Четверг, 28 Мар 2024, 22:43
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории (открытые уроки)

Открытый урок по истории. Тема «Война 1812 года»
1. ОРГ. МОМЕНТ.
2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.
Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в прошлое нашей Родины. Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:
“Этот год состоит из двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе , меньше первого на 6 ”.
Учитель. Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке.
Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”.
Первый слайд.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.
Учитель. Отношения между Россией и Францией постепенно ухудшались. Императором России был Александр I (внук Екатерины II). Императором Франции был Наполеон I Бонапарт (показ портрета).
Биография Наполеона I. Рассказывает подготовленный ученик. (Приложение 1) 2 слайд.
Биография Наполеона I Бонапарта.
Наполеон Бонапарт – французский государственный деятель, полководец, император с 1804 по 1814 год и с марта по июнь 1815 года. Начал службу в войсках в чине младшего лейтенанта артиллерии. В ноябре 1799 совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках всю власть, в 1804 провозглашен императором. Провел ряд реформ. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона. В 1814 году Наполеон вынудили отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815. После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола. Последние годы жизни провел на острове Святой Елены пленником англичан.

Биография Александра 1.
ЛЕКСАНДР I родился1777, умер1825, российский император с 1801. Старший сын Павла I. В начале правления реформы. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15

1. 3 слайд.
Учитель. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: “Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне”. Война была неизбежна.
В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года.
Работа с СD диском “История Отечества”. Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.
Учитель. Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.
Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.
Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья, под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев. (Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)
CD диск. Показ фотографий генералов. 4 слайд, 5 слайд и 6 слайд.
Учитель. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4 – 6 августа произошло крупное сражение. Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона “захватить Россию одним ударом” срывался.
Учитель. Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?
В стране возникли тревога и страх. Александр I назначает главнокомандующим русской армией генерала М.И. Кутузова. 7 слайд.
Учитель. Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили “Приехал Кутузов бить французов”. Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов готовился к генеральному сражению.
CD диск. Бородинское сражение. Рассказывает подготовленный ученик. (Учитель показывает на карте)
Ученик. 26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км. Длилось оно целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления – Багратионовские флеши. В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.
8 слайд
Соотношение сил:
Русские войска:
• 132 тысячи человек.
• 624 ствола артиллерии.
Наполеоновские войска:
• 135 тысяч человек.
• 578 стволов орудий.
Рассказывает подготовленный ученик.
Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.
Потери:
• Русских – 46 т. человек.
• Французов - 58 т. человек.
Учитель. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.
Окажемся на поле сражения.
Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает подготовленный ученик:
Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:
Письмо Кутузова жене.
“А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.
Письмо Наполеона жене.
“Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.
Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.
Учитель. Какое значение имело это сражение?
(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!...
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки
Французы тут как тут…
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день…
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Ну ж был денёк!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Вам не видать таких сражений,
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля,.
Когда б на то не Божья воля
Не отдали б Москвы!
Учитель. Стихотворение “Бородино” написано в 1837 году к 25-летию Отечественной войны 1812 года.
Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.
Стихотворение читают дети (7 человек)
Учитель. 1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы.
CD диск. Фото “Совет в Филях”. 9 слдайд.
Учитель. Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне. Напрасно он ждал на Поклонной горе депутацию бояр.
CD диск. Фото “Наполеон в Москве”.
Учитель. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие. Потом Наполеон напишет: “Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу…”
Отступая от Москвы, Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.
Учитель. Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.
10 слайд.
Наиболее известные партизаны:
• Подполковник гусарского полка, поэт – Давыдов;
• Капитан Фигнер - вел разведку в Москве;
• Крестьянка Василиса Кожина – руководила женщинами и подростками.
Великая армия потеряла около 30 тысяч человек в войне с партизанами.
- Чем же закончилась Отечественная война1812 года?
CD диск. Карта “Изгнание Наполеона из России”
Работа в тетрадях.
Учащиеся делают вывод:
Учитель. 14 декабря – полное изгнание “великой армии” из России.
25 декабря Александр I известил об окончании войны 1812 года.
Изгнав французов из России, закончилась Отечественная война, но война Наполеона продолжалась, т.к. в повиновении находилась вся Европа. Мы сказали Европе, что Наполеона можно победить.
ВОПРОСЫ К ВИДЕОСЮЖЕТАМ:
• На сколько армий было разделено русское ополчение?
• Почему планы Наполеона были сорваны?
• Какой генерал был смертельно ранен?
• Сколько часов продолжалось сражение?
• Когда Наполеон вошел в Москву?
• Какую помощь оказывали армии партизанские отряды?
• Была ли уничтожена французская армия?
Б) Работа в группах.
Учитель. Придумайте 2 вопроса по теме урока

5. ИТОГ УРОКА.
Учитель. Почему войну 1812 года называют Отечественной?
( В этой войне участвовала не только регулярная армия, но и весь народ).
Назовите героев войны 1812 года.
Приклеивание таблиц в тетрадь
Используемые для разработки урока материалы.
1. Материалы Интернет пед.совета
2. Электронная версия энциклопедии «Кирилл и Мефодий»
3. Справочники по истории
Категория: Учителю истории (открытые уроки) | Добавил: Anica (17 Апр 2012)
Просмотров: 3501 | Рейтинг: 1.3/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
28 Мар 2024
22:43


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz