Конспект к уроку обществознания "Политическая идеология и политическая деятельность".
Тема урока: «Политическая идеология и политическая деятельность»
Цели урока: - образовательная: сформировать у учащихся представление о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, консерватизме, социализме – их принципах, проблемах, значении в жизни общества. Подвести учащихся к выводу о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества. Основные понятия темы: идеология, либерализм, консерватизм, социализм, правовое государство, рыночная экономика, гражданское общество.
- развивающая: продолжить работу над формированием у учащихся следующих компетентностей: находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных; представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать в группах, анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основе изученного; аргументировано высказывать собственную точку зрения на поставленную проблему.
- воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.
Оборудование урока: 1. Компьютер, проектор, экран. 2. Компьютерные презентации по теме урока. 3. Кроссворд по теме урока. 4. Конспекты лекций для учащихся.
Этапы урока: I. Оргмомент, вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки. II. Актуализация знаний учащихся (разгадывание кроссворда по теме урока). III. Сообщение учащимся целей и задач урока. IV. Работа по теме урока: 1. лекция учителя «Политическая идеология» (компьютерная презентация); 2. выступления учащихся по секциям (представление компьютерных презентаций): - либерализм; - консерватизм; - социализм; 3. вопросы к выступающим, обсуждение темы. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание.
Тип урока – комбинированный. Форма урока: мини-конференция.
Ход урока I. Орг. момент, создание позитивного психологического настроя учащихся. Я рада вас видеть. Надеюсь, наше общение на уроке будет продуктивным и взаимно приятным. Поскольку мы работаем в группах, и все мы – партнеры, я прошу вас отвечать не вставая.
II. Вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Мы продолжаем изучать раздел «Политическая жизнь общества» курса «Политика и право». На этом уроке мы рассмотрим очень важную проблему, которая, во многом, определяет развитие политики. Мы сейчас разгадаем кроссворд, в колонке по вертикали которого зашифровано ключевое слово нашей сегодняшней темы, и повторим уже изученный материал. - разгадывание кроссворда Вы быстро и правильно справились с заданием, определив ключевое понятие сегодняшнего урока – Идеология.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, почему вопросы идеологии так актуальны, особенно в наши дни?
Дети говорят: идеология формирует мировоззрение личности и общества в целом, воспитывает гражданские качества, определяет отношение к жизни. Поэтому она очень важна.
III. Да, поэтому тема нашего урока – «Политическая идеология и политическая деятельность». Она отражена в ваших конспектах (первый слайд презентации «Идеология»).
Мы должны будем: • выяснить сущность понятия «идеология», • изучить структуру и функции идеологии, • основные идейные направления современности: либерализм, консерватизм, социализм – их принципы, проблемы, значение в жизни общества. • сделать вывод о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества.
Наш урок пройдет в форме мини-конференции. Вы, работая в группах, уже проанализировали материалы по основным идеологическим течениям современного общества, оформив результаты своих исследований в виде компьютерных презентаций. Сейчас после моего вступительного доклада каждая из 3-х секций нашей мини-конференции получит возможность выступить, представив результаты своих исследований. Во время выступлений докладчиков я попрошу оппонентов внимательно слушать и готовить вопросы каждой группе выступающих.
Итак, начинаем работу. IV. 1. Лекция учителя «Политическая идеология и политическая деятельность» - представление презентации. Вывод: Современное общество не может существовать без идеологии. Почему? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
2. Теперь я предоставляю слово секции «Либерализм». (напоминаю – внимательно слушайте и готовьте вопросы выступающим) - представление презентации; 3. Слово «консерваторам». - представление презентации; 4. Слово сторонникам социалистического учения. - представление презентации.
