Среда, 24 Апр 2024, 12:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Парные и непарные, звонкие и глухие согласные"
ЦЕЛИ:
• актуализация, уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных; введение в активный словарь терминов парные согласные и непарные согласные;
• развитие речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха; обогащение словарного запаса;
• воспитание культуры общения и интереса к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (слайд№1)
- Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? - С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.

II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.
- Наша Звуковая лаборатория работает под девизом: (слайд№2).
Русский язык - это интересно!
- Вы согласны? Почему?
- Отвечая на вопросы мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова? (из звуков).
- На какие две группы делятся все звуки русского языка? (гласные и согласные).
- Каких звуков в русском языке больше? (согласных).
- Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать.
Повторить: согласные звуки.
Развивать умение: правильно писать слова, находить орфограмму и проверять её.
- В нашей лаборатории нужно трудиться, зная важные сведения о звуках: ( слайд№3).
• Звуки живут в словах.
• Их слышно, но не видно.
• Их можно произнести, но нельзя написать.
- А как обозначаются звуки на письме?
- Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
- Прописать по образцу букву – Чч ( показ на доске).

IV. ПРОВЕРКА ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. (слайд№4).
- Прочтите слова, скажите на какие две группы можно распределить слова? ( с мягким знаком в середине слова и слова с сочетанием ЧК, ЧН).
- Запишите эти слова правильно, где нужно вставляя ь знак. Подчеркните орфограмму.
- Проверьте (слайд№5). На полях + если нет ошибок .
- Какую работу выполняет ь знак в словах первого столбика? ( смягчает предыдущий согласный звук).
- Почему его нет в словах второго столбика? ( сочетание ЧК – ЧН пишутся без ь знака).
V. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Работа по карточкам. Правильно написать словарные слова. Поставить ударение.
- Проверка по словарику на странице учебника 212. Ударение тоже проверяем.
- У кого нет ошибок поставьте +. Передайте на проверку учителю.
- Как правильно написать слово с безударной гласной, не проверяемой ударением? ( нужно запомнить как это слово пишется и проверить с помощью словарика).

VI. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные.
- Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему "Скала Звучности" и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума. (слайд№6).
- По ленте букв работаем:
Гласные :А,О,У,Ы,Э,И.
Сонорные: Н,М,Л,Р,Й.
Звонкие: Б,В,Г,Д,Ж,З.
Глухие: П,Ф,К,Т,Ш,С,Х,Ц,Ч,Щ.

- Прочтите пары слов: (слайд№7).
Бочка - почка;
Доска - тоска;
Влага - флаги;
Голос - колос;
Жар - шар;
Зуд - суд.
- Прочитайте вслух написанные пары слов.
- Чем похожи между собой эти слова?
- Произнесите первые звуки в словах левого столбика.
- Какие это согласные звуки? (звонкие)
- Как они произносятся? (с шумом и голосом)
- Произнесите первые звуки в словах правого столбика.
- Какие это согласные звуки? (глухие)
- Как они произносятся? ( с шумом)
- Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?
(Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса.)
Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару: (слайд№8)
ЗВОНКИЕ [Б] [Б,] [В] [В,] [Г] [Г,] [Д] [Д,] [Ж] [З] [З,]
ГЛУХИЕ [П] [П,] [Ф] [Ф,] [К] [К,] [Т] [Т,] [Ш] [С] [С,]
- Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости. ( лента букв)
- Как можно назвать звуки, имеющие пару? (парные).

ВЫВОД: пар по звонкости/глухости - 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого - нет.
- Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
- Запишите парные согласные в тетрадь.
- Парные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный- встаёте, руки опускаете вниз. Если слово начинается на глухой парный согласный - вы приседаете, руки разводите в стороны.
Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

VIII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Работа с учебником. Упражнение 205 (с. 78).
- Откройте учебник на с.78.
- Познакомьтесь со словами в упражнении.
- Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам. (комментирование с места)
- В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.

IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные.
- Как же быть с остальными согласными звуками?
- Рассмотрите таблицу. (слайд№9). Назовём эти звуки. Объясните, почему названные согласные расположены именно так?

[Й,] [Л] [Л,] [М] [М,] [Н] [Н,] [Р] [Р,]

[Х] [Х,] [Ц] [Ч,] [Щ,]

непарные
[Й,] [Л] [Л,] [М] [М,] [Н] [Н,] [Р] [Р,]

[Х] [Х,] [Ц] [Ч,] [Щ,]

- Значит, как их можно назвать? (непарные).
- Итак, звонкие и глухие согласные бывают парные и непарные.

X. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Фронтальная работа.
- Учебник стр.80 упр.210.
- Правило.
- На доске выполняют проверку парных звонких согласных.
Наряд – наряды, мороз – морозы, снег – снеговик, столб – столбы, груз – грузить.

2. Фонетический разбор.
- Образец разбора в учебнике на стр.81 упр.213. ( схему – опору на доску)
- На доске выполняют разбор слов: пушок, грязь.

XI. ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГ УРОКА.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?

XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Дома выучите правила на с. 77, выполните упражнение 211 на с.80.

XIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.
- Подошёл к концу наш рабочий день в Звуковой лаборатории. Сейчас я отмечу работу активных сотрудников.
• Мудрейка 5 баллов - :.
• Мудрейка 4 балла - :.
Рефлексия.
- Молодцы! Вы хорошо потрудились!
- С каким настроением заканчиваем урок? (слайд№10).
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 20344 | Теги: глухие, непарные, согласные, звонкие, парные | Рейтинг: 1.5/ 19 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
12:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz