Урок «Задачи. 1 или 2 действия» по своему типу является уроком закрепления изученного материала.
Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение предметного содержания данного урока в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей учеников обучающихся во втором классе. При этом учитель при организации и проведении данного урока соблюдает такие принципы как принцип наглядности, природосообразности и учета возрастных особенностей младших школьников.
При проведении данного урока в качестве основного помощника учителя используется сказочный компьютерный персонаж – Космик, который помогает учителю создать ситуацию учебной игры и волшебного путешествия в мир математики. Данный вариант организации урока позволит учителю создать условия для усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков по данной теме: арифметическая сюжетная задача как особый вид математического задания, простые задачи как задачи, в которых искомое является результатом действия над двумя данными.
Составные задачи как задачи, в которых для нахождения искомого нужно предварительно вычислить одно или несколько неизвестных по имеющимся данным. Устанавливать соответствия между картинками и схемами, разгадывать схемы, дополнять тексты по схемам и картинкам, составлять числовые выражения, искать ловушки. Используемые на уроке интерактивные приемы создадут благоприятные условия для формирования познавательного интереса у второклассников к математике и к учебной деятельности.
Тема: Задачи. 1 или 2 действия
Класс: 2
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: урок закрепления пройденного материала
Используемые педагогические технологии:
традиционная педагогическая технология; информационно-коммуникационная технология; элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
Материалы и оборудование: компьютерный класс, оснащенный ОК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Математика. 1, 2 классы», рабочие тетради обучающихся.
Цели урока:
формирование умения выявлять отличительные признаки простой задачи и составной; формирование умения правильного выбора действия при решении данных задач; графическое моделирование связей между данными и искомыми.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся по итогам урока должны:
Иметь представления об отличительных особенностях простых задач и составных задач. Знать как найти искомое в простой задаче и составной задаче. Уметь пользоваться мультимедиа-инструментами ОК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Математика. 1, 2 классы», выполнять графическое моделирование связей между данными и искомыми. Давать ответы в виде развернутых предложений на вопросы учителя или сказочного персонажа, уметь выполнять инструкции учителя. Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вести диалоги. Понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя и мультимедиа-персонажей.
Примерный ход урока:
I. Организационная часть.
УЧИТЕЛЬ. Проверим готовность к уроку. Готовы ли ваши компьютеры? Есть ли ручки и тетради?
1. Постановка цели урока
УЧИТЕЛЬ. Ребята, кто опять пришел к нам в гости? УЧЕНИКИ. Космик. УЧИТЕЛЬ. А что это значит? УЧЕНИКИ. Мы будем выполнять его задания, чтобы получать новые знания. УЧИТЕЛЬ. Правильно, желаю вам удачи!
2. Устная работа
Учитель выводит на экран задание 1 урока 15 (Рис. 53)
[начальная школа] Рис. 53.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, давайте послушаем, что нам предлагает сделать Космик! КОСМИК (анимация). Внимательно прочитай задачу, поставь в схему картинки, числа и знак вопроса соответственно тексту задачи, запиши решение, помни, что на экране есть лишние для этой задачи заготовки, пометь их знаком ловушки. УЧЕНИКИ. Космик предлагает поработать над задачей, расставить числа и знак вопроса соответственно тексту, записать решение и найти ловушки. УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, что вам надо сделать, чтобы выполнить задания Космика? УЧЕНИКИ. Вначале нужно определить, какая это задача: простая или составная. УЧИТЕЛЬ. А как это сделать? УЧЕНИКИ. Нужно внимательно посмотреть на графическую модель, поставить в схему картинки, числа и знак вопроса (выполняют). УЧИТЕЛЬ. Очень хорошо! А что будете делать дальше? СВЕТА. После того как мы выполнили первую часть задания Космика, можно определить, что это простая задача, так как искомое находится результатом одного действия: к 17+3 и получается 20. УЧИТЕЛЬ. Ребята, а вы как считаете? НАСТЯ. Я согласна со Светой, потому что, поставив вопрос, мы видим требование: сколько было легковых автомобилей? Остальные заготовки будут ловушками. УЧИТЕЛЬ. Молодцы, ребята, давайте работать дальше.
3. Работа в тетрадях
Учитель выводит на экран задание 2 урока 15 (Рис.54)
КОСМИК (анимация). Поставь в схему числа и один знак вопроса соответственно условию. В задаче один вопрос, но для ответа на него придется выполнить два действия. Запиши решение. Пометь в схеме звездочкой подходящего цвета два окошка, для которых получали числа в первом и во втором действии.
[начальная школа]
Рис. 54.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, кто может объяснить, почему для ответа на один вопрос надо выполнять два действия? ДАША. Я думаю, что это составная задача, поэтому чтобы найти искомое, надо вычислить одно неизвестное по имеющимся данным. На схеме видно, что грузовиков было 14, а легковых автомобилей на 6 больше. Значит, мы можем узнать, сколько было легковых автомобилей: к 14+6=20. А теперь можно ответить на главный вопрос задачи о количестве всех автомобилей. ВИКА. Чтобы узнать, сколько всего было автомобилей надо к 20+14=34. УЧИТЕЛЬ. Вы согласны с решением задачи, которое предложили девочки? УЧЕНИКИ. Согласны. УЧИТЕЛЬ. Космик предложил записать решение задачи в тетрадях, запишите, пожалуйста. Ученики записывают решение задачи в тетрадях.
Физминутка: «Бабушка-келейница»
II. Закрепление пройденного материала.
Умение отличить простую задачу от составной. Графическое моделирование связей между данными и искомым. Учитель выводит на экран задание 3 урока 15 (Рис. 55) УЧИТЕЛЬ. Дети, давайте продолжим работу вместе с Космиком, выслушав его задание. Работать будете самостоятельно. КОСМИК (анимация). По заданной схеме нужно немного по-разному дополнить текст задачи, вставить недостающие в тексте слова, записать решение задачи.
[начальная школа] Рис. 55.
Ученики самостоятельно выполняют задание Космика, учитель контролирует и корректирует выполнение работы. УЧИТЕЛЬ. Молодцы Женя, Слава, Вика. Они самые первые справились с решением задачи. Совсем немного отстали от них Настя, Даша и другие ребята.
III. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, чему вы сегодня научились на уроке? УЧЕНИКИ. Мы научились различать простые и составные задачи, находить связи между данным и искомым при помощи схем, предлагаемых Космиком. УЧИТЕЛЬ. Спасибо вам за хорошую работу на уроке!