заключается в обосновании направления стратегического развития библиотеки в заданные сроки, в конкретном регионе (зоне обслуживания), четком обозначении возможных путей реализации направлений деятельности.

В идеале программа должна содержать следующие сведения: характео о ристику социальной проблемы, на решение которой она направлена, оценку варршнтов ее решения и результаты, достигнутые организациями сопредельных сфер деятельности (учреждениями культуры и образования, социальными службами и пр.); место и роль библиотеки в решении обозначенных проблем. Программа должна четко обозначить, что в этих условиях может и должна сделать библиотека, в чем уникальность имеющихся у нее ресурсов, какие новые возможности в решении этой проблемы она открывает, как ее деятельность сможет повлиять на работу других организаций в зоне обслуживания, что изменится в самой библиотеке.

В целевой программе конкретизируется стратегическая задача (из стратегического плана), определяются и тактические задачи, конкретные приемы и методы, позволяющие обеспечить достижение желаемой цели, оценить и конкретизировать ее ресурсное обеспечение (информационную поддержку, кадровую составляющую, материаль-но-техничекую и финансовую базу, определить партнеров и каналы коммуникации). При этом масштаб целевой программы различен. Он может затрагивать деятельность одной библиотеки (монопрограмма), сети библиотек (мультипрограмма), деятельности библиотек региона (мегапрограмма), аналогичным образом характеризуется и масштаб инновационных проектов [33].

Таким образом, в целевой программе фиксируется не только обоснование социальной значимости избранного направления библиотечной работы в конкретных условиях, но и особенности его реализации, сроки, круг заинтересованных участников, цели и возможности их взаимодействия, шансы и угрозы.

На практике целевые программы библиотек, как и стратегические планы, составляются в значительно упрощенном виде. Разработка целевых программ — нечастое явление, они не носят постоянного характера, не связываются с развитием инноваций в библиотеках, не являются взаимообусловленными со стратегическими планами. В большей степени программы составляются для информирования общественности, административных структур о содержании деятельности библиотеки по социальнозначимым направлениям как основание для обращения за финансовой поддержкой к потенциальным спонсорам и меценатам. Поэтому целевые программы на практике носят рекламный, информационный характер, являются документом внешнего информирования и не рассматриваются библиотеками как руководство к действию.

В целевой программе должны быть четко обозначены все необходимые изменения в деятельности библиотеки, позволяющие ей достичь социально значимой цели, решить социальную проблему Варианты решения проблемы требуют инноваций, применения новых видов услуг, продуктов, обновления технологических процессов, организационных нововведений. Для четкого определения социальной значимости, предстоящих ресурсных затрат, угроз и препятствий внедрения является необходимым составление инновационного проекта, в котором последовательно определяется трансформация инновационной идеи (одной инновации или комплекса взаимосвязанных) в новшество, затем в нововведение и, наконец, в инновацию. В инновационном проекте фиксируются необходимые действия по каждой конкретной инновации или по группе взаимосвязанных инновационных кластеров. В нем определяются необходимые меры, обеспечивающие разработку и осуществление конкретной идеи (новации) в определенный период времени. На основе проекта инновационная идея становится реализуемой. Особенности составления проектов и анализ их разработки на практике будут рассмотрены в соответствующем разделе пособия.

Таким образом, инновационная политика библиотеки определяет содержание управления изменениями, является основой для осуществления всех его этапов:

• инициации инновации;
• принятия решения о необходимости изменений и разработки базы их осуществления в конкретных условиях;

• подготовки библиотеки к изменениям;

• внедрения новшеств и воплощения нововведений в инновацию, выявления новых инновационных потребностей.

В качестве примера приведем Целевую программу библиотеки им. Н. К. Крупской государственного учреждения культуры «Невская ЦБС» г. Санкт-Петербурга. Целевая программа «Библиотека как центр развития творческих способностей подростков» (сокращенное название «Вдохновение») была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга.

Цель программы: привлечение к творчеству как можно большего числа подростков и создание условий для реализации их творческих способностей (авторская формулировка).

Обращение к партнерам (муниципальному совету округа № 53) с просьбой оказать «существенную организационную и финансовую помощь для поощрения лучших творческих работ» (общая сумма поддержки не указывалась) и привлечь к программе администрацию школ округа (дан перечень школ).

Результат программы - организация творческого досуга подростков, эстетическое развитие, воспитание патриотизма и любви к своему городу (авторская формулировка).

Содержание мероприятий в рамках программы (указаны номинации и условия конкурса творческих работ по теме «Люблю тебя, Петра творенье» на лучшую прозу, поэтическое произведение, рисунок и т. п.).

Необходимые средства на реализацию программы (указан размер призового фонда (5000 рублей) и обращение к муниципальному совету округа о предоставлении необходимых средств).

Содержание программы со всей очевидностью подчеркивает рекламный характер документа и его нацеленность на получение финансовой поддержки от муниципального руководства.

Инновационная политика обеспечивает целенаправленность всего процесса изменений, выбор стратегии развития, объектов изменений и задач управления развитием (рис. 2). Осознание библиотечным сообществом значимости инновационной политики, механизмов ее



Важно подчеркнуть, что инновационная политика библиотеки определяет цикличность инновационной деятельности. Анализ эффективности изменений позволяет осознать перспективные инновационные потребности, которые также требуют соотношения с целями развития библиотеки, ее миссией. В обратном случае есть вероятность отступления библиотеки от своего социального предназначения, «выхода» за пределы библиотечной сферы. Не соответствующие миссии новые услуги и продукты, организационные преобразования постепенно преобразуют библиотеку в учреждение другого социального назначения, что недопустимо и не соответствует цели библиотечных инноваций как средства стратегического развития библиотеки.

Инновационная политика определяет содержание каждого этапа управления изменениями, процедуру решения основных управленческих задач.

На этапе инициагщи инновации решаются следующие задачи:

1. Изучение инновационной ситуации, противоречий и недостатков библиотечной деятельности, требующих внедрения новшеств, осознания потребностей в предстоящих изменениях с позиций актуальности и соответствия общей идее развития библиотеки, оценка возможностей и предстоящих ресурсных затрат.

2. Формирование стратегии развития библиотеки, соответствующей мировым и региональным тенденциям библиотечного дела, общей идее развития данной библиотеки (ее миссии), потребностям пользователей и ее возможностям (определение концептуальных положений развития библиотеки).

3. Изучение опыта библиотек и рынка библиотечных новшеств в целях выявления и выбора новшеств для внедрения посредством методического мониторинга; анализ предложений и рекомендаций научных школ и творческих коллективов; экспериментальная проверка соответствия новшеств целям и условиям деятельности конкретной библиотеки.

4. Выявление всех потенциальных участников инновационной деятельности, заинтересованных физических и юридических лиц; определение возможностей инновационного потенциала участников и системы действенных стимулов, позволяющих создать ятную среду творческого содружества.

На этапе принятия решения о необходимости изменений и разработки базы их осуществления в конкретных условиях необходимо:

благопри-

1. Обоснование актуальности, своевременности и последовательности изменений; разработка стратегического плана и соответствующих ему инновационных программ развития библиотеки, программ поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговых программ, договоров, контрактов и пр.).

2. Оформление заказа на разработку новшества или разработка новшества в условиях библиотеки (на основе инновационного проекта), создание временных целевых команд.

3. Создание инфраструктуры для внедрения инновационных программ. (Инфраструктура обеспечивает движение ресурсных потоков, комплексную поставку необходимого оборудования и финансовых средств, подготовку и переподготовку персонала, технологическую и производственную поддержку создания новых объектов деятельности.) Проведение экспертизы и сертификации инновационных программ и проектов для разработки комплекса мер по защите интеллектуальной собственности.

4. Организация системы инновационных отношений и коммуникаций, позволяющей координировать и регулировать инновационные процессы, осуществлять их финансово-экономическое обеспечение, активно использовать государственную поддержку библиотечной деятельности.

5. Организация обучения и повышения квалификации сотрудников.

6. Формирование временных творческих коллективов для внедрения новшеств.

На этапе подготовки библиотеки к изменениям осуществляется:

1. Оценка отношения сотрудников к инновационным идеям, выявление неформальных лидеров, способных поддержать или противостоять изменениям; определение средств формирования благоприятного эмоционального фона для осуществления изменений.

2. Организация мероприятий по вовлечению персонала в планирование изменений.

3. Формирование у библиотекарей навыков коллективной творческой деятельности посредством организации стажировок, практикумов, семинаров.

На этапе внедрения новшеств и превращения нововведения в форму инновации происходит:

1. Наблюдение и контроль над ходом инновационного процесса.

2. Преодоление психологического сопротивления изменениям, стимулирования творческой активности библиотекарей.
3. Оценка эффективности (результативности) инновационной деятельности библиотеки.

4. Разработка и распространение информации о нововведении и диффузия инноваций, подтвердивших свою перспективность на практике.

Таким образом, стратегическое управление изменениями позволяет представить инновационный процесс как замкнутый цикл, соотнести инновационную деятельность библиотеки с ее предназначением и возможностями, увидеть процесс обновления библиотеки в контексте полезности изменений для социума, спрогнозировать последствия.
Категория: Библиотекарю | Добавил: Gulnaz (07 Июн 2012)
Просмотров: 2749 | Теги: изменениями, управления, библиотеках, Содержание, стратегического, цели | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
09:47


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz