Четверг, 18 Апр 2024, 21:01
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Заботливым родителям

Раннее развитие ребенка с нарушением интеллекта
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологи­ческие («ядерные») признаки снижения интеллекта (Л.С.Вы­готский, 1983).

Поскольку нарушением интеллекта возникает вследствие поражения цен­тральной нервной системы (преимущественно коры больших по­лушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного раз­вития плода или в начальный период жизни ребенка, знание осо­бенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы.

1) У многих детей задерживается по­явление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бы­вает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

2) У всех детей с нарушениями интеллекта отсутствует характер­ное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окру­жающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отме­чается безразличие, общая паталогическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.).

3) Не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит.

4) В дальнейшем у детей с нарушениями интеллекта не появля­ется интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или на­ходящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных дейст­вий с игрушками, не возникает новая форма общения — жестовая.

5) Не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это наблюда­ется уже в первом полугодии жизни.

6) Нарушение эмоционального контакта со взрослыми сказыва­ется на характере первых действий с предметами — хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хвата­нием. У детей с нарушениями интеллекта нет активного хвата­ния, не формируются зрительно-двигательная координация и вос­приятие свойств предметов (большие и маленькие предметы нор­мально развивающиеся дети хватают по-разному, в зависимости от формы), а также выделение предметов из ряда других.

7) У этих детей не формируются своевременно предпосылки раз­вития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмо­циональное общение со взрослым и, в частности, доречевые сред­ства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуля­ционного аппарата и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта, в отличие от нормальных, не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Эти про­цессы физиологические, они появляются в самые первые месяцы жизни нормально развивающегося ребенка, протекают, в основ­ном, независимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка.

В целом ребенок с нарушениями интеллекта к раннему возра­сту уже имеет существенные вторичные отклонения в психиче­ском и речевом развитии. Так, к концу первого года жизни, наблюдаются: отставание в развитии прямостояния, не сформи-рованность эмоционального общения со взрослым, отсутствие хватания предметов, отсутствие неудержимого стремления по­знать окружающий мир, а также не сформированность зритель­но-двигательной координации.

Развивающее воздействие взрослого, во многих случаях, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Сензитивный период формирования многих физических воз­можностей и психических процессов упущен.

Может ли ребенок с нарушениями интеллекта первого года жизни развиваться иначе? Безусловно. Известный отечествен­ный физиолог И.П.Павлов говорил, что главнейшее, сильней­шее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности — это чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности: ничто в ней не остает­ся неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть до­стигнуто, измениться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Ведущий вид д-ти:

1 год – манипулятивная д-ть

2 год – предметная д-ть (Возникает), а к 3-му – становится ведущей

3г. – предметная, к концу – игровая, рисование, зачатки трудовой д-ти

Важнейшие новообразования:

ü овладение ходьбой (прямохождением), - начало 2 года

ü раз­витие предметной деятельности

ü развитие речи.

1). Овладение ходьбой (прямохождением)

Норма: Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее пси­хическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — этап ознакомления с окружающим предмет­ным миром. Получив относительную независимость от взросло­го, ребенок осваивает «дальнее» пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, которые раньше остава­лись для него недоступными. Он познает на практике направле­ние и отдаленность в пространстве, свойства многих предметов. В результате начинается бурное развитие предметных действий.

Не всякое действие ребенка с предметом — предметное дей­ствие. Предметным действием называется только такое действие, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребенок берет в руки ложку и стучит ей по столу, это не предметное действие, а манипуляция с предметом, так как функция ложки — другая; предметным, дей­ствие будет тогда, когда ребенок использует ложку для еды.

Нарушение интеллекта: Задержка овладение ходьбой на длительный срок, иног­да до конца раннего возраста. Кроме этого, их движения, как правило, качественно отличаются от движений детей с нормаль­ным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. У многих из них с овладением ходьбой появляется «полевое поведение», которое можно принять за интерес к окру­жающему предметному миру: дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же оставляют эти предметы, не прояв­ляя интереса ни к их свойствам, ни к назначению. Многие из них бросают и те предметы, которые взрослый вкладывает им в руки.

2). Развитие предметной деятельности.

Норма: На основе овладения пред­метными действиями у детей в норме на втором году жизни воз­никает, а на третьем становится ведущей предметная деятельность. Как и всякая ведущая деятельность, она способствует психиче­скому развитию ребенка в целом — развитию моторики, воспри­ятия, мышления, речи.

Не все предметные действия одинаково влияют на развитие ребенка. Наибольшее влияние на развитие восприятия и мыш­ления, а затем и речи ребенка оказывают так называемые соот­носящие и орудийные действия.

Соотносящие действия — такие действия с предметами, в ко­торых ребенок должен привести один предмет в соответствие с другим или одну часть предмета в соответствие с другой, опира­ясь на какие-либо признаки, свойства предметов. Например, что­бы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по вели­чине и по форме. При этом развиваются восприятие и мышле­ние. На таком принципе соотносящих действий основаны все известные нам дидактические игрушки.

Орудийные действия — это действия, в процессе которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие пред­меты. Орудия позволяют выполнять такие действия, преобразо­вания, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, ка­рандаш, сачок, молоток, топор, нож, ножницы, иголка и т.п.). При использовании орудия действия руки ребенка подчиняются логике его применения, в самом устройстве которого зафикси­рован общественно выработанный способ его употребления. Ес­ли свойства предметов, с которыми ребенок манипулирует или совершает соотносящие действия, он познает на личном опыте, то способ употребления орудий должен быть усвоен от взрослого. Овладение орудийными действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка, приобщения его к жизни в социальной среде.

В период становления предметной деятельности у нормально развивающихся детей наблюдается не только интерес к внешне­му виду каждого предмета, но и желание выяснить его назначе­ние и способ употребления (ориентировка типа «Что этим можно делать?»). Поэтому дети этого возраста начинают длительно манипулировать с каждым предметом, который попадает им в руки. У них возникает на этой почве интерес к названиям самих предметов и действий, которые можно с ними производить.

Нарушение интеллекта: предмет­ная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявля­ют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?», но и более простой ориентировки типа «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предмета­ми, иногда напоминающие специфическое его использование, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначения предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями.

Неадекватными действиями - это действия, кото­рые противоречат логике употребления предмета, вступают в кон­фликт с ролью предмета в предметном мире. Например, когда ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т.п. — значит, он совершает неадекватные действия. В данном случае отсутствует познавательно-ориентировочная деятельность и эти действия не способствуют развитию ребенка.

Наличие неадекватных действий — характерная черта ребен­ка с нарушениями интеллекта.

Их действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с мунипуляциями более маленьких детей в нор­ме, но перемежаются неадекватными действиями, которые не характерны при нормальном развитии. Например, Витя Е., 2 го­да 10 мес, нагромождает кубики друг на друга, говоря при этом, что «строит гараж». Громоздит до тех пор пока кубики не пада­ют. Равнодушно глядя на упавшие кубики, Витя берет один из них и начинает заталкивать себе в рот.

Рассмотрим этот пример. Здесь создается впечатление целе­направленной деятельности: ребенок при виде кубиков — спе­цифически строительного материала — говорит, что «строит га­раж». Следовательно, кубики были в его опыте — родители стро­или с ним гараж. Мальчик запомнил фразу, но за ней нет ника­кого подлинного содержания, гараж ему на самом деле не ну­жен, и он не представляет себе, что такое гараж. Он громоздит кубики друг на друга без смысла. Более того, у ребенка нет ника-

кой направленной деятельности, он не стремится получить ре­зультат, поэтому совершенно равнодушен к тому, что кубики па­дают. Наконец, вслед за этими вроде бы осознанными действи­ями следует попытка засунуть кубик в рот.

Таким образом, отсутствие целенаправленной деятельно­сти, вербальное (словесное) обозначение цели при отсутствии ее достижения, равнодушие к результату своего труда, неа­декватные действия все это черты, характерные для деятель­ности ребенка раннего возраста с нарушениями интеллекта. Есть среди них дети, у которых нет даже видимости целенап­равленной деятельности — они сбрасывают игрушки на пол по одной или все сразу, не понимая цели задания. Это, в ос­новном, дети, с которыми не проводилось коррекционное обу­чение. Такое состояние действий с предметами не позволяет говорить даже о тенденции к развитию подлинной предмет­ной деятельности, тем более о том, что она (деятельность) может в ближайшем будущем стать ведущей.

Не формируются самостоятельно и другие виды детской дея­тельности — игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу третьего года жизни.

В тоже время у некоторых детей с нарушениями интеллекта появляются желания «сотрудничать» со взрослым, выполнять его требования, а также Попытки подражания, которые в дальней­шем могут стать основной для возникновения более осмыслен­ных действий с предметами.

3). Развитие речи и общения.

Норма: У нормально развивающегося ре­бенка раннего возраста особенно интенсивно развивается речь. Если к концу первого года жизни ребенок приходит почти без речи, лишь с предпосылками ее развития, имея в словаре от 1 до 16 лепетных слов, то к трем годам его словарь начинает насчи­тывать более 400 слов. В его речи присутствуют сначала одно­словные предложения («каса» — каша, что означает хочу каши или покорми меня кашей). Чуть позже однословная фраза заменя­ется двусловной («на Сашу», т.е. возьми меня на руки). К трем годам появляются и многословные предложения, часто еще не оформленные грамматически.

Одновременно идут два процесса: совершенствуется понима­ние речи взрослого, т.е. развивается пассивная речь, и формиру­ется собственная, активная речь ребенка..
Категория: Заботливым родителям | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 2166 | Комментарии: 1 | Теги: РЕБЕНКА, развитие, нарушением, раннее, интеллекта | Рейтинг: 1.2/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
18 Апр 2024
21:01


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz