Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр»
МОУ Щелканская СОШ Руднянский район Волгоградской области
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса
Тема: «Сказка как литературный жанр».
Автор: Рубцова Светлана Викторовна – учитель начальных классов
Тема урока: «Сказка как литературный жанр».
(проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)
Цель: прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта. Оборудование: таблички с названиями групп, заготовки для работы по разделам, иллюстрации, выполненные в тёплом и холодном тонах, рисунок деревца, для каждого ученика: нарисованные яблоки 3 - х цветов (желтого, красного, зелёного) Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, особенности волшебной сказки. Учащиеся должны уметь: 1) анализировать художественное произведение; 2) сравнивать различный литературный материал; 3) владеть элементарными способами получения и обработки информации; 4) работать группами.
Ход урока. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. - Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект. - Как вы понимаете слово «проект»? (план, замысел) - Такая работа требует от вас умение работать группами: 1 группа: «АНАЛИТИКИ» 2 группа: «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ» 3 группа: «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» 4 группа: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ». (дети сидят по группам, на столах таблички)
II.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. - Мы завершили уже несколько разделов, связанных со сказками и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное и создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре.(на доске тема: «Сказка как литературный жанр») - Как бы вы сформулировали цель и задачи урока? (выслушиваю ответы детей) Цель: собрать информацию о сказках. Задача: создать таблицу для сообщения о сказке как о жанре.
Ш.ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ПРОЕКТА.
- Чтобы создать опорную таблицу по сказкам нам надо вспомнить:
1.Что такое сказка? 2.Виды сказок. 3.Признаки сказок. (на доске) 4.Значение цвета в сказке.
IV.ОСНОВНОЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.
1.- Начнём с формулировки определения сказки. -Начинают работу «АНАЛИТИКИ». -Выберите из данных определений сказки (на партах карточки) единственно верное. Объясните свой выбор.
1.Сказка – это научно-фантастическое произведение. 2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. 3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
( переворачиваю на доске карточку «Что такое сказка» и на обратной стороне определение)
2. Создание классификаций сказок по различным признакам.
- Следующий раздел «Виды сказок». Мы должны разделить сказки по различным признакам. А для этого поработаем с отрывками из сказок. - Продолжают работу «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ». По очереди читаете отрывки из сказок и называете сказку. (карточки с отрывками из сказок на парте) В это время все группы слушают внимательно, т.к. им нужно будет определить вид сказки. «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» называют вид сказки. «АНАЛИТИКИ» делают вывод о видах сказок. «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» отбирают и прикрепляют на доску карточки с названиями.(на парте заготовки: авторские, народные, волшебные, о животных, бытовые)
В результате во 2 –ом разделе в «Сборке» появляется схема: По авторству: народные По видовым особенностям: волшебные авторские о животных бытовые
3. Определение особенностей сказок. -Вы знаете, что у каждого вида сказок свои особенности и вам предстоит их найти. Каждой группе отобрать карточки с особенностями сказок. «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» – волшебных, ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» – о животных, «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» – бытовых «АНАЛИТИКИ» – проверяют, находят общие признаки, делают вывод.
волшебные бытовые о животных Герои-злодеи Герои-помощники Волшебство
Волшебные предметы Необычные испытания Троекратное повторение Таинственное настроение
Герои – простые люди Смешные ситуации Высмеиваются плохие черты характера Восторг умом, находчивостью
Конфликт из-за жилья и еды Сильный защищает слабого Веселое настроение
Вывод: все они создают хорошее настроение. Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. ФИЗМИНУТКА (под музыку)
4. Итак, виды и признаки сказок определили, а теперь скажите, когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации) А почему? (так как по иллюстрациям можно понять содержание сказки) А мне хотелось бы рассказать вам о значении цвета в иллюстрации. Издавна народ придавал большое значение цвету.
Красный цвет символизировал радость, красоту, красный КО любовь, но с другой стороны – это цвет войны, вражды. Красное обозначает также власть, величие. Красную одежду, сапожки могли носить только цари.
Жёлтый – цвет золота, осени. Жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ. жёлтый ЛО
Синий – символизирует небо и вечность, доброту, синий РИ верность.
Зелёный – символизирует юность, веселье, действует успокаивающе, но может действовать и угнетающе. зелёный Т Недаром говорят - «тоска зелёная».
-Гармоничное (удачное) сочетание этих цветов называется ....Переверните карточки и прочитайте. (вызываю одного ученика, на обратной стороне получается слово «КОЛОРИТ») -Послушайте, какой может быть колорит в иллюстрациях.
УЧЕНИК: По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряжённым. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, а тёплым, если преобладают тона жёлтые, красные, оранжевые. Колорит выражает настроение картины.
Посмотрите на иллюстрации (2 иллюстрации в теплых и холодных тонах). - Какое настроение создаёт 1–ая иллюстрация? 2-ая иллюстрация? - Какой из этого можно сделать вывод?
УЧЕНИК: Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки.
УЧИТЕЛЬ: иллюстрация – это отражение особого колорита в сказках.
V.ЭТАП ИСПЫТАНИЯ ПРОЕКТА. - Итак, в результате подробной обработки различных видов информации получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как о жанре, т.е. проект. Испытание созданного проекта будут проводить «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ» (по очереди рассказывают с опорой на составленную таблицу)
VI.ИТОГ УРОКА. - Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? - Какие трудности встретились? - Что показалось наиболее интересным? VII. ОЦЕНИВАНИЕ. - Оцените работу своей группы. (Мы посоветовались …) - Вам понравилось работать в этой группе?
VIII.РЕФЛЕКСИЯ. - Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками. Красное – всё получилось. Жёлтое – испытывали затруднение. Зелёное – было всё непонятно. IX.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. - Как вы думаете, какое будет домашнее задание?