5. Итак, мы рассмотрели все представленные политические учения. Я думаю, у вас возникли вопросы к участникам каждой секции по содержанию их докладов. Давайте их обсудим. - вопросы к выступающим, обсуждение. 1. (Консерваторам) Консерватизм, по сути, есть возвращение к старым традициям и укладу жизни. А присутствует ли тогда в этой идеологии само понятие прогресса? 2. (Социалистам) Сегодня в нашей стране идеология демократического либерализма, а социализм предполагает совершенно противоположные принципы устройства власти и общества. Какие способы перехода страны к идеологии социализма вы видите? 3. (Социалистам) В нашей стране уже была одна попытка построить социализм. Однако попытка не удалась, а у большинства населения страны сложилось отрицательное отношение к социализму. Как вы хотите изменить мнение населения в вашу пользу? 4. (Либералам) Одно из противоречий либерализма – определение пределов вмешательства государства в жизнь граждан, особенно в кризисные моменты. Каковы, по вашему мнению, эти самые пределы?
5. (Либералам) Как вы думаете, в современной России соотношение индивидуальной свободы и общественной морали достаточно уравновешено для существования либерализма, или общество еще не готово к переменам? 6. (Либералам) В чем, на ваш взгляд, заключаются преимущества ваших идей по сравнению с другими идеологиями? 7. (Консерваторам) Скажите пожалуйста, почему в парламенте РФ нет партии, представляющей идеологию консерватизма? 8. (Консерваторам) Как вы думаете, можно ли считать признание социального и экономического неравенства отрицательным и регрессивным признаком консервативной идеологии? 9. (Социалистам) Как вы считаете, приемлема ли политика, направленная на осуществление утопии в обществе и в связи с этим возможны ли столь масштабные социальные эксперименты? 10. (Социалистам) Как вы думаете, является ли экономическая модель социализма более перспективной и прогрессивной, чем либеральная экономика? 11. (Всем) как вам кажется, реализация каких политических идей предполагает наиболее последовательное и прогрессивное развитие современного общества? Какая идеология наиболее полно отвечает критериям общественного прогресса?
- ответы представителей.
6. Общий итог. Итак, на сегодняшнем уроке мы • выяснили сущность понятия «идеология», • изучили структуру и функции идеологии, • основные идейные направления современности: либерализм, консерватизм, социализм – их принципы, проблемы, значение в жизни общества. • сделали вывод о ведущей роли идеологии в политической деятельности, в развитии современного общества.
А теперь в заключение урока (последний слайд презентации «Социализм») я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразу: «Я думаю, что в современной России существует…………идеология, потому что…»
Ребята, на сегодняшнем уроке вам был предложен высокий уровень сложности материала. Как вы считаете, насколько успешно вы справились со своими задачами исследователей? (дети говорят) Обращаюсь к уч-ся: Каких оценок вы заслуживаете за работу на уроке?
Да, я согласна с мнением... Все вы заслуживаете высоких оценок.
На дом вы получаете творческое задание: написать мини-эссе на тему «Нужна ли России национальная идея?»
Большое всем спасибо за работу на уроке!
Лекция: «Идеология» Идеология – система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.
Автор термина – французский философ XIX века А. Дестют де Траси. Так он назвал учение об идеях, позволяющих установить твердые основы для политической жизни.
Структурные компоненты идеологии: Теоретический - основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенной общественной группы, нации или государства, определяющие направления политического развития.
Программно-политический - Идеи преобразуются в конкретные программы, лозунги и требования, политическое руководство принимает определенные политические решения Актуализированный - Осознанные гражданами конкретные политические цели реализуются с помощью конкретных методов и действий
Связь идеологии с политикой: С одной стороны, идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества,
Но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. Функции идеологии: Ориентационная Идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки. Мобилизационная Предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизирует членов общества на воплощение их в жизнь Интегративная Она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей Амортизационная (смягчающая) Объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных или организационных возможностей общества и граждан Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса
Лекция: «Консерватизм» Консерватизм – система идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям Главные принципы: • отказ от революции; • неприятие любых утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Основоположники современного консерватизма - американские политологи Д. Ален и С. Хантингтон. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко – не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). Основные идеи классического консерватизма: Невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты; Любое поспешное и радикальное изменение общественного порядка неразумно; Незыблемость устоявшегося социального порядка; Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка – семьи, религии и частной собственности; Допущение только постепенного, ненасильственного изменения общественной жизни. Современный консерватизм признал многие ценности нашего времени: • Рыночную экономику; • Свободную конкуренцию; • Индивидуальные права и свободы; • Правовое равенство граждан. Но при этом сохранил твердую приверженность своим принципам Принципы консерватизма: Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и моральных устоев общества; Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям; Признание юридического, но неприятие экономического и социального равенств; Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства. Основные разновидности и направления современного консерватизма: Национал-консерватизм; Либеральный консерватизм; Технократический консерватизм; Религиозный консерватизм.
Многие политические силы и сегодня отстаивают идеи консерватизма
Лекция: «Либерализм» Либерализм – первое в истории оформившееся идеологическое учение. Его идейная основа – политическая философия Дж. Локка , Т. Гоббса и А. Смита. Либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Основные экономические принципы либеральной идеологии: • Свободная конкуренция • Рынок • Частное предпринимательство Основные политические принципы либерализма: Верховенство закона; Правовое равенство всех граждан; Договорная природа государства с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества; Политический плюрализм; Терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям; Веротерпимость. Проблемы и противоречия либерализма: Как определить пределы возможного вмешательства государства в частную жизнь граждан (особенно в кризисные периоды)? Как совмещать демократию и индивидуальную свободу? Противоречие между экономической свободой и социальным неравенством; Соотношение индивидуальной свободы и общественной морали, патриотизма, общечеловеческих прав и свобод личности. Проблема: Являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной» почве затруднено? Идеология неолиберализма: Попытка соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства – гаранта соблюдения прав и законов, поддержания общественного порядка; Признание необходимости достижения консенсуса в отношениях между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества; Стремление совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов; Признание необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни, без чего невозможна демократия; Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества. Большинство современных ведущих стран предпочитают идеи либерализма
Лекция: «Социализм» Для учений социалистического толка характерно отрицание: института частной собственности; материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов; хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как условие динамичного развития экономики и обеспечения материального благосостояния человека и общества. Сторонники этой идеологии предложили: Нетрудовое уравнительное перераспределение доходов; Административное регулирование социальных и экономических процессов; Государство определяет и закрепляет нормы и принципы социальной справедливости («от каждого по способностям – каждому по труду» или «каждому по потребностям»). Наиболее радикальными версиями социализма являются марксизм и коммунизм Недостатки учения Маркса: Игнорирование естественного неравенства людей как условия динамичного развития, а также объективного хода общественного развития; Монизм – стремление преодолеть многообразие во всех сферах общественной жизни; Признание общественного самоуправления как идеала общественного устройства; Ставка на принуждение и моральные (идеологические) стимулы при игнорировании материальных потребностей и реальных интересов людей в экономической и политической жизни. Разновидности коммунизма: Марксизм-ленинизм Победоносная пролетарская революция Установление диктатуры пролетариата Идея о партии «нового типа» (у Маркса – нет) – жестко централизованной и дисциплинированной организации Сталинизм Отказ от идеи «мировой революции» Ставка на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране» Учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму В начале ХХ века «классический марксизм» был пересмотрен -- социал-демократия Основные принципы: Отказ от идеи абсолютного обнищания пролетариата при капитализме; Социализм – не конечная цель, а постоянный процесс возрастания благосостояния, свободы в общественной жизни; Построение социализма мирным эволюционным путем при опоре на государство и демократические институты; Отказ от идеи классовой борьбы как главном факторе общественного развития. Основоположники – немецкие марксисты Э. Бернштейн и К. Каутский Эти идеи – основа «демократического социализма» - идеологии современных европейских социалистов и социал-демократов 1. Ориентация на защиту трудящихся; 2. Реформизм – отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на реформы; 3. Социальная солидарность всех слоев и групп общества; 4. Народовластие и развитие общественного самоуправления. Вывод: • Социализм – самая «молодая» идеология; • Имеет много разновидностей; • Неоднократно пересматривался; • Его принципы успешно реализуются во многих странах современного мира