Четверг, 25 Апр 2024, 05:01
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

О неврозах детей начальной школы
автор: Гусев Андрей Николаевич

Никому не бывает так тяжело, как первокласснику: новый вид деятельности, новая окружающая среда, новые требования, несравнимые с теми, что были раньше, и, как следствие, новые психологические проблемы, встающие перед ребенком.

Страх перед неизвестностью - один из основных у каждого человека. Представьте себе, какие страхи встают перед вчерашним дошкольником, впервые идущим в школу! Недаром 6 - 7 лет - пиковый возраст детей, когда у них максимальное число страхов. Безусловно, эти страхи связаны с началом новой жизни ребенка, но их закрепление в представлениях первоклассника, усиление и всемогущество, - к сожалению, результат работы начальной школы.

Окружающая среда, куда попадает, и с чем сталкивается первоклассник: школы, кабинеты, дети, учитель, - далеко не всегда безопасна для ребенка. Зачастую она и вовсе агрессивна. Особую роль здесь, конечно, играет учитель: крики, холодность, усталость, раздражение, - все это ежедневно сваливается на ребенка начальной школы. Поэтому и он, в свою очередь, считает новую окружающую среду - школу - отнюдь не безопасным местом.

В своем мире представлений ребенок начальной школы, как может, защищается. Он фантазирует, строит безопасные, как ему кажется, заслоны перед внешней агрессией, но все эти фантазии не идут на пользу ребенку. Не в силах реально противостоять ни агрессии учителя, ни агрессии детей, в том числе и старших, он замыкается на каких-то защитных моментах своего внутреннего мира, зацикливается на них и в итоге оказывается пленником собственных неврозов, которые никогда не заставят себя долго ждать.

С каждым годом пребывания в начальной школе неврозы, если ими специально не заниматься, только усиливаются, растут, закрепляются, и в результате становятся неотъемлемой частью личности; и понятно, что далеко не самой лучшей ее частью.

Неврозы сказываются и на поведении детей, и на их учебе, и на их взаимоотношениях с окружающими. Через нашу начальную школу проходит много таких детей, умных, симпатичных, вполне сообразительных и талантливых, но зажатых в рамках своих неврозов.
В этом учебном году пришел к нам новый мальчик из государственной школы, специально не буду называть его имя, в 4 класс. Папа жаловался на проблемы в учебе, на поведение, замкнутость, нежелание работать. Действительно, ребенок специфичный. Весь мир он воспринимал как враждебный. Уроки - невыносимой мукой, карой за одному только богу известную провинность. От детей шарахался и всех хронически оскорблял. Одноклассники, многие прошедшие схожий путь, крепились как могли, чтобы только не побить нового мальчика, щуплого и низкорослого, - думаю, их терпимости мог позавидовать любой взрослый. Сам мальчик бегал, скрючившись, по школе, делая все, чтобы только улизнуть от начавшегося урока. Оказывается, в старой школе его постоянно били, а учителя зажимали на уроках.

Первое время пришлось с ним работать индивидуально: оставлять после уроков, еще раз объяснять материал. Прошло время, и мальчик начал потихоньку оживать: перестал пугаться учителей, одноклассников, многих предметов, в том числе и ненавистную математику, по которой у него были существенные пробелы. Оказалось, что у ребенка великолепная память, неубитая любовь к чтению, живой пытливый ум. Последняя победа - английский язык. Он пришел в класс, где дети занимались языком с 1 класса, с нулевым уровнем; понятно, что страх перед предметом в такой ситуации - обычное дело. Действительно, первое время были трудности, двойки, нежелание работать. Сейчас же учитель говорит, что с ребенком нет проблем: он с удовольствием работает, получает высокие оценки. Спокойствие и доброжелательность учителя, настрой на то, что все получится, сделали свое дело.

Такой типичный случай школьного невроза, к сожалению, характерен. Ребенок начальной школы боится педагогов, уроков, и, как следствие, перестает учиться. Он теряет веру в себя, свои силы, которая с годами тает и исчезает насовсем, превратившись в практически неискоренимую черту личности. Самое страшное, что многие учителя ничего не делают или, напротив, усиливают этот страх, считая, что он - условие сдерживание класса. Получаются же такие дети, задерганные, запуганные, загнанные в узкие рамки невроза.

Такая жизнеутверждающая история, когда за короткий срок удалось справиться с рядом проблем ребенка начальной школы, не исключение. Многие проходят схожий, где-то более тернистый путь через нашу начальную школу; только, увы, таких историй становится с каждым годом все больше и больше, и довольно трудно становится подбирать к каждому ребенку свой особый подход. Некоторые раскрываются лишь через год, два, три. Некоторым же мы уже не в силах помочь - слишком сильно запущенные неврозы стали частью личности; в такой ситуации мы можем только что-то корректировать, чтобы хоть как-то сберечь оставшееся живое в ребенке.

Встречаются и дети, которые в результате приобретенных неврозов вынуждены принимать лекарства. И таких детей тоже становится все больше. Тенденция, с которой приходится считаться.

Соответственно и обучение в начальной школе начинает строится с учетом данных особенностей учеников. На первое место среди учительских качеств становятся такие, как терпение, спокойствие, умение адекватно отреагировать на любую возникшую ситуацию. Повышением голоса и уж тем более авторитарностью работать с такими детьми бесполезно: они настолько привыкли к такому обращению, что уже не реагируют на него, или, напротив, реагируют, защищаясь, агрессивно.

Важную роль играет эмоциональное состояние учителя. Довольно тяжело работать с невротическими детьми эмоционально холодному учителю. Какими бы знаниями и опытом он не обладал, не будет у него на уроке комфортно ребенку с неврозами. С неврозами можно справляться только эмоционально теплому человеку, готовому делиться своим теплом с детьми.

У такого учителя дети начинают оживать, в них просыпается вера в себя, в свои силы. Не будем лишний раз говорить, что значит учитель для ребенка в начальной школе - на первых порах он по своему авторитету перекрывает родителей, - и если такой учитель доброжелателен и отзывчив, то и ребенок постепенно становиться доброжелательным и отзывчивым. С таким учителем дети готовы работать, причем подчас и без устали, готовы к преодолению возникающих у него на пути не только учебных, но и личных препятствий. У такого учителя дети учатся, конечно не сразу, правильно реагировать на замечания, спокойно переживать плохие оценки, и, безусловно, с надеждой смотреть в свое будущее, которое им уже перестает казаться черным и бесперспективным.

Так что все во власти учителей: создавать, закреплять неврозы или сглаживать, снимать их. Все зависит от установки учителя: пользуюсь я любовью маленьких учеников для наведения дисциплины и порядка в классе, где учитель - главная фигура, или помогаю им, преодолевая трудности, обрести себя как личность.
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: almar71 (13 Мар 2012)
Просмотров: 1068 | Теги: неврозах, школы, детей, начальной | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
05:01


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz