Педагогические сетевые сообщества – эффективная форма профессионального саморазвития
Статьей 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ дошкольному образованию присвоен статус самостоятельного уровня общего образования.
Модернизация дошкольного образования позволила не только признать его значимость в развитии ребенка, но и повысить требования к качеству образовательных услуг. Существенную роль в этом сыграло появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
Современные ФГОС ДО продемонстрировали принципиально новый взгляд на детство и развитие ребенка, которое сегодня уже не сводится исключительно к оценке и подготовке к школе, но является важным этапом социализации, индивидуализации и саморазвитии ребенка. В новой системе координат дошкольного образования процесс взаимодействия с детьми педагога предполагает его умение создать условия для формирования у ребенка познавательного интереса в игровой форме.
В этой связи претерпели трансформацию и основные задачи, стоящие перед педагогом дошкольной образовательной организации, теперь они требуют создания условий для всестороннего и гармоничного развития ребенка и умения отвечать запросам потребителей образовательных услуг (дошкольников и их родителей).
Существенное влияние на требования к профессиональному уровню педагога, на которого возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми, оказали основные принципы реализации ФГОС ДО (ст.1; п.1.2): «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; Уважение личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». Таким образом, вышеперечисленные принципы позволяют сделать вывод, что рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги, способные самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять свои должностные обязанности. В данных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности, повышению квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию педагогов.
Условия современного образования окрашены необходимостью активного включения педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми.
Обеспечение стабильно высокого уровня профессиональной компетентности современного педагога возможно при условии получения непрерывного образования. Таким образом, формальная принадлежность к профессии уступает место профессиональной компетентности, процесс формирования которой продолжается на протяжении всей профессиональной жизни педагога.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден профессиональный стандарт педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, включающий: 1. Необходимые умения педагога дошкольной образовательной организации: «Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства; Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации; Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения; Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста»; 2. Необходимые знания педагога дошкольной образовательной организации: «Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания; Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; Современные тенденции развития дошкольного образования». Высокие требования, предъявляемые ФГОС к современному педагогу и к уровню реализации основных образовательных программ дошкольного образования, предусматривают и участие государства в создании условий для: «профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми». Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих подготовку, профессиональный рост и развитие педагогов для соответствия их профессиональной деятельности высоким педагогическим стандартам, поддержанной на уровне государства, является создание и развитие профессиональных сетевых педагогических сообществ. Профессиональное сетевое сообщество – это специализированный интернет-ресурс, обеспечивающий интеграцию и взаимодействие его участников, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности. Участие в профессиональных сетевых педагогических объединениях позволяет педагогам из разных стран общаться друг с другом, обмениваться опытом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень благодаря: обучению и приобретению новых знаний, умений и компетенций; получению самой современной информации по интересующей теме; доступу к методической базе разработок; общению с коллегами на различных форумах; получению квалифицированных консультаций и советов экспертов; участию в работе профессиональных сообществ; публикациям своих материалов; участию в обсуждении опубликованных материалов; участию в профессиональных конкурсах и др. Основными задачами работы профессионального сетевого сообщества являются: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; обмен опытом учения-обучения; распространение успешных педагогических практик; поддержка новых образовательных инициатив. Профессиональное сетевое сообщество создает условия не только для открытого, бесплатного и свободного использования электронных ресурсов, наблюдения за деятельностью участников сообщества для освоения новых информационных концепций, знаний и навыков, но и дает возможность самостоятельно создавать сетевые проекты. Важнейшим преимуществом работы профессиональных сетевых сообществ является многообразие форм взаимодействия участников, включающих: дистанционное обучение; обучающий семинар; виртуальную конференцию; конкурс; проект; акцию; виртуальную вечеринку; мастер-класс; опрос; обсуждение в чате; фестиваль проектов; телеконференцию; проектировочный семинар; создание веб-страниц и т.д. Таким образом, сетевое взаимодействие участников профессионального педагогического сообщества, обеспечивая доступность информационных, инновационных, методических, кадровых тематических ресурсов, а также диалог между субъектами сетевого взаимодействия и обмен опытом позволяет участникам самостоятельно приобретать новые знания и умения для использования их в практической деятельности.
Профессиональные сетевые сообщества направлены на реализацию одной из важнейших задач государственной образовательной политики Российской Федерации: обеспечение непрерывного образования граждан на протяжении всей жизни (согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.). Достижение этой задачи осуществляется за счет создания оптимальных условий для получения непрерывного образования –формального, неформального и информального в дистанционном формате. Непрерывное образование – это багаж знаний, которые человек получает, пополняет и расширяет на протяжении всей жизни («век живи – век учись»).
Формальное образование предполагает обучение в образовательных организациях (школа, колледж, университет и др.), которое регламентируется утвержденными образовательными программами, стандартами, временными рамками и подтверждается документом об образовании, выдаваемым при завершении обучения.
Неформальное образование предполагает обучение, результаты которого не сопровождаются выдачей документа о получении образования (диплома, сертификата), поскольку является дополнением или альтернативой формального образования. Неформальное образование продолжается в течение всей жизни человека и не зависит от возраста и уровня образования индивида. К неформальному образованию можно отнести: образование, получаемое в образовательных или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, в ходе тренингов, обучения на рабочем месте, инструктажей и в рамках других форм целенаправленного обучения вне формальной системы образования, а также самообучение.
К информальному обучению относят индивидуальную познавательную деятельность человека, связанную с его повседневной жизнью: семьей, работой, увлечениями. Такое образование никак не связано со стандартным образованием в рамках какой-то определенной образовательной схемы, оно носит спонтанный характер, не требует руководства со стороны преподавателя и является отражением уникальности человека. Сходство информального и неформального образований заключается в свободной форме познания окружающего мира, являющегося необходимым условием внутреннего роста и самосовершенствования индивида.
Многофакторность и разнообразие информационного обмена, свойственное работе профессионального сетевого сообщества, позволяют расширить границы традиционных взглядов на образовательный процесс и обеспечивают возможность получения как формального, так и неформального образования: неформальное образование осуществляется за счет открытого информационного обмена, информирования (события, новости, тематические статьи, материалы, наработки, программы обучения и пр.); формальное образование предполагает сетевую форму реализации образовательных программ (дистанционные курсы повышения квалификации, вебинары, конференции в режиме он-лайн). Таким образом, активное внедрение профессиональных сетевых педагогических сообществ дошкольного образования в субъектах Российской Федерации позволит сформировать единое образовательно-информационное пространство, отвечающее требованиям обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов, воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организаций.
Примерами работы профессиональных педагогических сетевых сообществ в сфере дошкольного образования Российской Федерации являются: «Дошкольное воспитание и образование» http://it-n.ru//communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com; "Все для детского сада" http://www.moi-detsad.ru; «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» http://doshvozrast.ru; «Дошколёнок.ру» http://dohcolonoc.ru; Международный образовательный портал MAAM.RU http://www.maam.ru; «Детский сад» http://detskiy-sad.com; «Воспитатель» http://detsadd.narod.ru; «Воспитателям.ру» http://vospitateljam.ru; Сетевое сообщество педагогов дошкольного образования Камчатского края «КолобОК» http://www.openclass.ru/node/185026; Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=145; Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru; Сообщество педагогов дошкольного образования «Пчелка» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Сообщество_педагогов_дошкольного_образования/Наша_пчёлка; Сетевое педагогическое сообщество «Дошкольное образование» http://www.openclass.ru/communities/24346. Данный перечень не исчерпывает всех профессиональных педагогических Интернет-сообществ, но демонстрирует многообразие по масштабу и охвату территории: от мировых и общероссийских, в состав которых входят и сообщества региональных уровней, до профессиональных сообществ субъектов Российской Федерации. Основными проблемами, стоящими на пути развития и распространения профессиональных педагогических сетевых сообществ в субъектах Российской Федерации, является формирование готовности педагогов к условиям сетевого взаимодействия. В том числе: разработка и реализация механизмов мотивации педагогов ДОО к участию в образовательной сетевой деятельности; формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОО. Одним из возможных решений вопроса мотивации педагогов дошкольного образования в участии в деятельности профессионального сетевого сообщества является присвоение сертификата участника сетевого профессионального сообщества педагогов, дающего дополнительные бонусы и преимущественное право получения определенного статуса своему владельцу в образовательных кругах. Так, на сайтах профессиональных сетевых педагогических сообществ «Все для детского сада», «Воспитатель» участники могут разместить авторские материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио.
Решение проблем формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагога дошкольного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров. А также создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в воспитательно-образовательный процесс.
Из всего вышесказанного следует, что профессиональные сетевые педагогические сообщества, в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, обеспечивают непрерывный характер профессионального развития педагогических кадров. Они интегрируют формальное, неформальное и информальное образование с целью создания оптимальных условий для повышения профессионального уровня педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций, которые необходимы для эффективного внедрения ФГОС.