История Отечества. 8 класс. Урок с применением интерактивной доски. Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.» Цель урока: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.
Использовать лист 1. План урока: ■ I. Личность императора Александра II. ■ II. Причины отмены крепостного права. ■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы. ■ IV. Значение отмены крепостного права. Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права. Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники. Основные даты: 19 февраля 1861 г.— отмена крепостного права в России. Персоналии: Александр II, Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.— М., 2006; ЦОР. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: «Уроки Отечественной истории XIX –XX вв.», М., 2004г. Тема: «Россия во второй половине XIXв.», слайды 2-7. Методические приемы организации урока 1. Изучение нового материала. 1.1. Мотивационный этап. Использовать лист 2. Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику. 1.2. Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с личностью нового императора. Использовать лист 3. Сообщение учащегося (опережающее задание). Задание классу: Слушая выступление одноклассника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите в тетрадь. Индивидуальное задание. Подчеркните маркером в тексте черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности. Использовать лист 4. Текст сообщения: Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами. С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам. Использовать лист 5. Открыть «шторку». Модельный ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?
· высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл · разностороннее образование. – 1 балл · любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. – 1 балл · главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. – 1 балл · стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей. – 1 балл
Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и создания нового Секретного комитета в 1857 г. по обсуждению крестьянского вопроса.
II. Причины отмены крепостного права Задание для учащихся 1. Используя знания по темам «Социальное развитие России в первой половине XIX в.», «Крымская война» заполните схему «Причины отмены крепостного права.». Правильные мнения запишите на доске и в тетрадях. При проверке ответов использовать лист 6. Снять «шторки». В итоге учащиеся приходят к выводу о том, что крепостное право тормозило развитие страны: · Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства. · Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер. · Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне. · В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России. · На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.
III. Подготовка реформы. Основные положения. 1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излагает сам. Использовать листы 7-10. Свое объяснение он может предварить постановкой проблемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права. 2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и листов 11-12 Для закрепления изученного можно использовать словарь «Уроков Кирилла и Мефодия» и провести беседу: какие права получили крестьяне после отмены крепостного права? Какое количество земли они получили? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне- собственники? Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли?
IV. Значение отмены крепостного права. Вопрос может быть изучен путем коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсуждения этих проблем учащиеся могут заполнять таблицу «Отмена крепостного права»: Прогрессивные черты реформы 1861 г. Сохранение крепостнических пережитков
Использовать лист 13. Снять «шторку».
Прогрессивные черты реформы 1861 г. Сохранение крепостнических пережитков 1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны. 2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.
Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.
V. Закрепление материала. Использовать лист 14. При проверке правильных ответов снять «шторки». Вопрос: О каком императоре говорит поэт? Ф. И. Тютчев « Императору» Ты взял свой день... Замеченный от века Великою господней благодатью — Ты рабский образ сдвинул с человека И возвратил семье меньшую братью... Ответ. Об Александре II, освободившем крепостных крестьян. Сейчас обычно не звучит термин «меньшая братия» по отношению к крестьянам, но в XIX в. такое название было принято. Вопрос: Найдите ошибку в документе. А. Н. Энгельгардт. «Письма из деревни» (1877): «Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел более того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение общины и составила так называемые отрезки». Ответ: а) менее; б) помещика. Использовать лист 15. Домашнее задание: Составьте два предложения со словами : отрезки, временнообязанные; § 17 учебника