Пятница, 18 Авг 2017, 11:34
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Статьи для каждого [815]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51437


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Все о вебинарах » Статьи для каждого

Педагогические сетевые сообщества – эффективная форма профессионального саморазвития
Статьей 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ дошкольному образованию присвоен статус самостоятельного уровня общего образования.

Модернизация дошкольного образования позволила не только признать его значимость в развитии ребенка, но и повысить требования к качеству образовательных услуг. Существенную роль в этом сыграло появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

Современные ФГОС ДО продемонстрировали принципиально новый взгляд на детство и развитие ребенка, которое сегодня уже не сводится исключительно к оценке и подготовке к школе, но является важным этапом социализации, индивидуализации и саморазвитии ребенка. В новой системе координат дошкольного образования процесс взаимодействия с детьми педагога предполагает его умение создать условия для формирования у ребенка познавательного интереса в игровой форме.

В этой связи претерпели трансформацию и основные задачи, стоящие перед педагогом дошкольной образовательной организации, теперь они требуют создания условий для всестороннего и гармоничного развития ребенка и умения отвечать запросам потребителей образовательных услуг (дошкольников и их родителей).

Существенное влияние на требования к профессиональному уровню педагога, на которого возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми, оказали основные принципы реализации ФГОС ДО (ст.1; п.1.2):
«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
Уважение личности ребенка;
Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Таким образом, вышеперечисленные принципы позволяют сделать вывод, что рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги, способные самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять свои должностные обязанности.
В данных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности, повышению квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию педагогов.

Условия современного образования окрашены необходимостью активного включения педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми.

Обеспечение стабильно высокого уровня профессиональной компетентности современного педагога возможно при условии получения непрерывного образования. Таким образом, формальная принадлежность к профессии уступает место профессиональной компетентности, процесс формирования которой продолжается на протяжении всей профессиональной жизни педагога.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден профессиональный стандарт педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, включающий:
1. Необходимые умения педагога дошкольной образовательной организации:
«Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста»;
2. Необходимые знания педагога дошкольной образовательной организации:
«Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
Современные тенденции развития дошкольного образования».
Высокие требования, предъявляемые ФГОС к современному педагогу и к уровню реализации основных образовательных программ дошкольного образования, предусматривают и участие государства в создании условий для:
«профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми».
Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих подготовку, профессиональный рост и развитие педагогов для соответствия их профессиональной деятельности высоким педагогическим стандартам, поддержанной на уровне государства, является создание и развитие профессиональных сетевых педагогических сообществ.
Профессиональное сетевое сообщество – это специализированный интернет-ресурс, обеспечивающий интеграцию и взаимодействие его участников, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности.
Участие в профессиональных сетевых педагогических объединениях позволяет педагогам из разных стран общаться друг с другом, обмениваться опытом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень благодаря:
обучению и приобретению новых знаний, умений и компетенций;
получению самой современной информации по интересующей теме;
доступу к методической базе разработок;
общению с коллегами на различных форумах;
получению квалифицированных консультаций и советов экспертов;
участию в работе профессиональных сообществ;
публикациям своих материалов;
участию в обсуждении опубликованных материалов;
участию в профессиональных конкурсах и др.
Основными задачами работы профессионального сетевого сообщества являются:
создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
обмен опытом учения-обучения;
распространение успешных педагогических практик;
поддержка новых образовательных инициатив.
Профессиональное сетевое сообщество создает условия не только для открытого, бесплатного и свободного использования электронных ресурсов, наблюдения за деятельностью участников сообщества для освоения новых информационных концепций, знаний и навыков, но и дает возможность самостоятельно создавать сетевые проекты.
Важнейшим преимуществом работы профессиональных сетевых сообществ является многообразие форм взаимодействия участников, включающих:
дистанционное обучение;
обучающий семинар;
виртуальную конференцию;
конкурс;
проект;
акцию;
виртуальную вечеринку;
мастер-класс;
опрос;
обсуждение в чате;
фестиваль проектов;
телеконференцию;
проектировочный семинар;
создание веб-страниц и т.д.
Таким образом, сетевое взаимодействие участников профессионального педагогического сообщества, обеспечивая доступность информационных, инновационных, методических, кадровых тематических ресурсов, а также диалог между субъектами сетевого взаимодействия и обмен опытом позволяет участникам самостоятельно приобретать новые знания и умения для использования их в практической деятельности.

Профессиональные сетевые сообщества направлены на реализацию одной из важнейших задач государственной образовательной политики Российской Федерации: обеспечение непрерывного образования граждан на протяжении всей жизни (согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.). Достижение этой задачи осуществляется за счет создания оптимальных условий для получения непрерывного образования –формального, неформального и информального в дистанционном формате.
Непрерывное образование – это багаж знаний, которые человек получает, пополняет и расширяет на протяжении всей жизни («век живи – век учись»).

Формальное образование предполагает обучение в образовательных организациях (школа, колледж, университет и др.), которое регламентируется утвержденными образовательными программами, стандартами, временными рамками и подтверждается документом об образовании, выдаваемым при завершении обучения.

Неформальное образование предполагает обучение, результаты которого не сопровождаются выдачей документа о получении образования (диплома, сертификата), поскольку является дополнением или альтернативой формального образования. Неформальное образование продолжается в течение всей жизни человека и не зависит от возраста и уровня образования индивида. К неформальному образованию можно отнести: образование, получаемое в образовательных или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, в ходе тренингов, обучения на рабочем месте, инструктажей и в рамках других форм целенаправленного обучения вне формальной системы образования, а также самообучение.

К информальному обучению относят индивидуальную познавательную деятельность человека, связанную с его повседневной жизнью: семьей, работой, увлечениями. Такое образование никак не связано со стандартным образованием в рамках какой-то определенной образовательной схемы, оно носит спонтанный характер, не требует руководства со стороны преподавателя и является отражением уникальности человека.
Сходство информального и неформального образований заключается в свободной форме познания окружающего мира, являющегося необходимым условием внутреннего роста и самосовершенствования индивида.

Многофакторность и разнообразие информационного обмена, свойственное работе профессионального сетевого сообщества, позволяют расширить границы традиционных взглядов на образовательный процесс и обеспечивают возможность получения как формального, так и неформального образования:
неформальное образование осуществляется за счет открытого информационного обмена, информирования (события, новости, тематические статьи, материалы, наработки, программы обучения и пр.);
формальное образование предполагает сетевую форму реализации образовательных программ (дистанционные курсы повышения квалификации, вебинары, конференции в режиме он-лайн).
Таким образом, активное внедрение профессиональных сетевых педагогических сообществ дошкольного образования в субъектах Российской Федерации позволит сформировать единое образовательно-информационное пространство, отвечающее требованиям обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов, воспитателей и руководителей дошкольных образовательных организаций.

Примерами работы профессиональных педагогических сетевых сообществ в сфере дошкольного образования Российской Федерации являются:
«Дошкольное воспитание и образование» http://it-n.ru//communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com;
"Все для детского сада" http://www.moi-detsad.ru;
«Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» http://doshvozrast.ru;
«Дошколёнок.ру» http://dohcolonoc.ru;
Международный образовательный портал MAAM.RU http://www.maam.ru;
«Детский сад» http://detskiy-sad.com;
«Воспитатель» http://detsadd.narod.ru;
«Воспитателям.ру» http://vospitateljam.ru;
Сетевое сообщество педагогов дошкольного образования Камчатского края «КолобОК» http://www.openclass.ru/node/185026;
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=145;
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru;
Сообщество педагогов дошкольного образования «Пчелка» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=Сообщество_педагогов_дошкольного_образования/Наша_пчёлка;
Сетевое педагогическое сообщество «Дошкольное образование» http://www.openclass.ru/communities/24346.
Данный перечень не исчерпывает всех профессиональных педагогических Интернет-сообществ, но демонстрирует многообразие по масштабу и охвату территории: от мировых и общероссийских, в состав которых входят и сообщества региональных уровней, до профессиональных сообществ субъектов Российской Федерации.
Основными проблемами, стоящими на пути развития и распространения профессиональных педагогических сетевых сообществ в субъектах Российской Федерации, является формирование готовности педагогов к условиям сетевого взаимодействия. В том числе:
разработка и реализация механизмов мотивации педагогов ДОО к участию в образовательной сетевой деятельности;
формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОО.
Одним из возможных решений вопроса мотивации педагогов дошкольного образования в участии в деятельности профессионального сетевого сообщества является присвоение сертификата участника сетевого профессионального сообщества педагогов, дающего дополнительные бонусы и преимущественное право получения определенного статуса своему владельцу в образовательных кругах. Так, на сайтах профессиональных сетевых педагогических сообществ «Все для детского сада», «Воспитатель» участники могут разместить авторские материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио.

Решение проблем формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагога дошкольного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров. А также создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в воспитательно-образовательный процесс.

Из всего вышесказанного следует, что профессиональные сетевые педагогические сообщества, в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, обеспечивают непрерывный характер профессионального развития педагогических кадров. Они интегрируют формальное, неформальное и информальное образование с целью создания оптимальных условий для повышения профессионального уровня педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций, которые необходимы для эффективного внедрения ФГОС.
Категория: Статьи для каждого | Добавил: katyapetrova (03 Ноя 2015)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/ 0 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
18 Авг 2017
11:34


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Детство Л.Н. Толстого
Диктанты 2 класс
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Образ Павлуши в рассказе Тургенева «Бежин луг» - с...
Сочинение "Про маму"
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz