Цель: создание условий для закрепления знаний по теме « Части слова», формировать умение разбирать слово по составу;
развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание, умения выделять главное, обобщать изученное; воспитывать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность. Работать над формированием УУД: Личностных: интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности само-стоятельно оценить успешность сво¬ей деятельности на основе предло-женных критериев; понимание нравственного содержа¬ния собственных поступков, поступ¬ков окружающих людей; Регулятивных: контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным матери-алом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Познавательных: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклас¬сниками разные способы решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явле¬ний; делать выводы на основе обобщения знаний Коммуникативных: договариваться, приходить к обще¬му решению (при работе в паре, в группе); учитывать другое мнение и пози¬цию; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Оборудование: мультимедийная презентация, карточки Тип урока: открытие новых знаний. Формы обучения: индивидуальная, парная, коллективная. Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, рассказ, эврестическая беседа). Технологии: личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие. Планируемый результат: осознание учащимися ценности изучаемого материала; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке; разбирать слова по составу.
Ход урока. Ι. Оргмомент. - Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь, поздоровайтесь ( кивком головы) Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Будем грамотно писать, Тайны слова «познавать».
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи. Откройте тетради, запишите сегоднешнее число: Одиннадцатое декабря. Выделите орфограммы. 2. Сообщение темы, цели урока -Начнем урок с высказывания. Прочитайте ее. Слайд №1 «Ни шагу без мысли»
В чем смысл этого высказывания? ( Он будет девизом нашего урока)
ΙΙ. Актуализация знаний. 1. Рассказ учителя. - А что бы определить тему урока, послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его. Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку». 2. Беседа. - Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.) На доске.
ТЕМА: Части слова. Рефлексия: определите на какой ступеньке вы находитесь по знанию частей слова.
Поставьте цель урока. ( Узнать все про части слова) Слайд №2 - Молодцы! Спасибо - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем получать новые знания о частях слова, тренироваться в выполнении разбора слова по составу. Минутка чистописания нькоре енькор - Определите закономерность в последовательности букв. - Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки. - Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень) А что такое корень? Как его определить? (Подобрать однокоренные слова- общий лексический смысл) А какие части слова вы еще знаете, мы вспомним, выполнив задание.
ΙΙΙ. Постанова учебной проблемы. 1) Игра «Соберём слово». Слайд №3 (Ученик с обратной стороны доски пишет слово). 1) Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку. 2) Корень, как в слове сказочка. Выделите корень. 3) Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс. подсказк Проверка. - Прочитайте, что вы записали (подсказк). - Получилось ли у вас слово? Почему? (Не хватает буквы. Не хватает окончания. Дописать букву на доске зелёным мелом, а дети в тетради - зелёной пастой – подсказка). - Подчеркните орфограммы в этом слове. Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а …тоже является частью слова. - Что же это за часть слова? - Окончание. У. - Молодцы! Это же новая часть слова. Давайте с ней познакомимся.
Послушайте загадку: Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. - О чем эта загадка? (о березе) - Что можете рассказать о слове береза? (Слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных) - Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее» - запишите это слово словарное слово в тетрадь, - подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень (березка, подберёзовик, берёзовый, березняк) работают по одному у доски IV. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
- Перед вами слайд №4 Прочитайте. Вставьте самостоятельно пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется. _________ называют символом России. Русь моя, люблю твои _______! _______ воспета в произведениях русских поэтов . На _________ распустились почки. Под _______ нашли грибок. V. Выявление места и причины затруднения - Какие слова написали (березу, березы, берёза, на березе, под берёзой) Какая часть слова изменилась? Слайд № 5 Расскажите об окончании. (высказывают….) - У кого были затруднения? - Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает) -Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова, научиться находить ее в слове) -Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.) VΙ. «Открытие» нового знания» Что поможет нам рассказать об этой части слова? (План) Слайд № 6 ПЛАН. Название. Место в слове. Обозначение. Особенность. Роль окончания.
Что мы должны узнать про новую часть слова? ( Роль окончания)
Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.
- Прочитайте задание. - Прочитайте слова 1 строчки. - Понятен ли смысл каждого из них? - Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) - Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания). - Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса) 1 ученик на доске пишет предложение с комментированием. - Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли? (Чтоб был понятен смысл предложения) Подчеркните грамматическую основу предложения. - Прочитайте слова на 2 строчке. - Что вы можете сказать? - Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) - Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) 2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы. (Возможно устная работа: см. по времени). (- Записали, проверяем.). - Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.) - Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.) У. Роль окончания. ( Служит связи слов в предложении.) Краткий итог учителя……Окончание служит для связи слов в предложении Физминутка «Слуховая зарядка» Хлопните всего разок, Если в слове есть предлог А приставку услыхали – Хором все её назвали. Если же их в слове нет – То молчание в ответ.. (Поехать, помидор, на улице, нарубил, замок, за горой, запомнил) - Ребята, а о какой части слова мы сегодня ещё не говорили на уроке? - Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова? ……. Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа) Уточните тему урока (Основа) - Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если не верное, то – № Утверждение + Да/нет - + Да/нет - 1. Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание 2. Верите ли вы, что окончание значимая часть слова 3. Верите ли вы что, это в основу слова входит суффикс, приставка и корень, и это изменяемая часть слова 4. Верите ли вы, что основа слова - это изменяемая часть слова Отложите в сторону лист к таблице вернемся позже Где можем еще узнать о новой части слова? VΙΙ. Работа с текстом Слайд №7 Прочитайте текст, делая соответствующие пометы по ходу чтения. Логичнее знаки здесь: -Что знали? (+) -Что новое в этом тексте для вас? (!) -Какие остались вопросы? (?) Энциклопедическая справка В русском языке есть значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание. У каждой части слова есть своя работа. Поэтому их называют значимыми. В корне заключен смысл всех однокоренных слов. Приставка и суффикс образуют новые слова. Но есть неизменяемая часть слова. Это основа слова. В нее входят корень, приставка и суффикс. - Где можем проверить наши знания, которые открыли (в учебнике, в энциклопедии, в справочниках) Вернитесь к таблице и заполните 2 колонку Где проверим наши выводы? - Откройте учебник с. 122, прочитайте правило - Какое уточнение нужно внести в правило (что окончание - значимая часть слова) -Что входит в основу слова? (корень, суффикс, приставка) -Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове (изменить слово) - Теперь я предлагаю вернуться к карточке с утверждениями и исправить ошибки в утверждениях если они есть.
Вывод. Слайд № 8
Физминутка для глаз. Слайд №9
VΙΙΙ. Первичное закрепление с проговариванием - Правило вывели, какой следующий шаг? (тренировка) Упр. № 176 - Дополняю вам задание. Выделите в слове окончание и основу. Нахожу окончание Нахожу основу - ежик- Потренировались. Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу) Упр.177 ( по вариантам) Проверка: обмен тетрадями. Оцените работу соседа. I. Проверка знаний умений и навыков. - Перед вами тест, проверьте свои знания по теме урока.
Тест (вариант 1)
1) Часть слова без окончания называется Е - корень У - основа 2) Чтобы найти корень надо Л - изменить форму слова М - подобрать однокоренные слова 3) Окончание – это Н - изменяемая часть слова П - неизменяемая часть слова 4) Суффикс служит И - для образования новых слов Ы - для образования формы слова 5) Приставка стоит Х - после корня К - перед корнем 6) Приставка, корень, суффикс И - образуют основу слова Я - не образуют основу слова
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое? Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно. Тест ( вариант 2) 1. Часть, без которой слово не может существовать? Д) суффикс; З) корень; О) окончание. 2. Родственные слова это: У) слова, которые сходны по смыслу; Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу. 3. Окончание служит для образования новых слов А) нет; Е) да. 4. Суффикс служит для связи слов в предложении М) да; Т) нет. 5. Корень – это: О) общая часть родственных слов; И) общая часть слов. 6. Разбор слова по составу надо начинать с : С) корня; П) приставки; К) окончания. 7. Приставка служит для образования новых слов. И) да; Н) нет. Какое слово у вас получилось? (Знатоки) Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?
. Итог урока: Какие цели ставили? Достигли их?
Как мы работали? : Не покладая рук. Или Сложа руки. Как усвоили тему? : В одно ухо влетело, в другое вылетело. Мотали на ус.
Рефлексия: определите на какой ступеньке теперь вы находитесь по знанию частей слова.
Синквей ( по теме: «Окончание слова») Выставление и комментирование оценок VIII. Домашнее задание: упр.182