Пятница, 26 Апр 2024, 02:17
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю физкультуры

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ «MWC»

Осипенко Е.В. (УО «ГГУ им. Ф.Скорины»)

 

Аннотация. В статье представлена разработанная автором автоматизированная методика оценки умственной работоспособности школьников «MWC» Mental working capacity») на основе использования буквенных таблиц В.Я. Анфимова в модификации С.М. Громбаха, позволяющая проводить комплексную оценку каждой выполненной корректурной пробы. Полученная информация позволит оценить функциональное состояние школьников и степень их умственного утомления в процессе учебной деятельности и внести своевременную коррекцию в организацию учебно-воспитательного процесса детей школьного возраста.

Abstrakt. A computer-aided technique of estimating schoolchildren’s mental capacity "MWC” ("Mental Working Capacity”) worked out by the author on the base of Anfimov’s alphabetic tables in Grombach’s variation is introduced in this article. This technique allows to carry out integrated valuation of every correction task. Obtained information will give an opportunity to estimate functional status of schoolchildren and their mental fatigue rate during the learning activities. This will allow to introduce timely corrections in the organization of educational process of school-aged children.

Введение. В условиях увеличения объема значимой информации, интенсивного использования новых информационных технологий, корректировки учебных программ, роста умственно-эмоциональных нагрузок, уменьшения двигательной активности на фоне социальных и экономических преобразований, происходящих в обществе, большое значение приобретают вопросы оптимизации учебной деятельности, предупреждения негативных последствий психологического дистресса и умственного перенапряжения учащихся.

Изучением умственной работоспособности (УР) детей на протяжении многих лет занимались представители многих специальностей, таких как психология, гигиена, физиология, биология, педагогика и др. В каждой области ученые связывают данное понятие с теми аспектами проблемы, которые являются целью исследования данной науки.

Трудность изучения данной проблемы заключается в том, что среди исследователей нет единого мнения в определении понятия УР. Одни исследователи связывают УР только с действиями, направленными на решение мыслительных задач и с активностью мозга [1,2,3,4,5]. Другие – с потенциальными интеллектуальными возможностями человека и развитием различных психических функций: внимания [6,7], памяти [6,8,9], эмоционального напряжения [10,11,12,13]. Ряд авторов показали связь УР с особенностями структурной организации познавательных процессов [14, 15,16].

В качестве базового для нашей работы было выбрано следующее определение данного понятия: умственная работоспособность – свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени [17]. Ее критерием служат такие показатели, как продуктивность работы, качество и точность (безошибочность работы или наличие ошибок, обусловленных утомлением) [18].  

Следует отметить, что в настоящее время в науке нет единого подхода к изучению УР детей, а также авторы, оценивая уровень её развития, не приводят полных количественных данных [19].  

 Большинство исследователей при оценке умственной работоспособности школьников изучают внимание, чаще всего с использованием метода дозированной по времени корректурной работы [20,21,22]. Согласно данным литературы результаты выполнения корректурной работы отражают не только состояние функции внимания, но и состояние электрической активности мозга [18].  

Для этого специалисты применяют корректурные пробы в различных модификациях: таблицы Анфимова [8,11,15,23,24,25,26,27], таблицы Шульте [28,29,30], кольца Ландольта [22], буквенные таблицы [20,31]. С помощью этих методик авторы оценивают, как согласуются уровни и динамика показателей УР, отражающие функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), с продолжительностью двигательных и учебных действий школьников.

Методика дозирования работы во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова позволяет получить количественные и качественные показатели так называемой общей, умственной работоспособности, широко используемой в исследованиях [32]. По объему выполненной работы, т.е. числу просмотренных символов при заданном времени, устанавливают скорость работы, число же ошибок в пересчете на постоянный объем работы характеризует ее точность.

Результат выполнения корректурных заданий по буквенным таблицам В.Я. Анфимова в модификации С.М. Громбаха можно рассматривать как показатель деятельности второй сигнальной системы [20]. С нарастанием утомления увеличивается количество ошибок, допускаемых в бланке корректурной пробы. Это позволяет говорить о нарушении баланса возбудительного и тормозного процессов.

При специальном анализе построения таблицы Анфимова (частоты встречаемости каждой из восьми различных букв в 40 горизонтальных и вертикальных строках) была доказана одинаковая вероятность появления символов, составляющих последовательность и случайность распределения букв [33].

Следует отметить, что метод корректурной пробы обладает существенными преимуществами, а именно:

- массовостью (возможность одновременного исследования большого количества школьников);

- простотой;

- объективной количественной оценкой полученных результатов, что при динамических исследованиях имеет решающее значение, так как обеспечивает возможность сравнения;

- не нарушает педагогический процесс и не утомляет детей;

- не отнимает много времени;

  - отсутствует необходимость ведения отдельного протокола, поскольку результаты работы школьников остаются на бланке;

         - данная методика достаточно информативна для оценки влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма учащ

ПОЛНАЯ СТАТЬЯ ЗДЕСЬ в DOC  http://uchi.ucoz.ru/load/prilozheie_k_statjam/avtomatizirovannaja_metodika_ocenki_umstvennoj_rabotosposobnosti_shkolnikov_mwc/13-1-0-45

Категория: Учителю физкультуры | Добавил: ADMIN (24 Апр 2012)
Просмотров: 5065 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.1/ 18 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
02:17


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz