Сценарий урока "Облик Земли постоянн меняется" окружающий мир 1 класс.
Цель урока: - создание представлений о постоянно меняющемся обли¬ке Земли; - ознакомление с географи¬ческой картой полушарий. Оборудование: - учебник и рабочая тетрадь для 1 класса (авт. Н.Я. Дмитрие¬ва, А.Н. Казаков), - географическая карта полу¬шарий, - отрывок из документально¬го фильма компании «ВВС» «За¬рождение Земли»,
ХОД УРОКА
I. Постановка проблемы Учитель: Дети, как называется раздел, который мы изучаем? Дети: «Из истории Земли». Учитель: Земля - это ... ? Дети: Планета. Учитель: А какие еще объекты Солнечной системы вы знаете? Дети: Звезда Солнце, планеты Уран, Нептун... - Метеориты, кометы. Учитель: Я предлагаю посмот¬реть отрывок из документального фильма без звукового сопровожде¬ния. Предположите, что вы увидите. (Ответы детей.) На интерактивной доске демон¬стрируется отрывок из фильма без звука. Учитель: Как вы думаете, что вы увидели? Дети: Солнце, Землю. - Землю. - Марс, Землю. Учитель: Объясните, почему вы так решили? Дети: Вначале мы видим кипя¬щую лаву на всей поверхности, по¬том кругом вода, дожди, ливни, за¬тем микробы (учитель поправля¬ет: «микроорганизмы»). Значит, перед нами было вначале Солнце, а потом Земля (аналогично - Марс и Земля). - Нет, перед нами была Земля. Просто сначала на ней все горело, потом пошли дожди, затем появи¬лись первые мик... как это? Учитель: Микроорганизмы. У нас несколько мнений, кто с каким со¬гласен? Поднимите руки, кто согла¬сен с Семеном, кто с Никитой, кто с Даниилом. (С тем, что это Зем¬ля, согласен только сам Даниил.) Учитель: Почему вы не согласны с Даниилом? Дети: Земля не может вся го¬реть, тогда бы на ней не было бы микроорганизмов и вообще живой природы. Земля в фильме совсем не похожа на нашу планету. Учитель: Дети, посмотрите на следующий слайд. Здесь две фото¬графии. Как вы думаете, это один и тот же человек? На фотографиях учитель класса в возрасте 5 и 45 лет. Дети: Это два разных человека. - Неужели это вы, Светлана Пав¬ловна? Маленькая и взрослая? Учитель: Да, на обеих фотогра¬фиях - это я. Что изменилось во мне за сорок лет? Дети: Лицо, внешность. Вы стали выше, вообще больше. Учитель: Действительно, изме¬нилась моя внешность или, как еще говорят, облик. Почему же у людей меняется облик? Дети: Люди - это живая при¬рода. Живая природа растет, ме¬няется. Учитель: А может ли менять¬ся Земля? Дети: Нет, Земля - неживая природа. Как она может менять¬ся? (Ребята смущены.) - А в фильме ведь менялось все неживое. Учитель: Конечно, помните, мы видели, как горы менялись. Например, были высокие и широ¬кие, а потом стали разрушаться, стали низкие. Посмотрите на следующий слайд. На слайде два изображения: Земля «в начале времен» (только твердь Земли, вулканы, огонь, лава) и в дан¬ный период. Учитель: Что вы видите? Дети: Это Солнце и Земля. - Это, наверное, Земля раньше и сейчас. Учитель: Вспомните мои фото¬графии и сравните с этими. Как вы думаете, какой ответ правильный? Я вам подскажу: это один и тот же объект на обеих картинках. Дети: Все же это Земля. Учитель: Действительно, это Земля очень-очень давно - 4 мил¬лиарда лет назад - и в наше время. Что изменилось? Дети: Облик нашей планеты. Учитель: Что же происходило с обликом планеты Земля во времени? Дети: Облик Земли менялся. Учитель: Тема урока так и зву¬чит: «Облик Земли меняется». II. Открытие новых знаний Учитель: Дети, интересно вам уз¬нать, как развивалась наша планета? Дети: Да. Учитель: Давайте попробуем уз¬нать это сами. Конечно, я вам помо¬гу. Посмотрите на слайд. Перед ва¬ми четыре фотографии. На столах карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. Слай¬ды тоже обозначены цифрами. Вы¬ложите цифры в таком порядке, как, по вашему мнению, развивалась Земля. Работать будете в парах. Вспомним правила работы в парах. (Дети проговаривают.) Порядок рисунков на интерактив¬ной доске (слайд 3): 2. микроорганизмы; 4. вода, воздух; 3. безжизненная, камени¬стая; 1. живая природа. Учитель: Давайте посмотрим, как вы выложили цифры. Пояснение: дети могут выложить сначала номера фотографий микро¬организмов или живой природы. Здесь нужно спросить, каковы усло¬вия для жизни и развития живой природы. Дети приходят к выводу, что без воды и воздуха жизнь на Зем¬ле невозможна. Таким образом, в хо¬де рассуждения появляется следую¬щий порядок рисунков: 3, 4, 2, 1. Учитель: Давайте еще раз по¬смотрим этапы изменения облика Земли. Кто расскажет по слайдам? Дети: Сначала наша планета бы¬ла безжизненная, каменистая, было много вулканов, огня, извергалась лава, потом образовались вода и воздух, после этого могли по¬явиться первые микроорганизмы (очень-очень маленькие живые су¬щества), и только потом появились животные и растения. Учитель: Что же происходило с обликом Земли? Дети: Он менялся. Учитель: Мне хотелось бы доба¬вить еще одну фотографию, иллюст¬рирующую развитие живой природы. Как вы думаете, что на этой фото¬графии будет изображено? Дети: Человек. Учитель: Умницы! Молодцы! III. Применение новых знаний Учитель: Откройте учебник на странице 38. Прочитайте тему урока. Об этом мы с вами сегодня говори¬ли? Найдите в теме слово, которое мы не озвучивали, называя тему. Дети: Постоянно. Учитель: А разве сейчас облик Земли меняется? Дети: Нет. - А мне мама рассказывала, что материки до сих пор двигаются. Учитель: Твоя мама говорит вер¬но. Прочтите об этом на странице 38 учебника. Что вы узнали? (Ответы детей.) Учитель: Посмотрите в учебник на странице 38. Что вы видите под картинками? Дети: Это большой материк. Учитель: Прочтите, когда он су¬ществовал, как назывался? (Очень- очень давно, много миллионов лет назад, назывался материк Пангея.) А что за рисунок рядом? Дети: Пангея раскололась на ма¬терики. Учитель: Я предлагаю вам на следующем уроке выполнить зада¬ние из рабочей тетради на странице 23. Как вы думаете, для чего? Дети: Мы представим, как мате¬рики двигались и какой вид имела планета много миллионов лет назад. IV. Подведение итогов Учитель: Какая тема урока была сегодня? Что вы узнали об облике Земли? Что вы знали до сегодняш¬него урока? Что нового вы узнали? Когда вам было трудно работать, а когда легко? Что бы вы хотели еще узнать о нашей планете? Где это можно узнать?