Четверг, 25 Апр 2024, 01:48
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Философия

Проблема личности в философии.
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности является одной из фундаментальных
проблем философской антропологии. Вопросы, рассматривающиеся в рамках данной темы, в той или иной мере затрагивают каждого человека: что такое человеческое «Я»; является ли личность врожденной характеристикой или она
формируется в процессе развития индивида; когда происходит «рождение личности» в человеческом обществе; можно
ли объективно познать самого себя и как развивается самосознание личности; каковы ее основные характеристики и
можно ли создать теоретическую модель структуры личности; какова диалектика личности и общества; чем определяется степень свободы и мера человеческой ответственности?
Ответы на данные вопросы на уровне обыденного сознания
существенно отличаются от научного подхода к проблеме
личности. В практике повседневного общения понятие «личность» используется неоднозначно. Наиболее часто оно характеризует либо отдельного человека, индивида, либо человеческую индивидуальность. Своими корнями этот термин
восходит к слову «личина», т. е. маска, которую надевал
древнегреческий актер. Позднее им стали именовать самого
актера или его роль.
Теоретически загадкой человеческого «Я» занимается множество областей знания: философия, социология, психология, физиология, медицина, педагогика. Чрезвычайная сложность и многогранность личности как объекта исследования
породила не только целый «букет» наук о человеке, но и
многообразие подходов к проблеме в сфере философского знания. В истории философии можно обнаружить самое разное
понимание личности: как сознания и самосознания человека, его души, индивидуальности, воплощения субъективности, микрокосма, совокупности социальных ролей, субъекта деятельности, «единицы» в системе общественных отношений и т. д. Наблюдается и терминологическое разнообразие.
При характеристике человека наряду с термином «личность»
используются и такие абстракции, как «индивид», «Я», «эго»,
«самость», «индивидуальность», «душа», зачастую в тождественном понятию личности значении. Все многообразие
философских подходов к данной проблеме можно сгруппировать в четыре основных трактовки личности, которые условно обозначаются как антропологическая, социологическая, экзистенциально-психологическая и религиозно-персоналистическая. Названные подходы отражают ведущие тенденции в интерпретации человеческой личности, но не являются жесткой классификацией, так как многие философские
системы сочетают в себе несколько перечисленных позиций.
Антропологический подход представляет собой сведение
понятия личности к индивиду – отдельному представителю
человеческого рода Homo sapiens. В истории философии данная трактовка связана с именем Л. Фейербаха, который в
работе «Основы философии будущего» (1843 г.) утверждал,
что человек есть прежде всего часть природы, т. е. существо
биологическое, и свойства его неизменны. Поэтому сущность
человека не есть его самосознание, как считал Гегель. Фейербах игнорировал также связь личности с социальной средой, абсолютизируя в человеке его родовую сущность, «немую всеобщность» (Маркс). В современной философии в чистом виде взгляд на человеческую личность с позиций абстрактного антропологизма встречается крайне редко.
Социологический подход акцентирует внимание на социальной обусловленности личности, характеризуя ее как продукт и объект общественных отношений и при этом зачастую противопоставляя социальную и психологическую характеристики человеческого «Я». Полемизируя с Фейербахом, К. Маркс определил сущность человека как «совокупность всех общественных отношений» [6. С. 3]. Марксистская социология и философия и сегодня рассматривают человеческую личность прежде всего в контексте ее поведения в
обществе, исполнения ею ряда социальных ролей. К этому же подходу можно отнести и социологическую школу Э. Дюркгейма, сформировавшуюся во Франции в конце Х1Х в. Представители данного направления в своих трудах исходили из
принципа социальной детерминации человеческой психики.
Например, сам Дюркгейм в работе «Самоубийство» (1897 г.)
стремился показать зависимость поведения отдельно взятой
личности от коллектива даже в таком сугубо индивидуальном феномене, как факт лишения себя жизни.
Экзистенциально-психологический подход абсолютизирует уникальность и неповторимость психического мира каждого человека, его сознание и самосознание, отождествляя
понятия личности и индивидуальности. Личность выступает
здесь как совершенно самостоятельная духовная целостность,
рассматриваемая безотносительно к ее общественному статусу и социальным функциям. Э. Фромм выразил данную
позицию в работе «Человек для самого себя» следующим
образом: «Под личностью я понимаю целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным» [14. С. 53]. Наиболее ярко и выразительно идея уникальности человеческого «Я» отражена
в трудах экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс,
Ж. П. Сартр, А. Камю). Признавая важнейшей характеристикой «самости» свободу, философы существования выступили против «овеществления», объективации человека в
мире, создающих «неподлинность» его бытия: поступая «как
все», он растворяется в толпе, утрачивает свою индивидуальность.
Религиозно-персоналистический подход есть понимание личности как центрального онтологического элемента
мира, основного бытия («субстанциального деятеля»). Все
остальное: и отвлеченные идеи, и реальные процессы –
есть «нечто производное от активности потенциально-личных и действительно-личных деятелей» [5. С. 284]. По
мнению Н. А. Бердяева, личность нельзя мыслить ни биологически, ни психологически, ни социологически. Личность духовна и предполагает существование сверхличных
ценностей, духовного мира, т. е. Бога. Поэтому личность
стоит выше государства, нации, человеческого рода или
природы. «Личность создана Божьей идеей и свободой человека», – писал философ в работе «О назначении человека» [1. С. 63]. Это понятие аксиологическое, оценочное, т. е.
можно говорить, что один индивидуум есть личность, а
другой – нет. Представители западноевропейского персонализма уделяли большое внимание вопросу развития личностного начала в человеке, его нравственного воспитания, рассматривали личность как главную «заботу» человеческой цивилизации.
Каждый из перечисленных подходов абсолютизирует какую-либо одну сторону проблемы личности и, следовательно, ограничен, но одновременно по-своему правомерен. В связи
с этим при характеристике понятия личности целесообразно
совместить некоторые из них (например, социологический и
психологический подходы) и рассмотреть личность как единство сознания и поведения каждого конкретного человека,
включающее в себя индивидуально-неповторимые, социально-специфические и общечеловеческие характеристики.
«Человек» – понятие, характеризующее биологический вид
Homo sapiens, в целом, с точки зрения его необходимых и
существенных свойств в отличие от других биологических
видов (наличие сложно организованного мозга, общественный образ жизни, способность к творческой деятельности,
функционирование сознания, самосознания и членораздельной речи); термин «индивид» обозначает конкретного представителя человеческого рода; «личность» – это свойство индивида, приобретаемое им в процессе его взаимодействия с
социальной средой и человеческой культурой. Как замечал
академик А. Н. Леонтьев, индивид рождается, а личность
формируется, т. е. личность – продукт более позднего развития, причем и в онтогенетическом, и в филогенетическом
отношении [см. 4. С. 93]. После появления на свет индивид
приобретает разнообразные навыки практической деятельности, знания и убеждения, ценностные ориентации, умение общаться и критически оценивать самого себя, включается
в общественные отношения, приспосабливается к многообразным социальным функциям и т. д. Иными словами, у
индивида формируется «общественное лицо». Личность – это
социально-психологическая характеристика человека, отражающая особенности его сознания и характер его деятельности. Психологическое и социальное в человеке неразрывны: с одной стороны, поведение, как правило, носит осознанный характер, с другой – сознание социально обусловлено и
само является особого рода деятельностью.
Процесс интеграции индивида в общество, вхождения в социальную среду, в результате которого им приобретаются различные социальные роли и функции, усваиваются элементы
культуры, нормы и ценности, называется социализацией индивида. Фактически это есть процесс формирования личности.
Социализацию человека можно рассматривать в широком
и узком смысле слова. В первом случае речь идет о становлении человека в филогенетическом аспекте, т. е. в ходе его
исторического развития, всего процесса «очеловечения человека», во втором – о формировании каждой отдельной личности. Эти процессы взаимосвязаны между собой, поэтому
изучение исторического развития человечества, имеющее огромное самостоятельное значение, важно и для понимания
процесса социализации индивида. В теории социализации (в
узком смысле), которая начала разрабатываться в отечественной философской и социально-психологической литературе
в 70-е годы нынешнего столетия, выделяют следующие аспекты проблемы:
содержание процесса социализации: что такое социализация индивида, каковы ее важнейшие составляющие;
этапы социализации: последовательность, стадиальность
и временные рамки данного процесса;
механизмы и факторы социализации: как и под воздействием чего формируется личность.
С точки зрения содержания, процесс овладения индивидом всем многообразием социального опыта можно свести к
следующим моментам: социальное познание: освоение предметной культуры человечества, навыков практической деятельности, приобретение профессии;
социальное общение: овладение способами межличностного
общения, приспособление к ролевым функциям, поиск своего места в социуме;
духовное становление: гармоничное развитие всех способностей личности, формирование системы ценностей, жизненных установок.
Одним из существенных аспектов теории личности является вопрос о последовательности и стадиальности процесса социализации, возможности установления его временных рамок. Наиболее распространенной является точка зрения, что процесс социализации нельзя ограничить какимлибо возрастом, ибо с социальной средой человек взаимодействует на протяжении всей своей жизни и, следовательно, в
той или иной мере испытывает на себе ее влияние. Что касается этапов социализации, то большинство исследователей
подчеркивают последовательность данного процесса, но понимают ее по-разному. Некоторые авторы выделяют три этапа формирования личности: освоение системы социальных
отношений и норм, установление межличностных связей,
духовное обогащение [см. 9. С. 169–170]. Другие, также говоря о трех периодах социализации, формулируют их несколько иначе: усвоение правил социального поведения, нахождение
своего места в социальной реальности, активное и творческое взаимодействие с социальным миром [см. 8. С. 205]
Однако попытки выстроить временную последовательность
социализации индивида выглядят искусственно. Все перечисленные аспекты являются не ступенями процесса социализации, а показывают ее важнейшие содержательные компоненты, формирование которых происходит более или менее
одновременно и представляет собой единый процесс становления личности как социальной единицы, субъекта общественной деятельности.
Социализация осуществляется под воздействием общества
в соответствии с нормами и эталонами, заданными человеку извне. Факторами социализации, под влиянием которых
осуществляется названный процесс, выступают различные
социальные институты: семья, система образования, государство, армия, различные общественные организации, формальные и неформальные группы, средства массовой информации. К механизмам социализации можно отнести соци-
альную адаптацию, т. е. приспособление человека к внешним условиям его жизнедеятельности, и интериоризацию
– включение социальных норм, ценностей, эталонов человеческого поведения во внутренний мир личности. И в том и в
другом случае работает множество психологических механизмов, осуществляющих процесс овладения социальным
опытом: подражание, убеждение, заражение, обучение, идентификация, мода, внушение, лидерство и т. п.
Подчеркивая социальную обусловленность личности, следует отметить, что в процессе социализации индивид не является лишь пассивным объектом внешнего воздействия.
Человек активен и относительно автономен, иными словами
личность не растворяется в общественной среде, а существует в ней как самостоятельная единица. Характер включения
социальных норм во внутренний мир человека (какие ценности культуры усваиваются или отвергаются, как и какие социальные роли и функции выполняются, какая выбирается
профессия, каким образом и с кем осуществляется общение)
зависит не только от социальной среды и генетически унаследованных особенностей индивида, т. е. внешних и внутренних обстоятельств, в равной мере не подвластных желаниям индивида. В значительной мере формирование личности определяется свободным и сознательным выбором того
или иного варианта поведения, системы ценностей, стиля общения, что позволяет говорить о самодетерминации и, следовательно, ответственности личности. Таким образом,
личность связана с обществом противоречивым взаимоотношением обусловленности и автономности, она есть и объект,
и субъект социального взаимодействия.
Поэтому как известная марксистская формула «Человек – это то, что из него
делает общество», так и экзистенциалистское положение «Человек – это то, что он делает из себя сам», представляются односторонними. Фактически одновременно осуществляется два взаимосвязанных процесса – социализации и индивидуализации. Наряду с формированием «социального
лица» индивида, происходит процесс обособления человека,
развития у него индивидуально-личностных начал.
Индивидуальность – свойство личности, характеризующее то специфическое, что отличает одного человека от другого, включая как биологические, так и социально-психологические особенности, унаследованные или приобретенные.
Это своеобразный комплекс способностей и жизненных установок человека. Индивидуальность является общеисторическим свойством личности. Рост индивидуальной вариативности психики и поведения является объективной филогенетической тенденцией. Уже в ходе эволюции биосферы возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Чем
выше уровень организации живого существа, тем сложнее
его жизнедеятельность и сильнее различаются особи одного
и того же вида. У человека индивидуально-природные различия дополняются социальными, а затем и индивидуальноличностными различиями. Другими словами, исторически
человек сначала выступает как особь, затем – как соци-
альный индивид и, наконец, как личность [см. 3. С. 38–39].
В онтогенетическом плане он в определенной мере повторяет эту эволюцию.
Процесс индивидуализации внутренне противоречив. С
одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность вне общества, помимо социокультурной среды, в
этом смысле он не свободен от общества, в котором живет. С
другой – он не сможет развить индивидуальные черты, если
будет слепо приспосабливаться к требованиям культуры, в
таком случае формируется конформист, т. е. человек, подобный другим, лишенный индивидуальности. Противоречие
разрешается, если вспомнить, что личность есть и объект, и
субъект общественных отношений. Именно через многообразные виды социальной деятельности общество детерминирует личность, формирует социально-значимые характеристики человека, а личность проявляет свою неповторимость
и социальную ценность.
Таким образом, личность – это понятие, которое характеризует каждого человека как систему социально-психологических качеств, формирующихся на протяжении всей жизни индивида под воздействием социальной среды и реализуемых в различных видах общественной деятельности. Важнейшими среди этих качеств являются: разумность (сознание и самосознание), индивидуальность, система ценностных
ориентаций и жизненных установок, занимаемые социальные
статусы и выполняемые социальные роли, свобода и относительная самостоятельность по отношению к обществу, ответственность за свои поступки.
Категория: Философия | Добавил: intuicia (23 Мар 2012)
Просмотров: 3015 | Рейтинг: 1.2/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
01:48


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz