Лабораторная работа по теме «Первая мировая война и участие в ней России»
Лабораторная работа по теме «Первая мировая война и участие в ней России» Задание 1 (выполняется в парах ) – 3 балла К началу первой мировой войны русская военная мысль во многих отношениях превосходила западную. Большой вклад в военную науку внесла «стратегия» профессора, генерала Н.П. Михнечева, который указал, что грядущая война неизбежно приобретет затяжной ха¬рактер. Он полагал, что потенциальные противники России не способны выдержать продолжительную вой¬ну и, следовательно, будут стремиться к решающему ус¬пеху сразу после открытия военных действий. Поэтому Н.П. Михнечев рекомендовал вести войну на изнурение противника. К 1914 г. кадровая русская армия была обучена в не¬котором отношении лучше, чем войска Германии и Ав¬стро-Венгрии. Русский устав полевой службы 1912 г., по которому готовился личный состав, считался самым со¬вершенным в мире. Правда, он отражал наступательную доктрину; его авторы недооценивали возможности артил-лерийского огня. Но этим грешили в армиях всех дер¬жав Антанты. Россия уступала Германии в обеспечении артиллери¬ей, прежде всего тяжелой. Между тем во время первой мировой войны именно использование артиллерии стало решающим фактором. В канун войны Россия располага¬ла полевой артиллерией, предназначенной для маневрен¬ной войны, ибо о возможности войны позиционной тео¬ретики задумывались мало. Лучшими в мире по большинству показателей счита¬лись русские орудия: 76-миллиметровая полевая пушка, 120-миллиметровая легкая полевая гаубица, 107-милли¬метровая полевая пушка. Выполнение планов производ¬ства вооружения было намечено на 1920-1930 гг. Война же началась в 1914 г. Изобретенная русским офицером С.И. Мосиным и принятая на вооружение русской армией винтовка калиб¬ра 7,62 мм по своим качествам намного превосходила подобное оружие других армий. Но вооруженная мощь России оказалась в руках сла¬бо подготовленного высшего командования. По расчетам Генштаба, на всю войну отводилось не более 6 месяцев. На этот срок и были заготовлены боеприпасы. Подумайте, почему разработки российских военных теоретиков не оказывали должного воздействия на созда¬ние отечественных вооруженных сил. Попытайтесь связать свои рассуждения и выводы не с конкретными личностя¬ми, а с социальными обстоятельствами. Перечислите силь¬ные и слабые стороны русской армии, проявившиеся в начальный период войны (не менее трех аргументов) . 1. 2. 3.
Задание 2 ( задание для работы в парах ) – 4 балла На основе материала учебника (§ 9)и карты атласа (можно воспользоваться картой на доске) заполнить пробелы в таблице Год Восточный фронт Западный фронт 1914 1.? 2. ? Битва на Марне «Бег к морю» 1915 1. ? (Ипр Франция) -? 1916 Брусиловский прорыв 1.
Задание 3 (индивидуальная работа) – 5 баллов Сравните методы ведения войны, применявшиеся рус¬ской и немецкой армиями. Для работы используйте материал § 9 и сведения из документов, представленных ниже А.А. Брусилов, вступая в Галицию, в приказе по ар¬мии от 7 августа 1914 г. потребовал: «Объяснить ниж¬ним чинам, что русская армия не ведет войны с мирны¬ми жителями. Русский солдат для мирного жителя, к какой бы он народности ни принадлежал, не враг, а защит¬ник. Я выражаю уверенность, что никто из чинов, имею-щих честь принадлежать к армии, не позволит себе како¬го-нибудь насилия над мирным жителем и не осрамит имя русского солдата. С мирным населением каждый из нас должен обращаться так же, как это было в родной России». К кому, на ваш взгляд, прежде всего был обращен этот приказ? Считаете ли вы, что Брусилов выражал только свою точку зрения? Какие традиции ведения войны и вос-питания офицерского корпуса получили отражение в этом приказе? Факт В 1914 г. германцы систематически применяли пыт¬ки и убийства пленных. В первые недели войны немцы стали использовать запрещенные разрывные пули. Мир-ные города обстреливались из тяжелых орудий. Задание 4 (выполняется индивидуально) На основе материал §9 определите отношение к войне политических партий: • Октябристы • Кадеты • Монархические партии • Эсеры • Социал-демократы
Задание 5* (мини- сочинение) - 5 баллов На основе известных фактов и приведенных отрывков из документов составьте портрет человека на войне (это может быть и солдат, и военачальник). 1. Полководец Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Маршал Советского Союза А.М. Василевский был участником первой мировой войны и к лету 1915 г. полу¬чил погоны прапорщика. Он вспоминает такой эпизод, от¬носящийся к этому времени: «Собрали всех офицеров и предложили всем желающим отправиться на фронт, для этого нужно было назвать свою фамилию. К великому мо¬ему удивлению, несмотря на неоднократные обращения командира батальона к «господам офицерам», ничего подоб¬ного не произошло. В зале воцарилась мертвая тишина». 2. Из писем прапорщика-артиллериста Ф. Степуна, 1915-1916 гг.: «У нас в бригаде недавно получен приказ стре¬лять по своим, если стрелки будут отступать без приказа¬ния. В Н-ской дивизии опять беспорядки и опять расстре¬лы. Все свидетельствует о такой степени падения духа русской армии, при которой продолжение войны становит¬ся почти невозможным... В госпиталях я не раз удивлялся тому, с какой боль¬шой любовью и благодарной памятью люди заново пере¬живают то, что всем им причинило боль и страдание, мно¬гих лишило ноги или руки... Бесконечно ценными кажутся мне сейчас месяцы, про¬веденные на фронте; как первая любовь, вспоминаются первые осенние бои. Уютными кажутся отсюда стоянки и окопы». 3. Из материалов военных архивов: «Подпрапорщик Мизенов в штыковой схватке показал выдающееся мужество и храбрость»; «Прапорщик К.И. Недодаев, командуя взво-дом, отбил атаки превосходящих сил противника».