Среда, 24 Апр 2024, 17:42
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Понятие коммуникативной компетентности и СПТ
Понятие компетентность в общем смысле рассматривают как знания и опыт в той или иной области Емельянов: К.К. – основанная на знаниях и чувственном опыте, ориентированность человека в ситуациях общения, способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Оно формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность. Компетенция (лат.) – соответствие, соразмерность. К.К. – усвоение этико- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения. Андреева Г.М. (социальная психология). Коммуникативная компетентность – это совок-ть навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Петровская). Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента (по Петровской): Коммуникативно-диагностический – умение проводить анализ и оценку коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Коммуникативно-планирующий – подбор адекватных средств взаимодействия; Коммуникативно-исполнительский – осуществление коммуникации; Коммуникативно-рефлексивный (самоотчет в действиях).

10 ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (К):

I. Включает 5 К., относящихся к человеку как к личности, субъекту деятельности и общения:К. здоровье – сбережение, человек должен обладать знаниями в области сохранения своего здоровья. Должны быть соответствующие привычки и нормы поведения для гармонизации здоровья. Знание опасности: курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, правила личной гигиены, физическая культура, свобода и ответственность в выборе образа жизни. К. ценностно-смысловой ориентации. Ценности бытия, жизни человека, культуры и науки (живопись, литература), собственной страны (история), религии (вера в Бога). К. интеграции (объединения) познания – желание приобщаться к истории. К. гражданственности. Знание и соблюдение прав и обязанностей своей страны, уверенность в себе. К. самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития личностной и предметной рефлексии, овладение культурой русского языка, иностранными языками, профессиональное развитие, понимание смысла жизни.

II. К., относящиеся к социальному взаимодействию человека: К. социального взаимодействия. Воспитание сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другого (независимо от расы, национальности, религии, пола, статуса, роли). Чувство общности, воспитание семьянина. Умение действовать в конфликтах и их погашать. К. в общении (к.к.) Знания и соблюдение традиций ритуала, этикета. Умение общаться вербально (устно, письменно, строить диалог, монолог) и невербального общения (жесты, мимика). Деловая переписка, делопроизводство.

III. К., относящиеся к деятельности человека: К. познавательной деятельности. Формирование умения учиться, постановка и решение задач, создание и решение проблемных ситуаций, формирование культурной и интеллектуальной деятельности. К. деятельности. Человек должен свободно владеть игрой, проявлять себя в учении и труде. Уметь: Способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность. К. информационных технологий. Владение интернет-технологией, умение преобразовывать информацию (читать, конспектировать, анонсировать…). Пользоваться компьютерной грамотностью. Все К. проявляясь в деятельности и поведении становятся личностными качествами и свойствами, т.е. речь идет не только о знаниях, но и способности использовать эти знания (что надо знать и как этим пользоваться). Если человек знает, не пользуется этими знаниями, то он не компетентен (курю, хотя знаю, что это плохо). Каждая К. включает в себя: мотивационный аспект (что мне это дает) и Когнитивный (знания, опыт и выработка саморегуляции). 1. Мотивационный аспект Д.Равен - Готовность к проявлению. 2. Когнитивный аспект - Владение знанием содержания компетентности. 3. Поведенческий аспект - Опыт проявления К. в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (тренинги). 4. Ценностно-смысловой аспект: Отношение к содержанию К. и объекту ее приложения (осознание); Эмоционально-волевая регуляция проявления процесса К. «Коммуникативные барьеры»: Залюбовская Е.В. Причина возникновения коммуникативных барьеров как некоторых психологических препятствий на пути нормального общения людей.

Причина возникновения коммуникативных барьеровНеадекватность мотивации общения; Дефицит операциональных возможностей субъектов вербального / невербального общения (не владеют средствами общения); Особенности индивидуальных свойств партнеров → барьеры черта характера; Особенности ситуации общения (неопределенность). Коммуникативные способности входят в структуру К.К. Васильев Г.С.: Коммуникативная способность – та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В структуре К.С. он выделяет: 1. Гностическую, познавательную способность (знания). 2. Экспрессивную (самовыражение в общении). 3. Интерактивная способность (умение оказать влияние на людей). Компоненты К.С.: 1.Знание о том, как люди с разными индивидуальными особенностями реагируют на типичные жизненные ситуации. 2. Знание как интересы, эмоциональные состояния людей проявляются в непосредственном общении друг с другом (в словах, жестах, мимике). 3. Знание норм и форм поведения речевого этикета и умение ими пользоваться. 4.Знание как сам человек (субъект общения) воспринимается партнерами по общению. 5. Умение понимать людей эмоционально располагать к себе, строить доброжелательные отношения. 6. Умение убеждать людей не ухудшая взаимоотношения с ними. 7. Умение действовать в конфликтных ситуациях. 8. Высказывать какое-либо недовольство, при этом не испортив отношения с людьми. 9. Умение спорить без обид и ругани. 10. Умение правильно выбирать социальные роли для себя в общении. Таким образом, К.К. имеет сложную структуру, включающая в себя: 1. Вербальные/невербальные средства общения. 2.Формы речевого этикета (умение делать комплименты, здороваться).

Социально–психологический тренинг. Емельянов- группа методов раз-тия способ-тей к обучению и овладению любым сложным видам деят-ти. В 1982 г. Петровская ввела понятие СПТ. По Петровской СПТ – один из активных методов обучения, средство воздействия, направленное на развитие знаний, соц.установок, навыков межличностного общения (т.е. развития коммуникативной компетентности). Основная цель социально–психологического тренинга – повышение компетентности в общении. Тренинг (по Макшанову) часто использ-ся сегодня – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Виды тренинга: Личностного роста; Социально-психологические (СПТ). Впервые тренинговые занятия для развития компетентности в общении проводились в США (г.Беттел) учениками К.Левина (Т-группы). В 60-х гг наряду с Т-группами возникают тренинги развития жизненных и социальных умений, опирающиеся на традиции гуманистической психологии Роджерса. В 70-е гг в Лейпцигском университете (Германия) под руководством М.Форверга был разработан метод, названный социально–психологическим тренингом (СПТ). Содержанием СПТ выступали ролевые игры с элементами психодрамы, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Может быть конкретизирована в ряде задач: приобретение знаний в области Ψ общения; формирование умений, навыков в области межличностного взаимодействия; развитием установок, определяющих поведение в общении; развитие перцептивных способностей человека (развитие сензитивности); коррекция и развитие системы отношений личности (все его вербальные и невербальные проявления). Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий.

Воздействие может осуществляться: на уровне установок; либо умений и навыков; либо перцептивных способностей. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это снижает эффективность воздействия. Наиболее часто применяемыми методами СПТ являются: групповые дискуссии; ролевые и деловые игры; психогимнастические упражнения; проективный рисунок; элементы психодрамы. Эффекты (результаты) СПТ измеряются с помощью: обратной связи в письменном виде; метода анализа документов; контент-анализа. Все эффекты делятся в соответствии со структурой компетентности на 3 группы: познавательные эффекты (знания о себе, о других, об общении); поведенческие эффекты (нашел друзей, решил проблемы общения, стал открытым); эмоциональные эффекты (испытал новые переживания, новый опыт общения, изменился…). Социально–психологический тренинг сегодня активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 1751 | Рейтинг: 1.2/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
17:42


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz