Пятница, 19 Апр 2024, 01:03
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории

Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г
История Отечества. 8 класс. Урок с применением интерактивной доски.
Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.»
Цель урока: сформировать представление о сущности кресть­янской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.


Использовать лист 1.
План урока:
■ I. Личность императора Александра II.
■ II. Причины отмены крепостного права.
■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.
■ IV. Значение отмены крепостного права.
Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения кресть­янской реформы; значение отмены крепостного права.
Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.
Основные даты: 19 февраля 1861 г.— отмена крепостного права в России.
Персоналии: Александр II, Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.— М., 2006;
ЦОР. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: «Уроки Отечественной истории XIX –XX вв.», М., 2004г. Тема: «Россия во второй половине XIXв.», слайды 2-7.
Методические приемы организации урока
1. Изучение нового материала.
1.1. Мотивационный этап. Использовать лист 2.
Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с ис­тощенными финансами и подорванным денежным обраще­нием. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия ока­залась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе на­чалось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетель­ствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитиче­ских условиях формировать свою политику.
1.2. Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с личностью нового императора. Использовать лист 3. Сообщение учащегося (опережающее задание).
Задание классу: Слушая выступление одноклассника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите в тетрадь.
Индивидуальное задание. Подчеркните маркером в тексте черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности.
Использовать лист 4.
Текст сообщения: Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это бы­ло одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявлен­ную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставни­ком наследника престола был поэт В. А. Жуковский, кото­рый составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образова­ние. Он изучал русский язык, историю, географию, статисти­ку, этнографию, логику, философию, математику, естество­знание, физику, минералогию, геологию, языки: француз­ский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложе­на лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объяс­няющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знако­мит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи­татели отмечали в нем любезность, общительность, хоро­шие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанни­ка Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслу­жить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.
С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседа­ниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присут­ствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председате­лем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.
Использовать лист 5. Открыть «шторку».
Модельный ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

· высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл
· разностороннее образова­ние. – 1 балл
· любезность, общительность, хоро­шие манеры, храбрость. – 1 балл
· главным недостатком воспитанни­ка Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. – 1 балл
· стремление угодить отцу, заслу­жить похвалу учителей. – 1 балл

Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на необходимость решения крестьянского вопро­са и создания нового Секретного комитета в 1857 г. по об­суждению крестьянского вопроса.

II. Причины отмены крепостного права
Задание для учащихся
1. Используя знания по темам «Социальное развитие России в первой половине XIX в.», «Крымская война» заполните схему «Причины отмены крепостного права.». Правильные мнения запишите на доске и в тетрадях. При проверке ответов использовать лист 6. Снять «шторки».
В итоге учащиеся приходят к выводу о том, что крепостное право тормозило развитие страны:
· Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохо­зяйственного производства.
· Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крес­тьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.
· Необходимость отмены крепостного права показало пораже­ние в Крымской войне.
· В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.
· На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.


III. Подготовка реформы. Основные положения.
1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излага­ет сам. Использовать листы 7-10. Свое объяснение он может предварить постановкой про­блемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права.
2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника и листов 11-12 Для закрепления изученного можно использовать словарь «Уроков Кирилла и Мефодия» и провести беседу: какие права полу­чили крестьяне после отмены крепостного права? Какое количест­во земли они получили? Что такое отрезки? Кто такие крестьяне- собственники? Кто такие временнообязанные крестьяне? Можно ли было получить землю бесплатно? Стал ли русский крестьянин соб­ственником своей земли?

IV. Значение отмены крепостного права.
Вопрос может быть изучен путем коллективного об­суждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г.? Какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсужде­ния этих проблем учащиеся могут заполнять таблицу «Отмена кре­постного права»:
Прогрессивные черты реформы 1861 г.
Сохранение крепостнических пережитков


Использовать лист 13. Снять «шторку».


Прогрессивные черты реформы 1861 г.
Сохранение крепостнических пережитков
1. Освобождение крестьян привело к появле­нию свободных рабочих рук и увеличению на­емного труда в промышленности. Это дало тол­чок экономическому развитию страны. 2. Отмена крепостного права изменила соци­альную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.


Появление основного противоре­чия в деревне: крупное помещи­чье землевладение и малоземе­лье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится ос­новным в деревне.



V. Закрепление материала. Использовать лист 14. При проверке правильных ответов снять «шторки».
Вопрос: О каком императоре говорит поэт?
Ф. И. Тютчев « Императору»
Ты взял свой день...
Замеченный от века
Великою господней благодатью —
Ты рабский образ сдвинул с человека
И возвратил семье меньшую братью...
Ответ. Об Александре II, освободившем крепостных крестьян. Сейчас обычно не звучит термин «меньшая братия» по отношению к крестья­нам, но в XIX в. такое название было при­нято.
Вопрос: Найдите ошибку в документе.
А. Н. Энгельгардт. «Письма из деревни» (1877): «Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел более того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном пра­ве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение общины и соста­вила так называемые отрезки».
Ответ:
а) менее;
б) помещика.
Использовать лист 15. Домашнее задание: Составьте два предложения со словами : отрезки, временнообязанные; § 17 учебника
Категория: Учителю истории | Добавил: TashaUsanenko (05 Мар 2012)
Просмотров: 2524 | Теги: реформа, Урок, теме, крестьянская, 1861, по | Рейтинг: 1.3/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
01:03


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz