Пятница, 19 Апр 2024, 02:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Все для подготовки школьников к ЕГЭ [33]
Подготовка школьников к ГИА [2]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Подготовка школьников » Все для подготовки школьников к ЕГЭ

Демонстрационный вариант 2005 г. по БИОЛОГИИ
Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Демонстрационный вариант 2005 г.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
Часть 1 включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 7 заданий (B1 – B7): 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 1 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1 – С6). При выполнении задания С1 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С2 – С6 – полный развернутый ответ.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!



Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А37) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


A1

Одно из положений клеточной теории –

1) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению
2) новые клетки образуются при делении исходных клеток
3) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды
4) клетки способны к росту и обмену веществ


A2

О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них
1) ядра
2) пластид
3) оболочки из клетчатки
4) вакуолей с клеточным соком


A3

Ферментативную функцию в клетке выполняют

1) белки
2) липиды
3) углеводы
4) нуклеиновые кислоты



A4

Главным компонентом ядра являются

1) рибосомы
2) хромосомы
3) митохондрии
4) хлоропласты



A5

Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

1) Ферментами
2) Витаминами
3) Молекулами АТФ
4) Нуклеиновыми кислотами



A6

Мейоз отличается от митоза наличием

1) интерфазы
2) веретена деления
3) четырех фаз деления
4) двух последовательных делений


A7

К автотрофным организмам относят

1) мукор
2) дрожжи
3) пеницилл
4) хлореллу


A8

При партеногенезе организм развивается из

1) зиготы
2) вегетативной клетки
3) соматической клетки
4) неоплодотворенной яйцеклетки


Парные гены гомологичных хромосом называют
A9

1) аллельными
2) сцепленными
3) рецессивными
4) доминантными


A10

У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

1) AaBb
2) aabb
3) ААBb
4) AABB


A11

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

1) носит обратимый характер
2) передается по наследству
3) характерна для всех особей вида
4) является проявлением нормы реакции признака


A12

В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) скрещивают особей двух чистых линий
2) скрещивают родителей с их потомками
3) кратно увеличивают набор хромосом
4) увеличивают число гомозиготных особей



A13

Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1) использование солнечной энергии при фотосинтезе
2) неограниченный рост в течение всей жизни
3) синтез органических веществ из неорганических
4) выделение кислорода в атмосферу



A14

К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

1) мхов
2) хвощей
3) водорослей
4) лишайников


A15

У насекомых с полным превращением

1) Личинка похожа на взрослое насекомое
2) за стадией личинки следует стадия куколки
3) во взрослое насекомое превращается личинка
4) Личинка и куколка питаются одинаковой пищей


A16

Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обеззараживаются в

1) Почках
2) Печени
3) Толстом кишечнике
4) Поджелудочной железе


A17

Малокровие у человека возникает вследствие

1) недостатка кальция в крови
2) уменьшения витаминов в организме
3) уменьшения содержания гемоглобина в крови
4) нарушения деятельности органов пищеварения


A18

Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

1) А
2) Б
3) В
4) Г



A19

Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых

1) образуется витамин А
2) возникают зрительные образы
3) черный пигмент поглощает световые лучи
4) формируются нервные импульсы



A20

Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании

1) в пищу немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренного мяса
4) плохо вымытой посуды, которой пользовался больной



A21

К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

1) экологическому
2) генетическому
3) морфологическому
4) географическому



A22

Исходным материалом для естественного отбора служит

1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания



A23

Направляющий фактор эволюции –

1) дрейф генов
2) видообразование
3) естественный отбор
4) географическая изоляция



A24

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

1) освоения видом новых территорий
2) прямого воздействия среды на организм
3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот
4) сохранения отбором особей с полезными признаками



A25

В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1) ткани
2) споры
3) семена
4) половые клетки


A26

К социальным факторам антропогенеза относят

1) прямохождение
2) появление речи
3) мутационный процесс
4) борьбу за существование


A27

Сигналом к осеннему перелету птиц служит

1) понижение температуры воздуха
2) увеличение количества осадков
3) наступление первых заморозков
4) сокращение длины светового дня



A28

Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:
листовой опад  ……  еж  лисица?

1) крот
2) кузнечик
3) дождевой червь
4) плесневые грибы



A29

Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

1) АТФ
2) солнечный свет
3) живые организмы
4) органические вещества



A30

В чем причина смены одного биоценоза другим?

1) изменение погодных условий
2) сезонные изменения в природе
3) колебание численности популяций одного вида
4) изменение среды обитания живыми организмами



A31

Окислительно-восстановительная функция живого вещества планеты связана с

1) эволюцией организмов
2) климатическими условиями
3) обменом веществ и энергии
4) освоением организмами новых мест обитания


A32

Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у

1) хищников
2) древесных растений
3) травянистых растений
4) травоядных животных



A33

Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в

1) лизосомах
2) рибосомах
3) хлоропластах
4) эндоплазматической сети



A34

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1) 25%
2) 50%
3) 75%
4) 100%


A35

Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1) имеют органы и ткани
2) размножаются спорами
3) многоклеточные организмы
4) способны поглощать газы и воду из атмосферы



A36

Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает

1) высоту составляющих его звуков
2) направление звуковой волны
3) содержащийся в нем смысл
4) степень громкости звука



A37

Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

1) теплокровность
2) гетеротрофное питание
3) легочное дыхание
4) рефлекторная нервная деятельность



Часть 2

Ответы к заданиям этой части запишите в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В7. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

В заданиях В1 – В3 выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.


B1

В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?

А) нерестовые миграции рыб
Б) реакции инфузории на поваренную соль
В) сбор нектара и пыльцы пчелами
Г) передвижение эвглены зеленой в освещенное место
Д) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки
Е) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц

Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)


B2

В связи с прямохождением у человека

А) освобождаются верхние конечности
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец руки противостоит остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого
Е) уменьшается волосяной покров

Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)



B3

В чём сходство природной и искусственной экосистем?

А) небольшое число видов
Б) наличие цепей питания
В) замкнутый круговорот веществ
Г) использование солнечной энергии
Д) использование дополнительных источников энергии
Е) наличие продуцентов, консументов, редуцентов

Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)




При выполнении заданий В4 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.


B4

Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
1) выделяют в особое царство А) грибы
2) тело представляет собой слоевище Б) лишайники
3) имеют плодовое тело
4) по способу питания – авто-гетеротрофы
5) вступают в симбиоз с корнями растений
6) представляют симбиоз грибов и водорослей

1 2 3 4 5 6




B5

Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ
НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ
1) вены малого круга кровообращения А) от сердца
2) вены большого круга кровообращения Б) к сердцу
3) артерии малого круга кровообращения
4) артерии большого круга кровообращения

1 2 3 4




B6

Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМЫ
1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ А) Б) автотрофы гетеротрофы
2) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
3) использование только готовых органических веществ
4) синтез органических веществ из неорганических
5) выделение кислорода в процессе обмена веществ


1 2 3 4 5




При выполнении задания В7 установите правильную последователь-ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получив-шуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

B7

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

А) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов
Б) заселение среды обитания особями других видов
В) сокращение численности исходных видов
Г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов
Д) формирование новой экосистемы



Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1  С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задание С1 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С2 – С6 – полный развернутый ответ.

C1

К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?


C2

Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?


C3

Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.


C4

Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.


C5

Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.


C6

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?


Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1 2 А14 3 А27 4
А2 1 А15 2 А28 3
А3 1 А16 2 А29 2
А4 2 А17 3 А30 4
А5 3 А18 1 А31 3
А6 4 А19 4 А32 1
А7 4 А20 3 А33 1
А8 4 А21 4 А34 4
А9 1 А22 2 А35 1
А10 3 А23 3 А36 3
А11 2 А24 4 А37 1
А12 3 А25 1
А13 2 А26 2

Часть 2

№ задания Ответ
В1 АВЕ
В2 АБГ
В3 БГЕ
В4 АБАБАБ
В5 ББАА
В6 АББАА
В7 ГАВБД

За верное выполнение заданий В1 – В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задание В7 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют. В других случаях выставляется 0 баллов.

Часть 3

C1

К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
//Ответ:
Содержание верного ответа
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) Балл
К загрязнению окружающей среды
Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 1

C2

Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
//Ответ:
Содержание верного ответа
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) Балл
Элементы ответа:
1) у человека в горячих цехах нарушается водно-солевой баланс в связи с потерей вместе с потом воды и минеральных солей;
2) подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма

Ответ правильный и полный, включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок 2
Ответ правильный, но неполный, включает один из названных выше элементов ответа 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2



C3

Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.

//Ответ:
Содержание верного ответа
(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла) Балл
Элементы ответа:
1) концентрация веществ в клетке выше, чем в окружающей её воде;
2) вода поступает в клетку, объем которой увеличивается;
3) под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, клетка погибает.
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок 3
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3



C4

Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
//Ответ:
Содержание верного ответа
(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) Балл
Элементы ответа:
1) у потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей;
2) причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются.
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок 3
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3



C5

Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
//Ответ:
Содержание верного ответа
(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла) Балл
Элементы ответа:
1) люди разных рас содержат в клетках одинаковый набор хромосом;
2) от межрасовых браков родятся дети, которые при достижении половой зрелости способны размножаться;
3) люди разных рас сходны по строению, процессам жизнедеятельности, развитию мышления.

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок 3
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3



C6

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
//Ответ:
Содержание верного ответа
(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла) Балл
Элементы ответа:
1) генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами,
Аа – без малых коренных зубов;
2) генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами;
3) вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок 3
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ
ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
Категория: Все для подготовки школьников к ЕГЭ | Добавил: Anica (26 Апр 2012)
Просмотров: 1861 | Комментарии: 1 | Теги: 2005, г., по, Демонстрационный, биологии, вариант | Рейтинг: 1.0/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
02:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz