ЦЕЛИ: • актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; введение в активный словарь терминов парные согласные и непарные согласные; • развитие речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; обогащение словарного запаса; • воспитание культуры общения и интереса к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (слайд№1) - Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? - С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.
II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП. - Наша Звуковая лаборатория работает под девизом: (слайд№2). Русский язык - это интересно! - Вы согласны? Почему? - Отвечая на вопросы мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова? (из звуков). - На какие две группы делятся все звуки русского языка? (гласные и согласные). - Каких звуков в русском языке больше? (согласных). - Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать. Повторить: согласные звуки. Развивать умение: правильно писать слова, находить орфограмму и проверять её. - В нашей лаборатории нужно трудиться, зная важные сведения о звуках: ( слайд№3). • Звуки живут в словах. • Их слышно, но не видно. • Их можно произнести, но нельзя написать. - А как обозначаются звуки на письме? - Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.
III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ. - Прописать по образцу букву – Чч ( показ на доске).
IV. ПРОВЕРКА ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. (слайд№4). - Прочтите слова, скажите на какие две группы можно распределить слова? ( с мягким знаком в середине слова и слова с сочетанием ЧК, ЧН). - Запишите эти слова правильно, где нужно вставляя ь знак. Подчеркните орфограмму. - Проверьте (слайд№5). На полях + если нет ошибок . - Какую работу выполняет ь знак в словах первого столбика? ( смягчает предыдущий согласный звук). - Почему его нет в словах второго столбика? ( сочетание ЧК – ЧН пишутся без ь знака). V. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. - Работа по карточкам. Правильно написать словарные слова. Поставить ударение. - Проверка по словарику на странице учебника 212. Ударение тоже проверяем. - У кого нет ошибок поставьте +. Передайте на проверку учителю. - Как правильно написать слово с безударной гласной, не проверяемой ударением? ( нужно запомнить как это слово пишется и проверить с помощью словарика).
VI. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные. - Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему "Скала Звучности" и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума. (слайд№6). - По ленте букв работаем: Гласные :А,О,У,Ы,Э,И. Сонорные: Н,М,Л,Р,Й. Звонкие: Б,В,Г,Д,Ж,З. Глухие: П,Ф,К,Т,Ш,С,Х,Ц,Ч,Щ.
- Прочтите пары слов: (слайд№7). Бочка - почка; Доска - тоска; Влага - флаги; Голос - колос; Жар - шар; Зуд - суд. - Прочитайте вслух написанные пары слов. - Чем похожи между собой эти слова? - Произнесите первые звуки в словах левого столбика. - Какие это согласные звуки? (звонкие) - Как они произносятся? (с шумом и голосом) - Произнесите первые звуки в словах правого столбика. - Какие это согласные звуки? (глухие) - Как они произносятся? ( с шумом) - Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать? (Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса.) Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару: (слайд№8) ЗВОНКИЕ [Б] [Б,] [В] [В,] [Г] [Г,] [Д] [Д,] [Ж] [З] [З,] ГЛУХИЕ [П] [П,] [Ф] [Ф,] [К] [К,] [Т] [Т,] [Ш] [С] [С,] - Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости. ( лента букв) - Как можно назвать звуки, имеющие пару? (парные).
ВЫВОД: пар по звонкости/глухости - 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого - нет. - Какими буквами на письме обозначаются данные звуки? Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С - Запишите парные согласные в тетрадь. - Парные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. - Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный- встаёте, руки опускаете вниз. Если слово начинается на глухой парный согласный - вы приседаете, руки разводите в стороны. Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
VIII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. - Работа с учебником. Упражнение 205 (с. 78). - Откройте учебник на с.78. - Познакомьтесь со словами в упражнении. - Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам. (комментирование с места) - В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.
IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные. - Как же быть с остальными согласными звуками? - Рассмотрите таблицу. (слайд№9). Назовём эти звуки. Объясните, почему названные согласные расположены именно так?
[Й,] [Л] [Л,] [М] [М,] [Н] [Н,] [Р] [Р,]
[Х] [Х,] [Ц] [Ч,] [Щ,]
непарные [Й,] [Л] [Л,] [М] [М,] [Н] [Н,] [Р] [Р,]
[Х] [Х,] [Ц] [Ч,] [Щ,]
- Значит, как их можно назвать? (непарные). - Итак, звонкие и глухие согласные бывают парные и непарные.
2. Фонетический разбор. - Образец разбора в учебнике на стр.81 упр.213. ( схему – опору на доску) - На доске выполняют разбор слов: пушок, грязь.
XI. ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГ УРОКА. - Что узнали на уроке? - Чему научились?
XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. - Дома выучите правила на с. 77, выполните упражнение 211 на с.80.
XIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК. - Подошёл к концу наш рабочий день в Звуковой лаборатории. Сейчас я отмечу работу активных сотрудников. • Мудрейка 5 баллов - :. • Мудрейка 4 балла - :. Рефлексия. - Молодцы! Вы хорошо потрудились! - С каким настроением заканчиваем урок? (слайд№10).