Разработка урока по русскому языку для 4 класса на тему: "«Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний"
Цель:
помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого спряжения, развивать умения делать выводы из своих наблюдений, оценивать свое отношение к выполненной работе, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.
I.Организационный момент.
Подготовка к письму.
II.Повторение изученного
Какие общие признаки имеют слова: ель, ёлка, дерево? А чем они отличаются? Приведите примеры имен существительных 1,2, 3 склонений Для чего в русском языке есть три склонения имен существительных? Давайте еще раз посмотрим, как склонения имен существительных помогают всем нам писать окончания. Какие слова-помощники будете использовать? (Работа на доске и в тетрадях, затем самостоятельно)
Цветут на сирени, летели над полем, висел на заборе, взял у Пети, в тетради по математике, от яблони к яблоне III. Работа над новым материалом
1.Подготовка к сообщению темы урока
У существительных – склонения, а у глаголов -? Сколько спряжений может быть у глагола? (предположения) Для чего нам будут нужны спряжения глагола? 2.Наблюдение над вариантами окончаний личных глаголов
Проспрягаем глаголы идти, молчать (выделять окончания) 1 л. Иду
2 л. Идешь
3 л. Идет
1 л. Идем
2 л. Идете
3 л. Идут
А теперь самостоятельно проспрягайте глагол молчать 1 л. Иду- молчу
2 л. Идешь -молчишь
3 л. Идет -молчит
1 л. Идем -молчим
2 л. Идете -молчите
3 л. Идут -молчат
3. «Открытие» двух спряжений глагола
Сколько вариантов окончаний вы заметили? Какие окончания в первом варианте? -у
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут, -ят
Во втором варианте? часть 1
-у
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут , -ют
часть 2
-у
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат, -ят
Возможно, есть другие варианты окончаний? Докажите. Какой вывод можете сделать? (два спряжения) Тема сегодняшнего урока : «открыть» два спряжения глагола
Вы сами открыли эти два спряжения глагола
4.Упражнения в запоминании окончаний личных глаголов
Какое спряжение I, а какое – II?
Е – I спр.
I спр.
-у
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут, -ют
И –II спр.
II спр.
-у
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат, -ят
Личные окончания глаголов каждого спряжения надо хорошо знать. Кто их уже запомнил? Поднимаем руки – 1 спр, 2 спр. Ешь, им, ит, ете, ют, ишь, ат, ют, ет, ят, ем, ите
Какие окончания вызывают затруднения? Может вам поможет подсказка на странице 27. (самостоятельное знакомство)
Какое слово-помощник есть у 1 спряжения? Почему? А слово-помощник 2 спряжения? Докажите. I спр.
ЕдУТ
-у
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут, -ют
II спр.
И спЯТ
-у
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат, -ят
5.Упражнения в определении спряжений окончаний глаголов по личным окончаниям
1. Край р.дной!
Л.са, пригорки, склоны,
Лучше вас (на)свете (не) найти.
Вы согласны с данными словами? Почему? Да, в нашем степном крае мало красивых озер, больших лесов, глубоких рек. Но все, что есть – это наше, родное, нужно только уметь видеть красоту вокруг нас. И в нашем крае природа сама приготовила нам чудеса, которые мы называем памятниками природы. Какой памятник вам запомнился больше других? (Святой камень)
Запишите текст, решив орфографические задачи. (советоваться с соседями)
Подчеркните глагол. Что о нем можете сказать? Измените его по лицам. Какое спряжение? Почему? 2.Письмо по памяти
Нравится вам фотография? Какие деревья ? Что можете сказать о них. Это фото – победитель в конкурсе «Зимняя сказка» Автор дал название «Березки, белые подруги»
- Зима – это красивый иней, вьюги, метели.
Давайте отдохнем и послушаем произведение Г.Свиридова «Вальс-метель»
(прослушивание музыкального произведения)
Какие картины зимы вы представили? Подходят ли такие строчки из стихотворения Сергея Есенина На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит березка
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Какие орфограммы встречаются? Запишите это четверостишье по памяти. Проверяем. Оцените себя. 4. Упражнения в определении спряжений глагола
- Хорошо зимой катания на санках, лыжах, коньках согреться в тепле, увидеть сказочные сны.
Вот передо мною
Чудный сад цветет,
В том саду большое
Дерево растет.
Золотая клетка
На сучке висит,
В этой клетке птица,
Точно жар, горит.
Из какого произведения эти строки? (И.Суриков. Детство) Запишите глаголы из отрывка в два столбика. По какому плану будете работать?
Находим глагол Выделяем окончание По окончанию определяем спряжение - Давайте дополним глаголы в ваши столбики. Только теперь глаголы нужно найти в предложениях.
И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота.
5.Самостоятельная работа
Работа по вариантам- Определите окончание глаголов по вариантам:
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие слова помогают запомнить личные окончания? Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения? Для чего нужны в русском языке спряжения глагола?